Шпаргалки по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:45, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

шпоры по экономике организации.docx

— 161.54 Кб (Скачать файл)

в10. Производственная программа  включает в себя три раздела:

• объем производства продукции  в натуральных единицах измерения;

• объем производства продукции  в стоимостном выражении;

• объем реализации продукции  в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.

 

Объем производства продукции  в натуральном выражении рассчитывается по каждому виду продукции (по номенклатуре), в ассортиментном разрезе и с  показателями качества изделий в  физических единицах измерения.

 

Номенклатура — это  укрупненный перечень выпускаемых  предприятием видов продукции, отличающихся между собой разными потребительскими свойствами.

 

Ассортимент характеризует  состав продукции внутри одной номенклатуры, т.е. продукции одного и того же потребительского назначения, но отличающихся между  собой отдельными признаками (марка, сортность, размер, тип изделия и  т.д.). Для оценки объемов производства продукции в ассортиментном разрезе  в натуральном выражении используются такие физические единицы, как тонны, погонные метры, квадратные и кубические метры, штуки и др. Расчет объемов  производства продукции в натуральном выражении по номенклатуре производится в условно-натуральных единицах измерения (условные тонны, условные штуки и т.д.).

 

Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном  выражении не обеспечивает возможности  оценки общего объема производства и  продаж в целом по предприятию  с многономенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки  и продаж продукции по предприятию  в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для  чего используются соответствующие  цены. Необходимость определения  так называемых объемных показателей  в денежной форме обусловлена  возможностью расчета таких показателей  по предприятию в целом, как:

• объем производства продукции  и его структуру;

• объем реализации продукции (валовый доход предприятия);

• сумму прибыли предприятия  от реализации продукции.

 

Объем производства в стоимостном  выражении по предприятию в целом  оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а  также стоимостью, добавленной обработкой, или добавленной стоимостью.

 

Объем производства товарной продукции (Vтп) представляет собой выраженную в стоимостной форме законченную производством, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:

 

Vтп = ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб. (4.7)

 

где ГП – стоимость готовой  продукции, предназначенной для  реализации, млн. руб.; ПФ – стоимость  полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных  цехов, предназначенных для поставки на сторону, млн. руб.; РУ – стоимость  работ и услуг промышленного  характера, выполняемых по заказам  со стороны, млн. руб.; ПС – стоимость  инструментов и приспособлений для  собственного производства, готовой  продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства  и непромышленным хозяйствам данного  предприятия, млн. руб.

 

Товарная продукция исчисляется  в действующих оптовых ценах  предприятия, что позволяет определить реальный (фактический или плановый) объем дохода и сумму прибыли  предприятия, рассчитать уровень затрат на один рубль товарной продукции. Показатель валовой продукции характеризует  общий объем промышленного производства вне зависимости от степени готовности продукции и определяется в стоимостном выражении. В состав валовой продукции промышленного предприятия включается стоимость всех выработанных за определенный период времени готовых изделий, а также предназначенных для реализации на сторону по­луфабрикатов и стоимость выполненных работ промышленного характера. Объем валовой продукции в самом общем виде определяется как сумма товарной продукции (Vтп) и изменение остатков незавершенного производства:

 

Vвп = Vтп + (О2 – О1), млн. руб. (4.8)

 

где О1, О2 – стоимость остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства на начало и конец календарного периода, соответственно, млн. руб.

 

Валовая продукция рассчитывается в неизменных (сравнимых) ценах по так называемому заводскому методу, согласно которому в ее объем не включается в целях избежания  повторного счета продукция отдельных  цехов, предназначенная для последующей  ее переработки внутри данного предприятия.

 

Как товарная, так и валовая  продукция не обеспечивают объективной  и достоверной оценки собственного вклада данного предприятия в  результаты его деятельности. Объясняется  это тем, что в эти показатели включается стоимость сырьевых и  других материальных и энергетических ресурсов, приобретенных предприятием со стороны, удельный вес которой  в себестоимости продукции достигает  порой 80% и более. При росте стоимости  этих ресурсов увеличивается объем  как валовой, так и товарной продукции, хотя «вклад» данного предприятия  в формирование величины этого объема может и не изменяться.

