Шинная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Шинная промышленность — одна из важнейших отраслей химического комплекса. Она тесно связана с производством синтетического каучука. Производствоы шин — заключительное звено технологической цепочки: добыча нефти и газа — получение бензина — производство синтетического каучука — производство шин. Размещение шинных заводов подчинено прежде всего сырьевому фактору, второй по значению фактор — потребительский. Поэтому так много шинных заводов размещается близ центров нефтепереработки: Нижнекамск, Омск, Ярославль, Волгоград, Москва.

Файлы: 1 файл

Контрольная экономика отрасли.docx

— 98.30 Кб (Скачать файл)

ЗАДАНИЕ 1

ОПИСАНИЕ

Шинная промышленность —  одна из важнейших отраслей химического  комплекса. Она тесно связана  с производством синтетического каучука. Производствоы шин — заключительное звено технологической цепочки: добыча нефти и газа — получение бензина — производство синтетического каучука — производство шин. Размещение шинных заводов подчинено прежде всего сырьевому фактору, второй по значению фактор — потребительский. Поэтому так много шинных заводов размещается близ центров нефтепереработки: Нижнекамск, Омск, Ярославль, Волгоград, Москва.

Со времени появления  пневматической шины прошло почти 160 лет: в июне 1846 г. патент на ее изобретение  получил шотландец Роберт Уильям Томсон. Первые шины накладывались  на колеса с деревянными спицами. Камера шины изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и  покрытой с обеих сторон натуральным  каучуком. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся шина крепилась на обод болтами. Пневматические шины на автомобилях  первыми стали использовать французы Андре и Эдуард Мишлен (1895 г.).

Современные автомобильные  шины различаются по разным показателям.

По типу рисунка протектора шины делятся на дорожные (летние), всесезонные (универсальные), зимние (в том числе  шипованные), повышенной проходимости, спортивные (скоростные, гоночные), карьерные.

По способу герметизации шины бывают камерными и бескамерными. Бескамерные шины безопаснее, их легче  монтировать.

По расположению нитей  корда (своеобразной укрепляющей арматуры) в каркасе шины делятся на диагональные и радиальные. Диагональные шины относительно дешевы и имеют более прочную боковину. Шины, предназначенные для эксплуатации на дорогах с плохим покрытием, изготавливаются диагональными. В радиальных шинах нити направлены поперек центральной линии колеса, по радиусу. Радиальные шины характеризуются повышенным пробегом, пониженным теплообразованием, их использование позволяет сократить расход топлива.

Крупнейшие мировые производители  шин — «Мишлен» (Франция), «Гудьир», «Файрстоун» и «Гудрич» (США), «Бриджстоун», «Сумитомо» и «Иокогама» (Япония), «Данлоп» (Великобритания), «Континенталь» и «Метцелер» (Германия), «Пирелли» (Италия).

По данным Росстата, в 2004 г. общее производство шин в России составило 39,3 млн штук. Это наиболее высокий уровень производства с 1990 г. Одним из основных направлений структурной перестройки автомобильной промышленности в последние годы стало развитие производства малотоннажных автомобилей грузоподъемностью от 0,3 до 1,5 т («Газель» и ей подобные модели), что повлекло переориентацию шинных заводов на изготовление легкогрузовых шин.

Шинная промышленность России в 2002 г. включала 12 предприятий. Шинные производства имеются во всех экономических  районах страны, кроме Северного, Северо-Кавказского и Дальневосточного.

Крупнейшее предприятие  отрасли — Нижнекамскшина (торговая марка «Кама») создано в 1968 г.

 В последние годы  предприятие вводит в эксплуатацию  новые производственные мощности, этому в немалой степени способствует  поддержка хозяина — компании  «Татнефть». Предприятие является основным поставщиком КамАЗа, а также поставляет шины на АвтоВАЗ.

Ярославский шинный завод  — первое в России и, пожалуй, самое  известное предприятие отрасли (c 1932 г.). Многим оно знакомо по названию ярославской футбольной команды «Шинник». Завод занимает первое место в стране по выпуску шин для сельскохозяйственной техники. Потребители продукции — УАЗ, Липецкий и Минский тракторные заводы, а также МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, авиационные заводы.

Омский шинный завод был  введен в эксплуатацию в 1942 г. Изначально он был ориентирован на выпуск грузовых шин, но в последние годы ассортимент  выпускаемой продукции изменился  в сторону производства шин для  легковых автомобилей. При омском предприятии  в 1995 г. было создано совместное российско-словацкое  предприятие «Матадор-Омскшина». Оно специализируется на производстве легковых радиальных автопокрышек по словацкой технологии.

