Шпаргалка по "Учету труда и заработной платы на железнодорожном транспорте"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Учету труда и заработной платы на железнодорожном транспорте"

Содержание работы

· Задачи учета труда и заработной платы на железнодорожном транспорте
· Учет численности персонала и его классификация
· Состав фонда заработной платы и его виды
· Формы и системы оплаты труда работников железных дорог
· Учет рабочего времени
· Документальное оформление выработки
· Начисление основной заработной платы
· Начисление дополнительной заработной платы
· Начисление выплат, не входящих в фонд заработной платы
· Выплата заработной платы
· Распределение заработной платы
· Аналитический и синтетический учет заработной платы и расчетов по ней с рабочими и служащими
· Учет расчетов по социальному страхованию
· Методы контроля фонда заработной платы

Файлы: 1 файл

пракрика.docx

— 52.32 Кб (Скачать файл)

·  Задачи учета труда и заработной платы на железнодорожном транспорте

·  Учет численности персонала и его классификация

·  Состав фонда заработной платы и его виды

·  Формы и системы оплаты труда работников железных дорог

·  Учет рабочего времени

·  Документальное оформление выработки

·  Начисление основной заработной платы

·  Начисление дополнительной заработной платы

·  Начисление выплат, не входящих в фонд заработной платы

·  Выплата заработной платы

·  Распределение заработной платы

·  Аналитический и синтетический учет заработной платы и расчетов по ней с рабочими и служащими

·  Учет расчетов по социальному страхованию

·  Методы контроля фонда заработной платы

Задачи  учета труда и заработной платы на железнодорожном транспорте

Бухгалтерский учет труда  и заработной платы призван сыграть  важную роль в экономном использовании  денежных средств, предназначенных  для оплаты труда в правильном распределение, и использовании  рабочей силы.

Количество рабочих и  служащих, занятых на железнодорожном  транспорте; составляет 2,4% общей численности  рабочих и служащих нашей страны. В процессе перевозок не создается  новой вещественной продукции и  поэтому основным элементом себестоимости  железнодорожных перевозок является заработная плата. На ее долю приходите  примерно 40% всех затрат.

Бухгалтерский учет труда и заработной платы  должен обеспечить:

- контроль за численностью  и движением личного состава  работников предприятия по категориям, профессиям, квалификации, цехам, участкам  и т. д.

- получение необходимой  информации о количестве и  качестве затраченного труда,  фактически отработанном времени,  правильности его использования  и дисциплине труда;

- точное отражение размера  заработной платы отдельных работников  в соответствии с количеством  и. качеством затраченного ими  труда и общего фонда заработной  платы по видам выплат, категориям  работников, цехам и предприятию  в целом;

- контроль за правильностью  использования фонда заработной  платы и включения расходов на заработную плату в себестоимость отдельных видов продукции, содействие росту производительности труда и снижению себестоимости;

- правильное начисление  и отражение фактического размера  премий и других выплат, входящих  и не входящих в фонд заработной  платы;

- контроль за соблюдением  опережающих темп роста производительности  труда по сравнению с темпами  роста средней заработной платы;

- правильное использование  средств социального страхования;  своевременное составление отчетности  по труду и заработной плате.  

Учет численности  персонала и его классификация

Для получения сведений о  численности рабочих и служащих по предприятию в целом и по отдельным его подразделениям, о  составе работников по категориям, профессиям и квалификации на предприятиях осуществляется учет контингента работников.

Учет личного состава  и его движения осуществляется отделом  кадров в порядке оперативного учета. Главным источником информации о  численности рабочих и служащих, их расстановке по цехам и подразделениям, о составе работников по категориям, профессиям, квалификации, образованию, стажу работы, возрасту, национальности, полу являются личные карточки, открываемые  отделом кадров на каждого вновь  поступившего работника на основании  приказа, подписанного руководителем. В карточке получают отражение все  изменения, касающиеся работника, на основании  первичных документов по учету личного  состава (записки или приказы  о перемещений, увольнении, предоставлении отпуска и др.). Записи в личной карточке должны соответствовать записям, производимым в трудовой книжке, которая  хранится в отделе кадров.

Исходной величиной для  определения численности работников является их списочное наличие. В  списочный состав включают постоянных, временных и сезонных работников. Списочное наличие работников определяется по данным табельного учета и по данным карт учета рабочего времени (работники локомотивных и поездных бригад).

