Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики фирмы и теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
• изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
• совершенствование управления товарным ассортиментом;
• анализ ассортиментной политики на примере СЗАО «Фирма «Омега».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия………..5
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………….…………………………………...5
1.2 Задачи ассортиментной политики……………………...…………………..11
1.3 Структура ассортиментной политики………………………………….......12
2. Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»……………………….....18
2.1 Порядок проведения ABC-анализа….……………………….…………......21
2.2 ABC-анализ ассортимента продуктового супермаркета по группам …..…………………………………………………………………………..….....22
2.3 ABC-анализ части ассортимента отдела бытовой техники по категориям…………………………………………………………………..……27
2.4 ABC-анализ по прибыли…………..…………………………………..…….32
2.5 Общие рекомендации и недостатки ABC-анализа………………….……..35
2.6 XYZ-анализ…………………………………………………………………..37
2.7 Общие рекомендации и ограничения XYZ-анализа………………………42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………...…….……..……………......49

Файлы: 1 файл

Рудницкий Формирование ассортимента.docx

— 129.39 Кб (Скачать файл)

Принятие  окончательного решения об изъятии  товара из программы или о продолжении  его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию [20, c.104].

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя  не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя [21, c.183].

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ ABC- И XYZ-АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ СЗАО «ФИРМА «ОМЕГА»

Компания рано или поздно оказывается перед дилеммой –  стараться максимально угодить  клиенту и держать широкий  ассортимент и большой товарный запас или следить за рентабельностью  вложений в ассортимент и в  склад, с тем, что бы можно было дальше развиваться. Налицо противоречие между двумя задачами – максимально  удовлетворить наибольшее число  клиентов или сделать компанию максимально  рентабельной.

Какой ассортимент необходим  для удовлетворения потребностей покупателей? Какие формы работы с  ассортиментом обеспечат максимальную отдачу вложенных средств? Эффективное управление запасами отвечает на эти вопросы и приводит компанию к тому, что ассортимент наиболее полно отвечает всем потребностям клиентов и оптимизирует ресурсы предприятия [22, c.144].

Оговорюсь сразу, что существует достаточное количество методов, позволяющих  анализировать ассортимент и  товарные запасы. Я выбрал те, которые  кажутся мне не только эффективными, но и применимыми на практике.

Предложенные в моей работе методы практичны, просты, информативны и очень активно применяются  многими успешными компаниями. Однако я уверен так же и в том, что  нет пользы в сложной математической формуле, если нельзя переложить ее на простой язык элементарной  таблицы Excel – далеко не все специалисты, работающие с ассортиментом, имеют высшее математическое образование. Именно отсутствие внятного и простого инструмента ограничивает широкое распространение подобных методов. Я поставил своей целью на простых примерах показать методику применения наиболее популярных математических методов анализа ассортимента.

Для того, что бы любой  анализ был эффективен необходимо, чтобы данные, лежащие в его  основе, точны и доступны для структурирования. Ассортимент должен иметь понятную структуру, информационная база данных должна быть достаточно современна и  конечно, персонал компании должен уметь  обращаться с этой системой. Также  многое зависит от того, правильно  ли ведется учет движения товаров.

Приведя в порядок общую  структуру, мы можем взяться за анализ ассортимента. Для этого  рассмотрим подробно методику проведения АВС - и XYZ-анализа.

С помощью АВС-анализа  можно анализировать вклад товара в результат работы магазина, а XYZ-анализ дает нам информацию о стабильности продаж товара.

Правило Парето или  принцип «80/20»

Один из универсальных  и распространенных методов анализа  ассортимента является метод АВС-анализа. АВС-анализ («а-бэ-цэ»-анализ) нельзя путать с бухгалтерским Abc-анализом (читается «эй-би-си»-анализ и переводится как «activity-based costing» - «расчет себестоимости на основе разнесения затрат по видам деятельности»).

АВС-анализ основывается на так называемом принципе Парето, говорящем  о том, что за 20% последствий отвечает 80% причин. На самом деле, основателем  идеи явился доктор Джозеф Джуран, обнаруживший универсальный принцип, который он назвал "vital few and trivial many" (важного - мало, обычного - много). Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат.

Управленцы и люди творческих профессий знают, что 20% результатов (первые и последние 10%) отнимают 80% времени  и сил. Принцип Парето можно применить практически к любой сфере бизнеса:

  • 80% материальных благ приходятся на 20% населения (соответственно, остальные 80% людей довольствуются 1/5 частью материальных богатств, имеющихся у человечества).
  • за 20% рабочего времени делается 80% работы
  • 20% клиентов приносят компании 80% дохода
  • 80% товарных запасов поставляются 20% поставщиков,
  • 20% товарных запасов занимают 80% склада,
  • 20% дефектов вызывают 80% проблем.
  • 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов,
  • и так далее.

Важно, что данное правило  является эмпирическим - конкретная пропорция  может оказаться иной - не 80/20, а, например, 90/10 или 67,48/32,52. Правило Парето указывает  именно на значительное отклонение от пропорции 50/50 в различных системах, а не конкретную величину отклонения. Но пропорция «20/80» все же является универсальным термином и я приму  ее для простоты формулировки.

Для меня ценность правила  Парето заключается в том, что  эта идея позволяет сосредоточиться  на тех 20%, которые действительно  важны. Из этих 20% проистекает 80% будущих  результатов. И метод АВС-анализа  позволяет определить наиболее приоритетные позиции, «звезды» в ассортименте компании или магазина, выделить аутсайдеров и  показать, что является базовым ассортиментом [23, c. 241].

