Шпаргалки по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:45, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

шпоры по экономике организации.docx

— 161.54 Кб (Скачать файл)

шпоры по экономике организации

в1. Предмет и объект курса экономика предприятия. Задача курса на современном этапе развития экономики.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей эк-ки – предприятию, так именно на предприятии создается продукция, выполняются работы,. Оказываются  услуги. Для реш-ия поставленных задач  и достижения намеченных целей предприятие  исп-ет факторы произ-ва: трудовые ресурсы, технику , технологии, природные ресурсы, капитал и т.д.. На предприятии  разрабатываются бизнес-планы, осущ-ся управление – менеджмент, проводятся маркетинговые исследования,. Организационно – технические мероприятия, рассчитывается эк-ий эффект и эк-ая эф-ть от внедрения  мероприятий. От того, насколько эф-но предприятие осущ-ет произ-но – хоз-ую деятельность, зависит благосостояние его коллектива и общества в целом.

Для решения этих задач  требуется глубокие эк-ие значения. В условиях рыночной эк-ки выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и  компетентно определит рыночную конъюнктуру, создаст и организует произ-во продукции, пользующейся способом, обеспечит доходность предприятия.

Предприятие – это самостоятельный  хоз-ий субъект, обладающий правами  юридического лица, к-ый на основе  использования  трудовым коллективом имущество  произ-т продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Говоря об изучении курса  «эк-ка предприятия», необходимо сформулировать основные его задачи. Они продиктованы двумя определяющими положениями, суть в к-ых в том, что: 1. Предприятие  независимо от форм собственности и  отраслевой принадлежности яв-ся первым звеном и эк-ой основой народного  хоз-ва республики. От уровня эф-ти работы предприятий, зависит уровень развития всего народного хоз-ва, уровень  благосостояния людей. 2. Приход к рыночной эк-ке требует переосмысления действующего ранее хоз-го механизма, введение его  в структуру новых форм и критериев, таких как предпринимательство, конкуренция, хоз-ый риск, коммерческий расчет, сертификация, бизнес-план,. мотивация  труда, налогообложение и т.д..

Основными задачами курса  являются:

1. рассмотрение основных элементов хоз-го механизма, действующего на предприятиях;

2. освоение новых форм и методов хоз-ия,. Предопределяемых требованиями рыночной эк-ки;

3. изучение особенностей эк-ки и организации предприятий различных форм собственности.

в2. Повышение действенности  механизма хозяйствования, в том  числе тор-говой организации, требует  обеспечения учета мотивации  всех участников хозяйственной деятельности, а также сочетания интересов  собственников, руководителей организаций  с интересами всех работников.

 

Только такой подход позволит обеспечить увеличение масштабов деятельности, эффективное использование имеющихся  ресурсов, повышение эффективности  реализуемой продукции, снижение цен  на эту продукцию и достижение других целей с учетом конкуренции  на рынке товаров и услуг.

 

Следует отметить, что положение  организации (в том числе торговой) на рынке определяется как внешними, так и внутренними факторами.

 

Экономическая система общества образует формы собственности и  типы организаций, порядок и условия  их создания, социальную, налоговую  и кредитную политики, концепцию  и программу формирования организаций, нормативную базу, регулирующую деятельность организации.

 

Сама организация, в том  числе торговая, самостоятельно выбирает формы хозяйствования и виды деятельности, анализирует и планирует объемы своей работы, развивает стратегические и текущие цели социально-экономического развития, выбирает формы, порядок организации  и оплаты труда работников, распределяет чистую прибыль, развивает предпринимательство  и решает ряд других вопросов, связанных  с ведением и управлением хозяйственной  деятельности.

 

Таким образом, содержание экономического механизма зависит от экономической  модели общества.

 

Развитие же рыночных отношений  связано с формированием новых  форм и методов хозяйствования торговых организаций, которые, прежде всего, основаны на самостоятельности функционирования хозяйствующих субъектов.

 

Как любое категорийное понятие  хозяйственный механизм торговых организаций  представляет собой единство общего и специфического.

 

Для раскрытия сущности хозяйственного механизма очень важно сравнение  его отдельных элементов применительно  к различным типам экономических  систем.

в3. Предприятие в экономической  среде, цели и задачи предприятия.

Предприятие – самостоятельный  субъект хоз-ия, основное звено в  системе производственных сил, производственных и соц. отношений.

Предприятие – это самостоятельный  хоз-ий субъект, обладающий правами  юридич. лица, к-ый на основе использования  трудовым коллективом имущества  произ-ит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Экономическая среда –  представляет собой совокупность эк-их отношений, возникаюших между предприятием и потребителями продукции, поставщиками, партнерами и гос. органами.

Цель произ-ва хоз-ой деятельности предприятия на уровне народного  хоз-ва – это произ-во материальных и духовных благ, для удовлетворения потребностей об-ва. С т.зр. предприятия  – это реализация эк-их целей (прибыль, выгода, доход) и соц. интересов коллектива предприятия. Предприятие осущ-ет любую  деятельность, не запрещенную законом  и отраженную в уставе предприятия.

Устав – утверждается учредителем  предприятия, здесь опред-ся  наименования, месторасположения, виды деятельности, порядок образования, организация, ликвидация.

Внешняя среда представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана  контролируют внешние по отношению  к организации факторы, чтобы  определить возможности и угрозы для фирмы. Он помогает получить такие  результаты, которые могут повлиять на принятие решений в области  выбора целей, а также на всю деятельность предприятия в перспективе.

 

Анализ внешней среды  дает организации время для прогнозирования  возможностей, время для составления  плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы  раннего предупреждения на случай возможных  угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние  угрозы в любые выгодные возможности.

 

Анализ внешней среды  предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного  окружения.