 

Для оценки собственного вклада предприятия в результат его  деятельности рассчитываются показатели чистой продукции и добавленной  стоимости.

 

Объем чистой продукции (ЧП ) – это сумма вновь созданной  на данном предприятии стоимости. В  ее состав включаются:

• фонд оплаты труда по предприятию  в целом (ФОТ);

• сумма отчислений на социальные нужды (Онс);

• прибыль предприятия (Пб), т.е.:

ЧП = ФОТ + Онс + Пб , млн. руб. (4.9)

 

Сумма добавленной стоимости (ДС) по предприятию в целом –  часть стоимости товаров, приращенная  непосредственно на данном предприятии, и включает в себя:

• фонд оплаты труда по предприятию  в целом;

• сумму отчислений на социальные нужды;

• амортизационные отчисления (Ао);

• прибыль предприятия, т.е.:

ДС = ФОТ + Онс + Ао + Пб , млн. руб.

Результат в самом общем  смысле означает итог или следствие  какого-либо процесса или действия. Основным результатом производственного  процесса выступает объем произведенной  продукции (работ или услуг), выраженный в тех или иных единицах измерения. Очевидно, что процесс производства может сопровождаться получением разного  рода результатов как положительных (например, произведенная и имеющая  спрос на рынке продукция), так  и отрицательных (например, бракованная  продукция, продукция, не нашедшая спроса на рынке по различным причинам, образование веществ нетоварного  выхода, нанесенный производством целевой  продукции экологический ущерб  и т.д.).

 

Показателями, оценивающими положительный результат производства, могут выступать те, которые характеризуют  объем произведенной продукции, обладающей свойствами товара, но еще  не перешедшей из сферы производства в сферу потребления. Среди таких  объемных показателей, наиболее часто  используемых для оценки результата производства в стоимостном выражении, необходимо назвать объем валовой  продукции (Vвп) и объем производства товарной продукции (Vтп). Кроме того, показателями, оценивающими индивидуальный результат работы предприятия, могут служить: объем полученной на предприятии чистой продукции (ЧП) или сумма добавленной стоимости (ДС ), созданной на данном предприятии.

 

Под «эффектом» всегда подразумевается  только конечный и полезный результат, полученный вследствие реализации поставленной цели того или иного процесса или  действия.

 

Исходя из сформулированной (§ 1.5) двуединой цели функционирования предприятия было установлено, что  внешней его целью является производство и реализация продукции (работ, услуг), благодаря чему достигается удовлетворение рыночного спроса, а внутренней целью  предприятия — получение максимально  возможной суммы прибыли.

 

Поэтому следует сказать, что показателем, характеризующим  внешний эффект производственной деятельности предприятия должен выступать объем  реализованной продукции (Vpп).

 

Объясняется это тем, что  в объем реализации включается только та продукция, которая не только закончена  производством, но и в требуемом  объеме, необходимого качества, нужного  ассортимента, в установленные договором  на поставку сроки дошла до своего потребителя, а деньги за нее поступили  на расчетный счет предпри­ятия-поставщика. Именно этими обстоятельствами устанавливается  факт поступления этой продукции  в сферу потребления, а следовательно, и факт реализации внешней цели деятельности предприятия — удовлетворение рыночной потребности в данном виде продукции.

 

Показателем, характеризующим  внутренний эффект производственной деятельности предприятия, должна выступать сумма  полученной прибыли от реализации (Прп).

 

Неоспоримость этого утверждения  доказывается ролью и значением  прибыли (они охарактеризованы выше), которые она играет в процессе реализации в первую очередь внутренних интересов предприятия.

Показатели объема реализации (дохода предприятия) и суммы прибыли  от этой реализации очень тесно связаны  между собой, поскольку получение  прибыли возможно тогда и только тогда, когда предприятие реализовало  свою продукцию, удовлетворив тем самым  рыночные потребности. Иначе говоря, получение прибыли является следствием достижения первоочередной цели предприятия  — удовлетворение рыночной потребности  в произведенных и реализованных  товарах.