Кировский шинный завод был  открыт в 1943 г. для обеспечения потребностей фронта. В настоящее время предприятие  сотрудничает с ГАЗом, УАЗом, ЗИЛом, ИжАвто, Арзамасским машиностроительным заводом, «Павловским автобусом». В феврале 2002 г. между владельцем завода — компанией «Амтел» и финской компанией «Nokian Renkaat» был подписан контракт о начале совместного производства шин в России.

Волгоградский шинный завод (ОАО «Волтайр») основан в 1964 г. Это предприятие — признанный лидер в производстве шин для сельхозтехники. Сельскохозяйственные шины марки «Волтайр» эксплуатируются во всех странах ближнего зарубежья и во многих других странах Европы, Азии, а также Африки.

Воронежский шинный завод  был пущен в эксплуатацию в 1950 г. Впервые в стране завод освоил производство двухцветных велосипедных шин и крупногабаритных шин для  строительно-дорожных машин.

Московский шинный завод  вступил в строй в ноябре 1945 г. Около 60% производимой продукции  реализуется в Москве и Московской обл. Само расположение завода в районе Дубровки, вблизи крупнейших столичных  автопроизводств, предопределяет тесный характер технологических связей. Шинами московского завода (торговый знак «Таганка») комплектуются автозаводы ЗИЛ, ГАЗ, ВАЗ, ИжАвто, СеАЗ.

Датой основания Уральского шинного завода считается 1943 г., когда  было запущено оборудование эвакуированного  в Свердловск Московского опытного шинного завода. Предприятие производит диагональные шины для легковых и  грузовых автомобилей, мотоциклов и  мотороллеров, электропогрузчиков и электротележек. Предприятие поставляет свою продукцию на Урал, в Сибирь, в Центральную Россию.

 В 2001 г. произведен  пуск новой линии радиальных  грузовых шин, открылось производство  радиальных легковых шин.

Барнаульский и Красноярский шинные заводы, помимо автомобильных шин, выпускают широкий ассортимент шин для авиации. В 1993 г. в Красноярске было создано ОАО «Супершина» для производства крупногабаритных шин для БелАЗов (сказывается близость угледобывающих и горнопромышленных районов Красноярского края, Кемеровской и Иркутской обл., Хакасии).

Петербургский завод «Петрошина» в 1990 г. вышел из состава объединения «Красный треугольник». Предприятие специализируется на выпуске шин для мотоциклов, велосипедов, мопедов.

В последние два-три года в России возникли еще два совместных предприятия отрасли. Во Всеволожске (Ленинградская обл.) открылся завод  финского концерна «Нокиан» (сходство природных условий в России и Финляндии повышает популярность зимних шин этого известного брэнда). В подмосковной деревне Давыдово (Орехово-Зуевский р-н Московской обл.) пущен шинный завод «Мишлена».

Доля зарубежных марок  на российском рынке легковых шин  составляет не более 15%, и в ближайшем  будущем она вряд ли вырастет. Ведь на российских шинных заводах отмечается рост производства, улучшается качества шин, используются современные технологии. Росту импорта препятствуют высокие  ставки импортных пошлин на восстановленные  шины и шины для легковых автомобилей.

Россия ввозит шины, но и  экспортирует их. Около 15% всех производимых в России покрышек для легковых автомобилей  идет за рубеж, в основном в страны СНГ. Экспорт российских легковых шин  в промышленно развитые страны мира в обозримом будущем вряд ли приобретет сколько-нибудь заметное значение. А  вот грузовые шины из России успешно  конкурируют на внешних рынках.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Шинная промышленность России является одним из важнейших секторов химического производства, обеспечивая  экономическую и оборонную безопасность страны.

Наиболее эффективным  организационным направлением развития шинной промышленности России является ее функционирование в составе многопрофильных  интегрированных комплексов, состоящих  как из предприятий, так и из соответствующих  структур в сфере обращения, маркетинга и сбыта товаров, финансов и НИОКР.

Рынок шин оказывает сильное  влияние на состояние транспортной системы и его состояние является одним из факторов, определяющих уровень  автомобильного хозяйства страны. Поэтому  важно определить тенденции происходящие на рынке шинной промышленности, отслеживать  состояние дел у основных конкурентов, для того чтобы на основе анализа  повысить конкурентоспособность российских производителей на мировом рынке.

Российский рынок шинной продукции характеризуется высокой  степенью монополизации, где три  основных участника (ОАО «Татнефть», СИБУР и АМТЕЛ) производят более 90% от общего объема выпуска шин.