Списочный контингент можно  подразделить на явочный, платежный  и неоплачиваемый. К явочному контингенту  относят работников, фактически явившихся  на работу. Платежный контингент включает в себя явочный и работников, отсутствующих  на работе, которым в соответствии с трудовым законодательством выплачивается  заработная плата. К неоплачиваемому  контингенту относятся работники, не получающие заработную плату, Ир состоящие  в списке предприятия. Это работники, находящиеся в отпуске без  сохранения содержания, больные и  т. д.

Кроме списочного наличия  работников, различают нештатный  состав. В него включают работников, не состоящих в штате предприятия, но выполняющих разовые работы непостоянного  характера.

В учете и планировании весь контингент работников подразделяют в зависимости от выполняемых  функций на рабочих, инженерно-технических  работников (ИТР), служащих, младший  обслуживающий персонал (МОП), работников охраны и учеников.

В целях правильного исчисления себестоимости продукции и производительности труда весь контингент работников делится  на производственный и непроизводственный. Производственный контингент включает работников, связанных с выполнением  производственной программы непроизводственный  работников здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, учебных заведений и т. д.

Кроме того, отдел кадров группирует личные карточки работников по подразделениям, профессиям и квалификации.

Численность персонала учитывается  по видам выполнения работ или  по источникам их финансирования —  перевозки, капитальный ремонт и  др.

Учет труда и заработной платы строится в полном соответствии с принятой классификацией личного  состава.

Состав фонда  заработной платы и его виды

Фонд заработной платы  является одним из важнейших экономических  показателей, утверждаемых предприятию  в плановом порядке вышестоящей  организацией. Он представляет собой  сумму денежных средств, распределяемых государством между работниками  в соответствии с количеством  и качеством затраченного ими  труда.

Общий фонд заработной платы  подразделяется на основную заработную плату и дополнительную. Суммы, начисленные  рабочим и служащим за фактически проработанное время или фактически выполненную работу, составляют фонд основной заработной платы. В его  состав включается заработная плата, начисленная  по Сдельным расценкам, тарифным ставкам  и должностным окладам, оплата внутрисменных  простоев, оплата за работу в сверхурочное и ночное время, в праздничные  дни; доплата меж разрядной разницы  и за совмещение профессий; временное  совместительство, руководство бригадой и др. В состав фонда основной заработной платы включают также  премии рабочим, начисленные в соответствии с действующими на предприятии сдельно-премиальной  и повременно-премиальной системами оплаты труда.

Суммы, начисленные трудящимся за время, не затраченное на работе, но оплачиваемое в соответствии с  трудовым законодательством, образуют фонд дополнительной заработной платы. К нему относится оплата очередных  ежегодных и дополнительных отпусков, оплата времени выполнения государственных  и общественных обязанностей, дополнительных перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, компенсация  за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и другие выплаты.

Различают плановый и фактический  фонд заработной платы. Сумма заработной платы, рассчитанная исходя из плановой численности работников и среднемесячной ставки, образует плановый фонд заработной платы. Сумма начисленной рабочим  и служащим заработной платы за отчетный период составляет фактический фонд заработной платы. Его величина определяется по данным текущего бухгалтерского учета. Кроме того, выделяется фонд, заработной платы списочного (штатного) и не списочного (нештатного) состава. 

В фонд заработной платы  не включают и учитывают отделения  премии, вознаграждения и единовременные поощрения из фонда материального  поощрения, образованного за счет отчислений от прибыли, единовременные и другие премии, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством  при наличии специальных источников; прочие денежные выплаты и натуральные  выдачи рабочим и служащим, единовременные пособия и суточные пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам пенсии, работающим пенсионерам  и другие выплаты за счет средств  социального страхования начисление страховых взносов по социальному  страхованию.

Помимо перечисленных  выше денежных выплат, выдаваемых непосредственно  рабочим и служащим, из общественных фондов потребления государством расходуются  значительные средства на бесплатное образование и медицинское обслуживание, пенсии, подготовку кадров, содержание детских и культурно-просветительных  учреждений, на жилищное строительство  и на другие нужды. Эти средства поступают  в личное потребление трудящихся в виде услуг, или денежных средств, но не учитываются в составе фонда  заработной платы.