 в11. Анализ выполнения  производственной программы.

 

Анализ выполнения плана  по выпуску продукции включает следующие  этапы анализа:

Подготовка исходной информации.

Определение процента выполнения плана.

Установление факторов, влияющих на изменение выпуска продукции  в отчёте по сравнению с планом.

Количественная оценка факторов (насколько изменилась конечная величина под влиянием каждого из факторов).

Выводы по результатам  анализа, и разработка мероприятий  по улучшению работы предприятия.

 

Методы анализа:

Метод сравнения, или сопоставления.

Индексный метод.

Метод цепных подстановок.

Логарифмический метод.

Интегральный метод.

 

Метод сопоставления.

 

Основан на сопоставлении  отчётных (со штрихом) и плановых (без  штриха) показателей.

1.      Определение  процента выполнения плана: %В  = (В?-В)х100/В;

2.      Определение  процента изменения каждого фактора  в отчёте по сравнению с  планом. При этом считается, что  конечная величина изменяется  под влиянием каждого фактора  на найденный процент: %DМ = (М?-М)х100/М; %DТ = (Т?-Т)х100/Т и т. д.

3.      Определение  суммарного отклонения выработки  за счёт факторов:

 

%DВ = %DМ+%DТ+%DКро+%DНм

4.      Количественная  оценка влияния каждого фактора:  DВм =В?%DМ/100 и т. д.

 

где DВм — изменение выработки за счёт изменения количества машин (%DМ)

5.      Абсолютное  отклонение выработки по результатам  анализа: 

 

DВан = DВМ+DВТ+DВКро+DВНм

6.      Процент  ошибки данного метода анализа:  e=(DВ -DВан)х100/DВан ; DВ=В?-В;

 

Метод применяется при  незначительном изменении факторов в отчёте по сравнению с планом.

 

Достоинство: простота и универсальность, наглядность.

 

Недостаток: метод не учитывает  взаимного влияния факторов; при  значительном отклонении хотя бы одного из факторов в отчёте по сравнению  с планом ошибка данного метода будет  существенной.

Задачи экономического анализа  определяются его значением, содержанием  и предметом:

Метод цепных подстановок, или  метод последовательного пересчёта.

 

Прост и точен. Наиболее часто  применяется. Заключается в последовательной замене плановой величины каждого фактора  фактической величиной. Таким образом, последовательно измеряется влияние  каждого фактора на конечную величину.

1. Повышение научно-экономической  обоснованности бизнес-планов и  нормативов в процессе их разработки  реализуется в ходе осуществления  ретроспективного анализа хозяйственной  деятельности. Построение временных  рядов за значительный период  позволяет установить определенные  экономические закономерности в  хозяйственном развитии, выявить  основные факторы, оказавшие существенное  влияние на хозяйственную деятельность  в прошлом и способные оказать  влияние в будущем.

 

2. Объективное и всестороннее  исследование выполнения бизнес-планов  и соблюдения нормативов по  количеству, качеству и ассортименту  продукции, работ, услуг реализуется  по данным учета и отчетности. В промышленности исследуется  выполнение производственной программы;  на транспорте – грузооборот;  в организациях связи – число  оказанных услуг, в торговле  – объем оптового и розничного  товарооборота, ассортиментная структура  и пр.

 

3. Определение экономической  эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов  дополняется анализом использования  природных богатств, контролем за  строгим соблюдением определенных  экологических требований и пр.

 

4. Контроль за осуществлением  требований коммерческого расчета  и оценка конечных финансовых  результатов. Для коммерческого  расчета характерны самостоятельность  и ответственность предприятий  перед государством, в первую  очередь по вопросам налогообложения  и по эффективности использования  имеющихся ресурсов. Для правильной  оценки соблюдения принципов  коммерческого расчета и финансовых  результатов требуется выявление  факторов, влияющих на исследуемые  показатели, зависящих и не зависящих  от предприятий.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономике"