The essence and content of the organizational and economic mechanism in the management of mining industry

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:19, доклад

Описание работы

The article covers the theoretical aspects of the mining industry operation. The definitions of organizational and economic mechanism of operation are given, the interrelations of operational and organizational-economic operational systems are revealed, general model of the system is offered.

Keywords: organizational-economic mechanism, the system of management of enterprise, control system of mining industry, the mining branch of industry, the object of control, the subject of management.

Файлы: 1 файл

Механизм КУ.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)


  

I.V. Zhukova.

 

The essence and content of the organizational and economic mechanism in the management of mining industry.

 

The article covers the theoretical aspects of the mining industry operation. The definitions of organizational and economic mechanism of operation are given, the interrelations of operational and organizational-economic operational systems are revealed, general model of the system is offered.

 

Keywords: organizational-economic mechanism, the system of management of enterprise, control system of mining industry, the mining branch of industry, the object of control, the subject of management.

 

 

Жукова Инна Викторовна – доцент кафедры гражданского права ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 31 59 75

 

Сущность и  содержание организационно-экономического механизма управления горнодобывающей  промышленностью

 

 

В статье рассматриваются теоретические аспекты управления горнодобывающей промышленностью. Даны определения организационно-экономического механизма управления разных авторов, отражены взаимосвязи системы управления с организационно-экономическим механизмом управления, дан анализ структуры и предложена общая модель организационно-экономического механизма управления.

 

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, система управления предприятием, система управления горнодобывающей промышленностью, горнодобывающая отрасль промышленности, объект управления, субъект управления.

 

 

Любая управляющая система  приводится в действие посредством системы определенных механизмов. В Экономическом словаре понятие «механизм» рассматривается как последовательность состояний, процессов, которые определяют собой какое-нибудь действие, явление, и как система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности [1].

Определение понятия организационно-экономического механизма можно найти в работах разных авторов. А.А. Кульман утверждает, что «… организационно-экономический механизм есть определенная совокупность или последовательность экономических явлений» [2]. Б.З. Мильнер, А.В. Кочетков, Д.Г. Левчук [3, 9] под организационно-экономическим механизмом управления понимают совокупность элементов организации процесса принятия решения; системы распределения и обеспечения ресурсами; основные способы воздействия на объект управления, которые в соответствии с принятым разделением включают различные методы управления, например, административно-организационные и экономические. Эти авторы считают, что «… в соответствии с рассмотренным понятием, организационно-экономический механизм управления должен выполнять следующие главные задачи – обеспечение необходимой ответственности за достижение конкретных результатов, согласование целей, стимулирование и мотивацию участников деятельности, распределение и обеспечение ресурсов» [3].

Стало классическим, по мнению О.В. Федоровича [4], определение организационно-экономического механизма управления как сложной взаимозависимой совокупности элементов – организационно, экономически, а иногда и технологически связанных между собой подсистем более низкого уровня. Причем, конечный результат деятельности каждого звена (или элемента) системы более низкого уровня служит начальным ресурсом для системы более высокого ранга и т. п. Он считает, что отличительным признаком экономических систем любого уровня является наличие реальных, измеряемых взаимосвязей тех или иных экономических факторов, которые можно классифицировать и сгруппировать. Следует согласиться с мнением В.О. Федоровича, что если организационно-экономический механизм управления (далее – ОЭМУ) соотнести с организационно-экономическим механизмом управления собственностью как системой интеграционного взаимодействия участников, то в обязательном порядке этот механизм включает сформированную участниками систему целей и ресурсных ограничений, а также систему показателей экономической оценки результативности, и имеет соответствующее информационное обеспечение. При этом, его можно рассматривать как системно структурированную совокупность норм правового, организационного и экономического характера, позволяющих элементам системы – ее организациям-участникам – рационально взаимодействовать как внутри системы, так и с внешней средой.