Формы и системы  оплаты труда работников железных дорог

На железнодорожном транспорте применяют две основные формы  оплаты труда: повременную и сдельную. Повременная форма оплаты — это  оплата труда по установленным тарифным ставкам или должностным окладам  в зависимости от количества фактически проработанных календарных рабочих  дней (часов). На железных дорогах свыше 60% всех работников оплачиваются по повременной  форме.  При повременной форме оплаты труда находят применение простая повременная и повременно-премиальная системы.

Предельная форме оплата труда производится по сдельным расценкам  за количество единиц изготовленной  продукции (или выполненной работы) определенного качества. Для сдельной формы оплаты труда характерны такие  системы, как прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная и  аккордно-премиальная.

Сдельная форма оплаты труда может быть индивидуальной и бригадной. При индивидуальной оплате заработок рабочего определяется исключительно личной выработкой. Индивидуальная оплата используется там, где целесообразно  и возможно выполнение работ одним  исполнителем. Там где возможность выполнения работ, их качество и производительность достигаются только при совместном коллективном труде, применяется бригадная сдельная оплата. На железных дорогах она используется при выполнении различного рода ремонтных работ.               

Разновидностью сдельной формы оплаты труда следует считать  аккордную систему. На железнодорожном  транспорте она применяется для  оплаты труда монтеров пути и рабочих  некоторых строительных организаций.

Аккордная система оплаты труда дополняется системой премирования, стимулирующей рост производительности труда и высокое качество выполняемой  работы. Аккордно-премиальная система  упрощает нормирование труда и при  хорошей организации производства и труда дает высокий экономический  эффект.

Основными элементами тарифной системы являются тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки и тарифные ставки. В тарифно-квалификационном справочнике содержатся характеристики всех видов работ, встречающихся  в данной отрасли производств  с указанием присвоенных им тарифных разрядов.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочего за единицу  времени в зависимости от условий  труда и квалификации. При подсчете заработной платы пользуются часовыми, дневными и месячными тарифными  ставками.          

Учет рабочего времени

Для подсчета заработной платы  работников ежемесячно исчисляется  норма рабочих дней или часов  и фактически отработанное их количество.

Календарное рабочее время  зависит от установленной продолжительности  рабочего дня, числа календарных  дней в месяце, числа субботних, воскресных и праздничных дней и количества, нерабочих часов в предвыходные (при шестидневной неделе) и предпраздничные  дни.

Для рабочих, выходящих на работу по графику, норма рабочих  часов за месяц исчисляется умножением числа календарных дней в месяце за минусом воскресных и праздничных  дней на установленную продолжительность  рабочего дня и исключением полученной величины количества нерабочих часов  в предвыходные и предпраздничные  дни. Например, если в отчетном месяце 30: календарных дней, 4 воскресенья  и 4 предвыходных дня, в которые рабочий  день сокращается на 1 ч, то норма  рабочих часов за месяц при  семичасовом рабочем дне составит (30 — 4) 7 — 4  = 178 ч.

При шестичасовом рабочем  дне в предвыходные и предпраздничные  дни рабочий день не сокращается, поэтому норма рабочих часов  за месяц в этом случае составит (30 — 4) 6 = 56 ч.

Для рабочих с ежедневным выходом на работу и служащих при  пятидневной рабочей неделе норма  рабочих часов за месяц подсчитывается умножением количества рабочих дней в месяц на 8,2ч и исключением  из полученной величины количества нерабочих  часов в предпраздничные дни. Так, норма рабочих часов в  том же месяце для указанной категории  работников составит  (30 — 8) 8,2 = 180,4 ч.

Для контроля за соблюдением  трудовой дисциплины, использованием рабочего времени и определения  заработка работников на предприятиях ежедневно ведется учет фактически отработанного времени.

Особый характер процесса труда отдельных групп и категорий  работников, железных дорог обусловливает  различные способы учета и  документального отражения рабочего времени.

В настоящее время применяются  две формы табельного учета. Одна из них используется для учета  использования рабочего времени  и подсчета заработка, а другая —  только для учета использования  рабочего времени.

Внесение фамилии работника  в табель и исключение из табеля производится на основании приказа  или записки о приеме на работу, переводе или увольнении.

Каждому вновь поступившему работнику бухгалтерия присваивает  табельный номер. Он закрепляется за работником, регистрируется в специальной  книге и проставляется наряду с фамилией во всех документах по учету  труда и заработной платы при  ручной и механизированной обработке.

Информация о работе Шпаргалка по "Учету труда и заработной платы на железнодорожном транспорте"