Экономика, организации, нормирования и социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Данный курсовой проект является неотъемлемой частью учебного процесса по подготовке квалифицированных специалистов в области экономики. Основной целью данного курсового проекта является закрепление и углубление теоретических знаний, и овладение практическими навыками по выявлению резервов повышения эффективности труда, организации оплаты труда, его мотивация, стимулирования и нормирования, эффективного использования трудовых ресурсов. Объектом исследования является в Отдел милиции № 4 УВД по городу Ижевску, а именно Группа учёта.
Отдел милиции № 4 УВД по г. Ижевску является территориальным органом - структурным подразделением Управления Внутренних Дел по г. Ижевску.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….4
Эргономическая экспертиза рабочего места………………………………...6
Последовательность эргономической оценки рабочих мест…………..6
Идентификация антропометрического и биомеханического группового показателя СЧТС…………………………………………….7
Разработка психофизиологического группового показателя СЧТС…10
Психологический групповой показатель СЧТС и его определение…14
Гигиенический групповой показатель СЧТС и его определение……15
Анализ полученных результатов……………………………………….17
Исследование и проектирование организации труда…………………...…20
Управление организацией труда………………………………………..20
Анализ основных направлений организации труда на рабочем месте………………………………………………………………………21
Исследование и проектирование рационального рудового процесса…………………………………………………………………..26
Регламентация и нормирование труда……………………………………...29
Регламентация деятельности предприятия и ее подразделений……..29
Анализ состояния регламентации, стандартизации индивидуального труда………………………………………………………………………30
Исследование затрат сменного фонда времени……………………….33
Оценка трудоемкости функций……………………………………..….39
Экономика и социология труда……………………………………………...42
Анализ динамики основных трудовых показателей…………………..42
Анализ использования персонала организации……………………….44
Анализ аттестации работников…………………………………………45
Анализ тарификации труда…………………………………………..…48
Анализ применяемых форм и системы оплаты труда………………...49
Анализ состояния премирования труда……………………………..…53
Анализ фонда оплаты труда…………………………………………….56
Социологическое обследование коллектива…………………………..58
Характеристика трудового коллектива……………………….…..58
Оценка организационных аспектов качества трудовой жизни.....................................................................................................58
Оценка социально-психологического климата в коллективе…...60
Оценка уровня ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) коллектива……………………………………………………………62
Общие выводы по результатам исследований о социологических резервах труда………………………………………………………..62
Заключение……………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………...67

Файлы: 1 файл

Экономике, организации, нормированию и социологии труда.doc

— 814.00 Кб (Скачать файл)

 

Первая часть психофизиологического  группового показателя включает в себя ряд единичных эргономических требований и параметров, которые нужны для определения группового эргономического показателя.

Вторая его часть  реализуется путем построения кривой работоспособности сотрудника на конкретном рабочем месте. Для выявления ее динамики воспользуемся методом А. Крепелина. Метод Крепелина заключается в том, что работник выполняет построение числовых рядов двумя способами после предварительного обучения методикам формирования этих рядов.

1 способ. Экспериментатор  задает два числа, например, 7 и 8 и после команды работник в течение 1 минуты строит числовой ряд, причем принцип построения заключается в том, что «числитель» каждой последующей пары чисел равен сумме 2-х предыдущих, а «знаменатель» - «числителю» предшествующей пары:

7 5 2 7 9…

8 7 5 2 7 9…

2 способ. Используем в  качестве примера те же самые  числа: 7 и 8. В этом случает сумма  значений предшествующей пары  становится в «знаменатель» последующей,  а знаменатель предшествующих  двух чисел переносится в «числитель»  двух последующих. 

7 8 5 3 8… 

8 5 3 8 1 9…

Если при складывании  пары чисел получаем сумму величиной  более 10-ти, то десятки отбрасываются.

Тестирование проводилось с интервалом в один час в течение всей смены с 9.00 до 18.00 (с 13:00 до 14:30 обед). На тест рабочему давалась одна минута. Далее определялся коэффициент эффективности для каждого момента времени по формуле:

       ,                                         (1)

где N – число пар воспроизведенных чисел, шт.;

      n - количество совершенных ошибок, шт.