Доля ОАО «Нижнекамскшина», основным акционером для которого является ОАО «Татнефть» в общем объеме шин, произведенных российскими шинными заводами составляет 40,9%. Шинными заводами, принадлежащими компании «Сибур» (Ярославский ШЗ, «Омскшина», «Волтайр», «Уралшина»), за 2009 год выпущено 8115 тыс. шт. шин. Доля в общем выпуске составляет 35,2%. Шинными заводами, принадлежащими компании «Амтел» (ООО ПТП «Воронежшина», ОАО «Кировский ШЗ») за 2009 год выпущено 3975 тыс. шт. шин. Доля в общем выпуске составляет 17,2%.

В условиях нарушенных экономических  связей между промышленными предприятиями  достаточно сложно существовать любому производству и, чтобы сохранить  положение на рынке, предприятиям необходимо выбрать правильный путь развития. Сложность решаемой задачи определяется действием двух факторов: внутренних и внешних. К внешним факторам относятся: углубление рыночных отношений  и расширение возможности выхода предприятия на мировой рынок; усложнение взаимосвязей с взаимодействующими хозяйствующими субъектами; реструктуризация социальных отношений в обществе. К внутренним факторам можно отнести: наличие значительных объемов морально и физически изношенного оборудования, который порой превышает 60% (в  мировой практике 20 - 25 % считается  критической), со сроком службы более 15-20 лет и устаревшими технологиями производства; недостаточное обеспечение  предприятия прогрессивными видами материалов: высокопрочными видами текстильного корда, новых марок каучука (ГБК, ПХП, СКЭПТ, ДССХ и др.) и технического углерода, высокоэффективными марками химикатов- добавок, включая экологически безопасных и др.; ограниченность номенклатуры, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и т.д.

За последние десятилетия  сократился импорт зарубежных технологий и оборудования и вместе с этим существовал кризис в отечественном  машиностроении, что не способствовало обновлению основных фондов. Чтобы  следовать за развитием автомобилестроения необходимо искать новые подходы  при отсутствии собственной научной  базы. Позицию лидеров шинной отрасли  России составят те предприятия, которые  будут реализовать полномасштабные  инвестиционные программы, направленные на перевооружение предприятий и  внедрения новых технологий.

Для этого специалистам технологических  и конструкторских служб предприятий  необходимо постоянно работать над  обновлением и расширением ассортимента выпускаемой продукции, повышением ее качества. Несоответствие выпускаемых  отечественной промышленностью  шин современным требованиям  приводит к тому, что во многих случаях  автомобильная техника комплектуется  шинами зарубежных фирм. Для того чтобы  шины соответствовали требованиям, необходимо внедрение новейших технологий для выпуска конкурентоспособной  продукции, проведение реконструкции  и технического перевооружения предприятия  для создания технологической возможности  производства перспективных шин  требует наращивания инвестиций в основной капитал. В этой связи  перед шинниками встает вопрос поиска стратегического инвестора. Для  ОАО «Нижнекамскшина» главным инвестором проектов выступает ОАО «Татнефть», которое продолжает активно поддерживать предприятие, отвлекая средства на инвестирование программы технического обновления и перевооружения.

Без тесного взаимодействия с лидерами в этой сфере проблемы повышения качества и конкурентоспособности  отечественных шин не решить. В  шинной промышленности предполагается совершенствование структуры производства за счет увеличения доли шин радиальной конструкции, что отвечает современным  и перспективным требованиям  к долговечности шин, их эксплуатационным свойствам, экономии топлива и экологической  безопасности.

Приступив к производству высокоэффективных шин и развивая данное направление, можно надеяться  на ограничение ввоза в Россию шин из других стран, которые создают  нездоровую конкуренцию отечественному шинному бизнесу.

Предстоит еще решить много  проблем по реструктуризации шинной промышленности, что в свою очередь  позволит повысить экономическую и  оборонную безопасность России; повысить конкурентоспособность российских шин на мировом рынке; удовлетворить  спрос потребителей с учетом требований качества и ассортимента шин; улучшить экологическую обстановку за счет повышения  долговечности шин, снижения расхода  топлива; сохранить и создать  новые рабочие места как у производителей шин, так и у поставщиков сырья и вспомогательных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2

Задача 1. Усиление отраслей нефтяной и газовой промышленности в национальной экономике

Завод выпускает токарно-винтовые станки в количестве 12 тыс. штук в  год. Станок состоит из 900 деталей. Предложено часть металлических деталей  станка заменить на пластмассовые.

Информация о работе Шинная промышленность