Рассматривая организационно-экономический  механизм как систему управления, следует понимать под этой категорией не только совокупность форм, методов, видов и функций управления (это то, что относится к понятию «экономический механизм управления»), но и аппарат управления. Сюда дополнительно включаются люди и организационный фактор, выполняющий функции управления.

Между тем, по этому поводу существует и другая точка зрения. Б.А. Райзберг определяет организационно-экономический механизм как «… совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых форм, с помощью которых реализуются в действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства» [5]. По его мнению, система управления и механизм управления – это не одно и то же. Отличаются они тем, что механизм включает в свой состав методы, виды, формы и функции управления. Система, помимо перечисленного, включает в свой состав еще и аппарат управления, выполняющий функции управления [6]. 

Но, поскольку система приводится в действие механизмом, выявить сущность ОЭМУ невозможно без рассмотрения всех общественных отношений, проявляющихся через этот механизм. Структура ОЭМУ представляет собой совокупность функциональной, целевой подсистем системы обеспечения ОЭМУ.

Таким образом, структура организационно-экономического механизма управления должна включать перечень субъектов управления, функции управления, объекты управления, перечень и характеристику определяющих взаимосвязей, методы управления (с учетом соответствующей иерархии), цели и задачи управления. На основе такой структурированности можно построить как общую модель организационно-экономического механизма управления горнодобывающей промышленности, так и представить варианты ОЭМУ в зависимости от преобладания составляющих структуры. ОЭМУ управления отраслью промышленности, как считает автор, это совокупность экономических, административных, правовых, организационных методов воздействия на объект управления – горнодобывающую промышленность. Структуру ОЭМУ нужно отображать в виде функционально-целевой схемы взаимодействия подсистем системы обеспечения и экономических методов, комплекс которых направлен на обеспечение достижения целей управления.

Горнодобывающая промышленность входит в структуру минерально-сырьевого  комплекса. Минерально-сырьевой комплекс (МСК) представляет собой сложную  производственную систему, состоящую из взаимодействующих между собой экономических субъектов, занимающихся поисками, разведкой, добычей, переработкой и рыночной реализацией минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки, которая не может быть создана и успешно развиваться без наличия минерально-сырьевой базы (МСБ). Составными элементами горнодобывающей промышленности являются предприятия, которые также представляют собой объект управления, приводимый в действие определенным механизмом. На рисунке 1 отражены взаимосвязи системы управления с ОЭМУ.

Рис. 1. Схемы взаимосвязи системы управления отраслями промышленности и предприятиями с организационно-экономическим механизмом

 

Из рисунка мы видим, что все элементы организационно-экономического механизма обладают комплексным воздействием. Это подтверждает, что успешное достижение цели или успешное решение любой производственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления с целью координации деятельности управляемого объекта. Основным направляющим моментом при этом следует считать приоритет общих целей системы (предприятия). Цели подразделений (подсистем) должны составить конкретный вклад в цели системы (предприятия) организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подсистем (подразделений).

Система целей на сегодня  рассматривается в качестве одного из основных инструментов рационального  построения ОЭМУ с помощью различных  методов, выработанных в управлении.

Помимо отображения  целей, автор считает необходимым структуру организационно-экономического механизма управления сформировать исходя из функционального предназначения. Тогда подразделения или подсистемы можно выделить по функциональному признаку. Ранее по функциональному признаку предлагалось  структурировать организационно-экономический механизм управления ресурсосберегающими технологиями в птицеводческих предприятиях [7]. На рисунке 2 мы отобразили функционально-целевую структуру организационно-экономического механизма управления.

Таким образом, организационно-экономическим механизмом  управления при структурировании его по функциональному признаку можно считать совокупность взаимосвязанных функциональных подсистем, таких как цели управления, функции управления и методы управления.

Анализируя функционально-целевую  структуру ОЭМУ для предприятия  и горнодобывающей отрасли, автор  обращает внимание на несбалансированность целей отрасли и предприятия. Это связано с тем, что остаются несбалансированными отношения между участниками, например, государством – собственником недр и горнопромышленниками – пользователями недр. Примером несбалансированности могут служить различного рода платежи, которые горнопромышленник выплачивает государству. Например, налог на добычу полезных ископаемых, регулируемый налоговым законодательством, платежи за пользование недрами, установленные законодательством о недрах, выполняют, в основном, только фискальную функцию, не стимулируют воспроизводство, не учитывают дифференцированный характер и объективные особенности разработки каждого конкретного месторождения. Платежи участвуют в формировании себестоимости продукции, а это приводит к удорожанию сырья и снижению экономических выгод от предпринимательской деятельности. Основными составляющими организационной подсистемы являются программно-целевое планирование (инвестиционные программы), лицензирование и сертификация. Этим методам свойственна административная природа воздействия, так как они носят обязательный характер, исходя из правовых норм [8], которые являются механизмом государственного регулирования горнодобывающей деятельности.

 

 


 

Рис. 2. Функционально-целевая модель построения ОЭМУ предприятия и отрасли промышленности

 

Необходимо отметить роль и информационной составляющей. Внедрение информационно-управляющих систем позволит решить задачи, связанные с координацией трудовых ресурсов, минерально-сырьевых ресурсов, обмена экономическим опытом и технологиями, координации управленческих действий [10]. Информационная составляющая ОЭМУ должна стать важнейшей составляющей комплексного механизма управления деятельностью и развитием производства.

В современных условиях определяющим элементом любого организационно-экономического механизма управления служат отношения  собственности [4]. Точнее, формирование и развитие нового организационно-экономического механизма управления горнодобывающей промышленности должно быть с учетом интересов государства, собственника недр, иных участников экономических отношений. Значит, ОЭМУ должен учитывать также элементы структуры организационно-экономического механизма реализации права собственности. При этом, необходимо исследовать влияние внутренних и внешних факторов, заданных в обоснованных интервалах экономических и финансовых параметров.

Автор посчитал возможным, с учетом мнения В.О. Федоровича [4] и А.А. Бобкова [11], показать структуру организационно-экономического механизма управления добывающей отраслью (как схематичный пример, рисунок 3), с учетом иных элементов системы управления – субъекта управления, механизма реализации права собственности.

Поскольку, в соответствии с функционально-целевой структурой ОЭМУ, одной из целей управления является эффективное использование собственности как государством, так и предприятием, глядя на рисунок 3, можно сказать, что организационно-экономический механизм есть также механизм реализации права собственности, который представляет собой взаимодействие между экономическими субъектами с целью извлечения полезных свойств объектов собственности [12].

 

 

Рис. 3. Структура организационно-экономического механизма управления в горнодобывающей промышленности

 

Если организационно-экономический механизм управления системой взаимодействия участников (субъекта и объекта управления) в обязательном порядке включает сформированные участниками цели и ресурсные ограничения, а также систему показателей экономической оценки результативности, и имеет соответствующее информационное обеспечение, то его можно рассматривать как структурированную совокупность норм правового, организационного и экономического характера, позволяющих участникам – элементам системы – эффективно взаимодействовать как внутри системы, так и с внешней средой.

Исходя из структуры  ОЭМУ, представленной на рисунке 3, можно  сделать вывод, что реализация механизма  управления происходит посредством  оказания субъектами управления прямого  и косвенного воздействия на всех участников системы. Конечный экономический результат будет предопределяться адаптивностью механизма реализации. 

Исходя из этого автор  уверен, что ОЭМУ может быть структурирован в любой форме с учетом внешних  факторов воздействия. В этом случае структура ОЭМУ будет отражать свою сущность, если в ней будут учтены основополагающие элементы – субъекты, объекты управления, цели и направления воздействия. В общем виде схема ОЭМУ горнодобывающей отраслью представлена на рисунке 4.

Информация о работе The essence and content of the organizational and economic mechanism in the management of mining industry