Банки и их роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства.

Содержание работы

Введение___________________________________________с.3-4.
Глава 1. Роль банков и их место в современной экономике__с.5-27.
Банки, их виды_________________________________с.5-10.
Роль банков в накоплении и мобилизации ссудного капитала_с.10-16.
Коммерческие банки и их основные операции______________с.16-22.
Эволюция банковских операций________________________с.23-27.
Глава 2. Влияние банковской системы на экономику Челябинской области_________________________________________________с.28-37.
2.1 Структура банковской системы___________________________с.28.
2.2 Рост капитала__________________________________________с.29.
2.3 Структура кредитов_____________________________________с.30-31.
2.4 Перспективы развития банковского кредитования____________с.31-37.
Заключение______________________________________________с.38-49.
Список использованной литературы__________________________с.40-41.

Файлы: 1 файл

6BCA0B79-1C0F-4141-8248-A27B76B0B1B4 (1).doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Достаточно  часто причиной нежелания пользоваться интернет-банкингом является боязнь хакерских проникновений на домашний или рабочий компьютер. Однако, как утверждают банковские эксперты, эти опасения беспочвенны – современные технологии программно-аппаратной защиты находятся на уровне, обеспечивающем стопроцентную гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств.

«На сегодняшний день интернет-технологии постепенно преодолевают консерватизм людей в отношении выбора платежных средств, – говорит Максим Дудоров. – И массовое распространение дистанционного банковского обслуживания среди населения – это лишь вопрос времени. Оценивая перспективы, можно сравнить эту услугу с развитием системы обслуживания пластиковых карт, которая начала активно распространяться 6-8 лет назад, и сегодня пластиковая карта воспринимается также естественно, как наличные деньги. Сейчас финансовые технологии и возможности банков значительно совершеннее и полнее, да и развиваются они стремительнее. И чем быстрее разгоняется наш «век скоростей», тем раньше наши существующие и потенциальные клиенты почувствуют необходимость дистанционного банковского обслуживания».

За прошлый год резко увеличилось число банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета через сеть Интернет. Их число выросло более чем вдвое – летом прошлого года примерно каждый третий банк поддерживал интернет-банкинг, а сегодня, по данным опроса CNews Analytics, системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) установили более половины крупнейших российских банков. Среди челябинских финансовых организаций эта услуга наиболее широко развита в местных представительствах Альфа-Банка, Гута-банка, Автобанка, Импэксбанка, Кредит Урал Банка и в Челиндбанке. Правда, обращение финансовых структур к технологии ДБО, по мнению экспертов, говорит скорее о потенциальной емкости рынка, поскольку многие банки, приобретая лицензии, реально так и не начали использовать системы в работе, либо пока обкатывают их на афилированных компаниях. Тем не менее, все опрошенные CNews Analytics компании отмечают высокий спрос на решения этого класса.

Современные интернет-технологии позволяют банкам существенно ускорить и упростить документооборот, сократив объем бумажной работы. Управление счетом через интернет позволяет не только экономить время, но и приносит заметную выгоду. Так, некоторые банки снижают тарифы на операции через интернет, другие вводят фиксированную ставку за операцию, а третьи – единую плату за любое число платежных поручений, что особенно выгодно для корпоративных клиентов.

«Установка  системы дистанционного банковского  обслуживания становится неотъемлемой составляющей современного банковского  сервиса, – считает ведущий специалист по формированию клиентской базы челябинского филиала Импэксбанка Мария Мартынова. – Около пятисот частных лиц и значительное число организаций – клиентов местного отделения банка – подключены к системе «банк-клиент»: со стационарного компьютера клиент может управлять собственным счетом и производить все возможные операции. Большим спросом у южноуральских клиентов банка пользуется и такая услуга, как «электронный офис», который помогает управлять своими финансами из любой точки мира, где есть доступ к сети Интернет».

Наиболее  полно ДБО, по мнению экспертов, представлено в Альфа-Банке, который позиционирует  себя как организацию, работающую с  частными клиентами и малыми предприятиями, делая акцент на широком спектре  услуг для этой категории. Система «Альфа-Банк-Экспресс» поддерживает не только стандартные операции со счетом, но и такие специфичные для российского интернет-банкинга сервисы, как открытие новых пластиковых карт или оформление кредита.

По  информации CNews Analytics, многие банки, уже использующие отдельные решения интернет-банкинга, собираются в скором времени перейти к полноценному виртуальному обслуживанию, которое будет включать в себя также sms-банкинг, телефон-банкинг, wap-банкинг. На сегодняшний день лишь немногие российские банки имеют системы подобного уровня, однако, в ближайшие несколько лет этот список, видимо, значительно расширится. Подобный настрой банков вкупе с ростом популярности самих сервисов позволяют прогнозировать на ближайшие годы стабильный спрос на решения ДБО.

Количественные  показатели деятельности Челябинских  банков, продвигающих интернет-сервис, выглядят очень впечатляюще даже с учетом сегодняшней, не самой лучшей ситуации в банковском секторе. Так, по данным компании «Интернет Маркетинг» (www.internetmarketing.ru), ведущие банки, активно обслуживающие физических лиц через Интернет, – «Автобанк» и «Гута-банк» – имеют очень хорошие показатели деятельности своих систем интернет-банкинга. Судите сами.

Результаты  работы системы «Интернет Сервис Банк» (www.homebank.ru) за сентябрь 2007 г.:

  • количество клиентов – более 2000 (физические лица);
  • около 100 новых клиентов за месяц;
  • количество операций по движению средств – 3540;
  • общий оборот по счетам клиентов с использованием системы – около 30 млн. руб.

Показатели  работы системы «Телебанк» (www.telebank.ru) «Гута-банка» за сентябрь 2007 г. (в скобках – данные за август):

  • количество клиентов (физических лиц) – 2475 (2330);
  • количество операций по движению средств – 5072 (4928);
  • средневзвешенная сумма остатков средств на счетах клиентов – 6,35 млн. руб. (6,2 млн. руб.);
  • общий оборот по счетам клиентов с использованием системы – 19,5 млн. руб. (16,7 млн. руб.).

Особенно  обращают на себя внимание результаты деятельности одного из первых региональных банков, который самостоятельно разработал, внедрил и успешно эксплуатирует  систему интернет-банкинга для юридических лиц, – екатеринбургского банка «Северная казна» (www.kazna.ru). Так, по данным за сентябрь 2007 г. (в скобках – данные за август):

  • количество клиентов (юридических лиц) – 708 (565), или 19,26% (15,34%) от числа работающих клиентов банка;
  • количество исходящих платежных поручений – 11 480 (11 425) шт., или 14,05% (12,46%) от количества обработанных банком поручений в рублях;
  • сумма исходящих платежей – 487,8 (470,9) млн. руб., или 12,44% (11,75%) от объема клиентских платежей в рублях;
  • средневзвешенная сумма денежных средств на интернет-счетах – 51,6 (47,7) млн. руб., или 10,64% (9,28%) от средневзвешенных остатков на счетах юридических лиц в банке.

В целом  приведенные данные свидетельствуют  о том, что от робких попыток опробования новых услуг клиенты отечественных банков все активнее переходят к регулярному использованию интернет-услуг. Однако этот переход происходит только при условии, что эти услуги отвечают определенным требованиям и ожиданиям клиентов.

 

 

Заключение

 

Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных  банковских продуктов и услуг. Широкая  диверсификация операций позволяет  банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной  хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:

  • прием депозитов;
  • осуществление денежных платежей и расчетов;
  • выдача кредитов.

Создание  платежных средств тесно связано  с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.

Вторая  обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).

Коммерческие  банки играют значительную роль в  экономике любой страны.

Систематическое выполнение банком своих функций  и создает тот фундамент, на котором  зиждется стабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого  вида операций сосредоточено в специальных  отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников, они переплетаются между собой.

Так, банки обладают уникальной способностью создавать средства платежа, которые  используются в хозяйстве для  организации товарного обращения  и расчетов. Речь идет об открытии и  ведении чековых и других счетов, служащих основой безналичного оборота.

Хозяйство не может существовать и развиваться  без хорошо отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков, как организаторов этих расчетов.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, 2008.
  2. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального Закона от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ в ред. от 21.03.2002 с изм., внесёнными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 февраля 1999 года №4-П // Собрание законодательства РФ, 1996, №6, ст. 492.
  3. Федеральный Закон от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 11.03.2003;
  4. Федеральный Закон от 10 июля 2002 №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (банке России)»;
  5. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н.П.Любушин, В.Б.Лещева, В.Г.Дьякова): Уч.пособие для ВУЗов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.- 471 с.
  6. «Банковское дело» под редакцией доктора экон. наук Коробковой Г. Г. 2003.
  7. «Банковское дело» под редакцией О. И. Лаврушина издание второе переработанное и дополненное 2004.
  8. Банковское дело (Под ред.Лаврушина О.И.) - М.Банковский и биржевой цент, 2004, 404 с.
  9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.Изд.4-е – М.: Финансы и статистика, 2005 .-416 с.
  10. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа- М.: ИНФРА –М, 2007 г.- 222 с.
  11. Общая теория денег и кредита: Учебник. /Под ред. Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ, 2003.
  12. Организация и планирование кредита ( Под ред.И.Д,Барковского) – М,Финансы и статистика, 2005 г, 355 с.
  13. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
  14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Минск: ООО «Новое знание», 2000.
  15. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособобность: экономика, стратегия, управление.- М.ИНФРА-М.-2004.-312с.
  16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие.изд.3-е –М.: Инфра М, 2002.-208 с..
  17. Экономические анализ: ситуации, тесты, примеры:Учебное пособие (Под ред. Баканова М.И., Шеремета А.Д.). - М.:Финансы и статистика, 2005. - 656с.
  18. «Банковское дело» журнал №11, 2007.
  19. «Бухгалтерия и банки» журнал № 8, 2007.
  20. «Деньги и кредит» журнал №10, 2007.
  21. Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации (проект) // Деньги и кредит, 2008, №1.

1 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М., 2003

 

                                                                                                                                                        


Информация о работе Банки и их роль в современной экономике