 

Макроокружение – это  общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев  макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень  влияния состояния макроокружения на различные организации различна.

 

К макроокружению организации  относят: экономические условия  в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные  связи; социально-культурную среду; природно-геогра-фические условия; рынок; государство.

 

Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия  таких компонентов среды, как  состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда  и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, уровень развития научно-технического прогресса, инфраструктура, международное положение и т. п.

 

Непосредственное окружение  анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации  и т. п.

 

Любой из указанных ресурсов имеет очень большое значение для эффективной деятельности организации. Поэтому качественный стратегический анализ каждого отмеченного ресурса  как фактора непосредственного  окружения организации, а также  их системный многофакторный анализ в целом – это приоритетная цель подсистемы стратегического анализа  и всего стратегического планирования.

 

К непосредственному окружению  относятся покупатели и поставщики.

 

Изучение покупателей  позволяет организации лучше  уяснить то, какой продукт в  наибольшей мере будет приниматься  покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в  какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько  можно расширить круг потенциальных  покупателей, что ожидает продукт  в будущем и многое другое.

 

Анализ поставщиков сориентирован  на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию  различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными  ресурсами, финансами и т. п., от которых  зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого  организацией продукта.

 

При изучении поставщиков  материалов и комплектующих в  первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

 

– стоимость поставляемого  товара;

 

– гарантию качества поставляемого  товара;

 

– временной график поставки товаров;

 

– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

Юридич. пространство, в котором  работает предприятие охватывает:

1) закон о предприятиях РБ, действует с 1991г.;

2) трудовой кодекс с 2000г.;

3) з-н о эк-ой несостоятельности, 2001г.;

4) з-ны хоз-го и административного права.

Предприятие работает в соответствии  с коррективным договором, т.е. соглашения между администрацией предприятия  и профсоюзом (к-ые предоставляют  трудовой коллектив), администрация  обеспечивает оборудование, материалы, условия труда, з/п. Профсоюзы организуют рабочую дисциплину и т.д.

Признаки и классификации  предприятий:

1) форма собственности: гос. собственность (республиканская, коммунальная); коллективная собственность (колхозы, кооперативы); частная собственность; совместная собственность; предприятия иностраной формы собственности; смешанная форма собственности.

2) Отраслевая принадлежность: с/х-ая (колхозы, совхозы); строительная (долтресты); торговые (базы, магазины).

3) Уровень подчиненности: местного подчинения, т.е. предприятия к-ые подчинены району в области (32% по V выпуск, продукции); республиканского подчинения, они подчинены министерству промышленности; транснациональные или межнациональные корпорации.

4) Тип организации проз-ва: предприятия массового, серийного, единичного произ-в; опытное произ-во.

5) По этапу развития: строящиеся, реконструируемые, стабильное, свертываемые, банкроты.

6) По организационным формам бизнеса: единоличное владение (унитарное –принадлежит одному собственнику), товарищество (более 2-х человек), корпорации.

7) По объему выпускаемой продукции: малые предприятия, у них в торговле и строительстве до 30 человек, а в машиностроении до 200 человек. Размер годовой прибыли составляют меньше 5000 МЗП (мил. з/п).

Основные черты предприятия:

1) организационные единства. Предприятия определенным образом организ коллектив  со своей внутр. структурой и порядком управления.

2) Обособленное имущество. Каждое предприятие имеет имущество.

3) Имущественная ответственность. Предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам.

4) Предприятие это определенный комплекс средств произ-ва. Предприятие объединяет различный комплекс ресурсов в целях максимизации прибыли.

5) Предприятие выступает в хоз. Обороте от собственного имени (наименования).

6) Оперативно хоз-ая эконом. Самостоятельности.

в4. Производственный процесс  – это совокупность всех действий персонала и орудий труда, необходимых  на данном предприятии для изготовления продукции.

 

Основной частью производственного  процесса является технологический  процесс, состоящий из целенаправленных действий по изменению или определению  состояния предмета труда.

 

Технологическая операция –  это законченная часть технологического процесса на одном рабочем месте.

 

Производственный процесс  состоит из трудовых и автоматических процессов, а также естественных процессов, не требующих затрат труда.

 

В зависимости от назначения выделяются: основные; вспомогательные; обслуживающие производственные процессы.

 

Основные производственные процессы предназначены для непосредственного  изменения состояния или формы  материала продукции, являющейся в  соответствии со специализацией предприятия  товарной продукцией (например – процессы изготовления чугуна, стали, проката  на металлургическом предприятии; процессы изготовления деталей автомобиля и  сборки из них узлов, агрегатов и  автомобиля в целом на автомобилестроительном предприятии и т. п.).

 

Вспомогательными производственными  процессами называют те из них, в результате которых изготовляется продукция, используемая, как правило, на самом  предприятии для обеспечения  нормального функционирования основных процессов (например, производство запасных частей для ремонта основного  технологического оборудования; изготовление средств механизации и автоматизации  собственного производства, производство различных видов энергии для  основного производства). Обслуживающие  производственные процессы обеспечивают основные и вспомогательные процессы услугами, необходимыми для их нормального  функционирования (транспортные или  складские операции).

 

По принципу разделения труда  между человеком и машиной  производственные процессы подразделяются: на ручные; механизированные; автоматизированные; автоматические.

 

Примером ручного процесса являются слесарные работы, выполняемые  рабочим без помощи механизмов; механизированные процессы выполняются рабочим с  помощью средств, снижающих величину физических нагрузок на работающего (например, работа на токар-но-винторезном станке и др.). Автоматизированные процессы частично или целиком выполняются  без участия человека (например, работа на станке-полуавтомате).

Информация о работе Шпаргалки по "Экономике"