Формирование товарной номенклатуры и ассортимента товаров предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Анализ ассортимента и планирование ассортиментной политики является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой компании. Однако глубина и осознанность данной работы напрямую зависит от уровня развития компании. Вообще не заниматься ассортиментом в бизнесе невозможно. Даже владелец крохотной палатки и то определяет для себя, какой именно товар и в каких количествах закупать для продажи. Конечно, делает он это чаще всего интуитивно, опираясь на свой опыт, прошлые успехи и неудачи. Другое дело, если обороты компании составляют сотни миллионов рублей, и понятно, что любая, даже полупроцентная ошибка способна принести колоссальные убытки. И здесь без серьезного анализа и последующего планирования ассортимента никак не обойтись.

Файлы: 1 файл

kursak 08.01.13.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

    Федеральное государственное   образовательное  учреждение

 

    высшего профессионального   образования 

 

    «Сибирский  федеральный  университет» 

 

    Институт  градостроительства,

 

    управления  и  региональной экономики 

 

 

 

 

Институт  ПЭ и УЭС

 

Кафедра  Экономики и  управления

 

Дисциплина Маркетинг

 

Группа  (ПЭ 05 – 03) МЭ 05 – 1 

 

 

 

 

 

курсовая  Работа

 

«Формирование товарной номенклатуры и ассортимента товаров предприятия»

 

 

 

                                                      Пояснительная записка

 

                                                      ______________________

 

                                                      (обозначение документа) 

 

 

Зав.кафедрой  ______________________   М. Т. Ковалева

 

                                                                                      

 

                              (подпись, дата)

 

Руководитель    ______________________    М. Т. Ковалева                                                                                         

 

проекта (работы)   (подпись, дата)

 

Разработал             ______________________     К.С. Барабаш

 

                              (подпись, дата)

 

 

 

Красноярск, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 0

 

Список используемых источников 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

      Анализ  ассортимента и планирование  ассортиментной политики является  неотъемлемой частью маркетинговой  деятельности любой  компании. Однако глубина и осознанность  данной работы напрямую зависит  от уровня развития компании. Вообще не заниматься ассортиментом  в бизнесе невозможно. Даже владелец  крохотной палатки и то определяет  для себя, какой именно товар  и в каких количествах закупать  для продажи. Конечно, делает  он это чаще всего интуитивно, опираясь на свой опыт, прошлые  успехи и неудачи. Другое дело, если обороты компании составляют  сотни миллионов рублей, и понятно,  что любая, даже полупроцентная  ошибка способна принести колоссальные  убытки. И здесь без серьезного  анализа и последующего планирования  ассортимента никак не обойтись.

 

      Также не  стоит забывать, что работа с   ассортиментом входит в классический  маркетинговый комплекс 4 P: товар   – цена – продвижение –  каналы сбыта. И товар, наряду  с клиентом и его потребностью  в данном товаре – это та  точка отсчета, с которой любая  компания начинает свою маркетинговую  деятельность. Ведь именно от  того, кто целевой клиент компании, зависит выбор товара, а от  того каким товаром мы располагаем,  будет зависеть и его цена, и каналы его распространения  и способы его продвижения.

 

      В современных  условиях конкуренции  рынок  определяет необходимый ему   ассортимент, поэтому задачей  предприятия  является удовлетворить  спрос лучше  и эффективнее,  чем конкуренты. При  неоптимальной  структуре ассортимента происходит  понижение как потенциального, так  и реального уровня прибыли,  потеря конкурентных позиций  на перспективных потребительских  и товарных рынках и, как   следствие этого, наблюдается  снижение экономической устойчивости  предприятия. Поэтому формирование  оптимального ассортимента, способствующего  оптимизации прибыли, сохранению  желаемой прибыли на длительный  период времени, очень актуально  для предприятий, стремящихся  быть конкурентоспособными.

 

      В качестве  объекта исследования в  данной  курсовой работе представлено  Общество с ограниченной ответственностью  «Ачинская мебельная фабрика», основным видом деятельности которой является изготовление корпусной мебели. Основная цель предприятия состоит в удовлетворении разумных, здоровых потребностей потребителей. Выпуск продукции осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами и предварительными соглашениями о поставке.

 

      В условиях  неуправляемых рыночных отношений   избежать риска крайне трудно, и  чтобы минимизировать его,  не обанкротиться  и не изготавливать  продукцию, не находящую спроса, необходимо своевременное формирование  ассортимента.

 

      Целью данной  курсовой работы является изучение  принципов и особенностей формирования  товарного ассортимента на предприятии  и определение оптимальной структуры  ассортимента предприятия на  основе выбранной методики.

 

      Для достижения  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

Показать роль товарного  ассортимента в рыночной экономике, рассмотрев принципы формирования товарного  ассортимента, структуру оптимального ассортимента, учет ограничений при  формировании (оптимизации) ассортимента;

Рассмотреть алгоритм формирования товарного ассортимента.

Определить технологию проведения анализа ассортимента на предприятии.

Рассмотреть применение рангового  анализа при формировании ассортиментной политики предприятия.

Предложить методику оптимизации  товарного ассортимента и проанализировать с ее помощью ассортиментную политику выбранного предприятия.

 

      Решая данные  задачи, в своей работе я   постараюсь раскрыть все аспекты  рассматриваемой проблемы, проанализировать  ассортиментную политику ООО «Ачинская мебельная фабрика», сделать рекомендации по ее возможному улучшению для увеличения прибыли и повышения конкурентоспособности предприятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Роль товарного ассортимента  в рыночной экономике 

 

1.1 Ассортимент как неотъемлемая  часть маркетинговой деятельности  компании 

 

      Каждая  компания, функционирующая на рынке   с целью получения выгоды, предлагает  потенциальным потребителям свои  товары и услуги. Вопросы ассортиментной  политики предприятия всегда  находятся в поле зрения руководителя  любой организации. Очень часто  правильный выбор ассортимента  обеспечивает компании серьезные  конкурентные преимущества. Однако  вопрос правильного выбора ассортиментного  ряда имеет много "подводных  камней". В этом вопросе очень  часто совершаются ошибки, и именно  в силу того, что основным инструментом  выбора ассортимента продолжает  оставаться интуиция.   Рыночный  успех отныне является главным  критерием  оценки деятельности  отечественных  предприятий, а  их рыночные возможности предопределяются  правильно разработанной и последовательно  осуществляемой товарной политикой.

 

      В начале следует сразу определить, что понимается под «ассортиментом» и «ассортиментной политикой».

 

      Ассортимент  – состав и соотношение различных  видов продукции, товаров, услуг  на предприятии.

 

      Обратим  внимание, что в определении отдельно  указано соотношение различных   наименований продукции. Другими  словами, для понимания сути  термина «ассортимент»  важно  знать не только, что предприятие  выпускает (либо продает) 150 наименований  товара, но и то, какую долю  каждое из наименований занимает  в объеме производства (продажи)  и других показателях (в частности  прибыли).[1]

 

      Это понятие  относится к одним  из ключевых  в маркетинге: некоторые  специалисты  не без основания считают, что  маркетинг – это и есть система  планирования ассортимента и  объема выпускаемых изделий, решающая  в этой связи проблемы ценообразования,  продвижения и продаж товаров.

 

      Основными  характеристиками ассортимента  являются: принцип формирования, широта  и глубина.

 

      Существуют  четыре основных принципа формирования  ассортимента: функциональный (по близости  выполняемых функций); потребительский  (по группам потребителей); сбытовой (по типам посреднических, торговых  организаций или по стилю продажи); ценовой (по уровню цен).

 

      Под широтой  товарного ассортимента понимают  количество различных товарных  групп (гамм).

 

      Под глубиной  товарного ассортимента понимают  количество моделей в каждой  товарной группе (гамме), позволяющее  в различной степени удовлетворить  потребность в соответствии с  ее развитостью.