По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Далее будет рассмотрен ассортимент компании. Однако ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж – все, что имеет достаточное количество статистических данных.

В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в  оборот или прибыль магазина (в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» я в дальнейшем буду подразумевать или прибыль, или оборот):

Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата.

Товары В – «средние» по важности, приносящие еще 30% результата.

Товары С – «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.

Такое соотношение процентов  как раз и обусловлено правилом Парето – мы выделяем главные 80% результата (у меня это выделено как 50 + 30, но можно использовать и другие пропорции, например, 70 + 10, или 65 + 15) и оставшиеся 20% [24, c.129].

 

2.1 Порядок проведения АВС-анализа

1 шаг. Выбираем объект анализа (что будем анализировать? Ассортимент? Поставщиков? Клиентов?) и параметр (по какому признаку будем анализировать? По обороту? По прибыли? По оборачиваемости?). Обычно объектами АВС-анализа являются  товарные группы, товарные категории и товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объем продаж (в денежном или количественном выражении), доход (в денежном выражении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.

2 шаг. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра (вверху располагаются товары с наибольшей долей в обороте, внизу списка – с наименьшей).

3 шаг. Выделяем группы А, В или С. Для этого необходимо:

-    рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом.

-    присвоить значения групп выбранным объектам [25, c.133].

Доля с накопительным  итогом высчитывается путем прибавления  параметра к сумме предыдущих параметров. В программе Excel такая  формула имеет следующий вид:

Таблица 2.1 -Пример расчета доли с накопительным итогом в таблице Excel*

A

B

C

D

E

F

G

 

Продукт

Оборот за январь (тыс.руб.)

Оборот за февраль (тыс.руб.)

Оборот за март     (тыс.руб.)

Оборот по группе за 1-й  квартал

доля в обороте

доля в обороте накопительным  итогом

Формула

ИТОГО

-

-

-

32241519

100%

-

-

Товар 1

1667484

1651702

1642886

4962071

15,4%

15,4%

=F3

Товар 2

927569

922691

930253

2780513

8,6%

24,0%

F4+G3

Товар 3

879119

816959

967919

2663996

8,3%

32,3%

F5+G4

F…+G…

Товар 32

31492

27265

36673

95430

0,3%

100%

F34+G33


*Источник: [ 25, c.135].

В качестве примера рассмотрим ассортимент двух разных магазинов: средний супермаркет в спальном районе формата «магазин возле дома»  и отдел мелкой бытовой и кухонной техники в крупном гипермаркете.

 

2.2 АВС-анализ ассортимента продуктового супермаркета по группам

Объектом анализа в  данном примере будут служить товарные группы продуктового супермаркета в спальном районе среднего формата (алкогольная продукция, хлебобулочные изделия, гастрономия, молочная продукция и так далее). Для простоты далее будем называть их «Группы». Параметром измерения для начала будет служить объем продаж. Нас будет интересовать вклад каждой группы  в общий объем продаж за, например, 1-й квартал 2011 года.

Шаг 1. Анализ ассортимента по товарным группам. Оценивается период 3 месяца. Первым шагом является сбор данных за квартал.  Как видим из таблицы, данных слишком много и невозможно сразу оценить вклад каждой группы в общий оборот магазина. К тому же не ясно, что брать за основу для анализа – позиций в товарной номенклатуре может быть несколько тысяч.

Таблица 2.2 –Оборот продовольственных товаров СЗАО «Фирма «Омега»*

Товарная группа

Оборот за январь по группе (тыс.руб.)

Оборот за февраль по группе (тыс.руб.)

Оборот за март по группе (тыс.руб.)

Оборот по группе

за 1-й квартал (тыс.руб.)

ИТОГО

-

-

-

8 319 292  

Вино-водочные  изделия

294 747

368 186

358 145

1 021 079

Слабоалкогольные изделия

117 013

109 839

108 843

335 695

Безалкогольные

35 892

35 619

37 832

109 343

 

Молочная продукция

210 980

209 553

207 590

628 124

Сыры

93 849

98 989

114 505

307 343

         

Мясная гастрономия

303 536

300 714

309 049

913 300

 

Мясопродукты

222 450

229 671

232 395

684 516

Рыба

107 039

111 607

116 195

334 842

Хлебобулочные изделия

60 174

60 627

60 668

181 469

Кондитерские изделия

98 655

106 249

134 332

339 236

Замороженные продукты

181 611

191 699

178 535

551 846

Овощи-фрукты

120 200

120 388

122 257

362 844

Бакалея

163 660

168 415

164 019

496 095

Консервы

65 703

70 950

74 925

211 578

Чай, кофе

77 989

83 984

76 804

238 777

Соусы, специи

39 306

39 281

42 163

120 749

Салаты

48 371

73 647

77 178

199 196

Растительное масло

82 435

83 594

83 376

249 404

Чипсы, снеки

59 999

59 214

59 385

178 597

Детское питание и детские  товары

104 146

107 402

109 617

321 165

Табак

34 036

34 464

34 486

102 985

Бытовая химия

82 625

81 735

102 227

266 587

Окончание таблицы 2.2

Товары для животных

28 356

28 659

28 207

85 223

Сопутствующие товары

23 662

24 802

30 835

79 299

Информация о работе Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»