 

      Ассортиментная  группа – совокупность товаров,  связанных одним способом функционирования, адресованных одним и тем же  клиентам и часто продаваемых  в магазинах одного типа. Она  характеризуется как широтой  и глубиной, так и когерентностью. Когерентность – это схожесть  товаров относительно их конечного  использования, требований к производству, каналов распределения.

 

      Совокупность  всех ассортиментных групп товаров   и товарных единиц, предлагаемых  покупателям конкретным продавцом,  называется товарной номенклатурой.[2]

 

      Ассортиментная  политика – политика, суть которой  состоит в определении номенклатуры  производимых или реализуемых  товаров, продукции (услуг) с  учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров,  потребностей рынка, степени риска,  сезонности спроса, конъюнктуры,  динамики цен и других факторов.

 

      Другими  словами при определении ассортимента  компания ориентируется на ряд  факторов: принципов, возможностей, ограничений. Совокупность данных  факторов и способ их учета  при формировании ассортимента  и составляют ассортиментную  политику.[1]

 

1.2 Принципы формирования  ассортимента. Структура оптимального  ассортимента.

 

      Оптимальная  структура ассортимента должна  обеспечивать максимальную рентабельность  с одной стороны и достаточную  стабильность экономических (финансовых) и маркетинговых показателей  (в частность объем продаж), с  другой стороны.

 

      Достижение  максимально возможной рентабельности  обеспечивается за счет постоянного   мониторинга экономических показателей  и своевременного принятия решений  по корректировке ассортимента.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Рис.1. Принципы  формирования оптимального ассортимента.

 

      Стабильность  маркетинговых показателей обеспечивается, прежде всего, за счет постоянного  контроля над ситуацией на  рынке и своевременной реакции  на изменения, а еще лучше  принятие упреждающих действий.

 

      Кроме того, важно, чтобы наименований продукции   было не слишком много. В  настоящее  время для большинства  российских предприятий основной  резерв оптимизации ассортимента  до сих пор заложен в значительном  сокращении ассортиментного ряда. Слишком большой ассортимент  плохо сказывается на экономических  показателях – появляется много  позиций, которые по объемам  продаж не могут выйти даже  на уровень безубыточности. В  итоге общая рентабельность сильно  падает.[1]

 

      Достаточно  редко на предприятиях рассчитывается  рентабельность каждого наименования  выпускаемой продукции, чаще рентабельность  считается в целом. Однако поэлементный  расчет дает поразительные результаты, от которых руководители иногда  просто приходят в ужас.  Часто  получается, что несколько позиций  - локомотивов "тащат" на  себе весь широкий ассортимент  и имеют очень хорошую рентабельность (до 100%). А некоторые позиции, имеют,  например, отрицательную рентабельность  в - 1000%. При детальном анализе,  обнаруживается, что часть позиций  не только имеют отрицательную  рентабельность, но даже не покрывают  переменных издержек, затраченных  на их производство. Предприятия  работают себе в убыток, но  держат позиции с отрицательной  рентабельностью "для ассортимента". 

          При анализе ассортимента довольно  часто используется метод Парето. В принципе, считается нормальным, если 20% позиций дают 80% выручки. Но  на российских предприятиях это  соотношение часто выглядит как  10% наименований - 90% выручки. А ведь  оставшиеся 90% позиций, которые дают  лишь 10% выручки "оттягивают" на  себя и большую долю затрат - их нужно производить, продвигать, документально оформлять и т.д.  Получается, что большая часть  времени на предприятии расходуется  неэффективно.[3] Следовательно, только  исключение нерентабельных и  малорентабельных позиций из  ассортимента может дать компании  увеличение общей рентабельности  на 30 – 50%. [1]

 

      С точки  зрения маркетингового аспекта   – не все ассортиментные позиции  пользуются одинаковым спросом. 

Информация о работе Формирование товарной номенклатуры и ассортимента товаров предприятия