Полученные данные представлены в таблице 3:

Таблица 3

Текущее время

Число пар воспроизведенных чисел, N

Количество совершенных ошибок, n

Коэффициент эффективности, К

9:00

15

0

0,5

10:00

20

0

0,67

11:00

24

0

0,8

12:00

22

0

0,73

13:00

20

0

0,67

14:00

21

0

0,7

15:00

25

0

0,83

16:00

27

0

0,9

17:00

16

0

0,53

18:00

14

0

0,47


 

Затем по данным таблицы 3 была построена кривая работоспособности работника до и после обеда, которая представлена на рис. 1.

рис. 1.

По данному рисунку мы видим, что в 9:00 и 14:00 так называемый период врабатываемости. Работник только приходит на своё рабочее место, он еще толком не проснулся или же еще отдыхает после приема пищи. Пик активности работника приходится на 11:00 и 16:00 это условные середины двух промежутков рабочего дня. То есть работник еще не успел достаточно сильно устать, в нем еще остаются силы, после того как он проснулся или же пообедал. К 13:00 и 18:00 кривая работоспособности идет на спад. Это говорит о том, что работник физически и умственно устал, у него закончилась энергия, полученная им за завтраком или же за обедом. После обеда, который длится 1 час, работоспособность повышается, это говорит о том, что работнику достаточно этого часа, для того чтобы восстановить свои силы.

В целом видно, что коэффициент работоспособности на протяжении всего рабочего дня выше 0,5, а в 16:00 он максимальный (0,9) это объясняется двумя причинами:

1) смена начинается  с 9 часов утра, это вполне удобно для работника;

2) легкие условия труда, которые не сильно загружают сотрудника.

 

1.4. Психологический групповой  показатель СЧТС и его определение

Таблица 4

Данные эргономической экспертизы рабочего места

     

Параметры

Групповой эргономический показатель

Системные требования

Единичные требования

Наименование

Единица измерения

Норматив

Измеренное значение

Баллы

Психологический

1. Требования, предъявляемые  работой человеку

1.1. Требования к познавательным  психическим процессам

память

 

 

 

 

 

Методика «Оперативная память»

30 – 40 правильно рассчитанных сумм

37 сумм

 

 

 

3

 

 

внимание

Методом теста

25 – 35 очков

32 очка

 

3

мышление

 

 

 

 

Методика «Закономерности  числового ряда»

4 – 7 рядов

6 рядов

 

3

 

 


 

Психологический групповой  показатель СЧТС способствует более  тонкой оптимизации взаимодействия в ней между человеком и оборудованием. Основная цель изучения данного показателя – определение, соответствует ли психические свойства личности работника тем требованиям, которые предъявляет ему избранная профессия.

Для его определения  было проведено тестирования работника по трем показателям: память, внимание, мышление. Были использованы тестовые задания преподавателя Орефкова.

Как видно из таблицы 4 психические свойства работника  полностью удовлетворяют требованиям, которые предъявляет его профессия. Наблюдение велось за инженером-электроником, он в свою очередь работал с бумагами и документами. Для него очень важно иметь все эти три показателя на достаточно высоком уровне, так как он работает с достаточно важными документами, которые затем отправляются для проверки в Прокуратуру.

Внимание - сосредоточенность мысли или слуха и зрения на чём-либо. Если он будет не достаточно внимателен, то он может допустить серьезную ошибку, к примеру, при присваивании архивного номера, что в дальнейшем приведет к путанице.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  человеком его опыта. Если у него будут проблемы с памятью, он может забыть сделать очень срочное или же очень важное дело, что так же приведет к негативным последствиям.

Мышление - это процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождение закономерных связей и отношений между ними. Если у него будут проблемы с мышлением, то он просто на просто не сможет сравнить два материала, не найдя в них закономерных связей.

 

 

1.5. Гигиенический групповой показатель СЧТС и его определение

Таблица 5

Данные эргономической экспертизы рабочего места

     

Параметры

Групповой эргономический показатель

Системные требования

Единичные требования

Наименование

Единица измерения

Норматив

Измеренное значение

Баллы

Продолжение табл. 5

Гигиенический

1. Требования к окружающей  среде

1.1. Требования к санитарно-гигиеническим  условиям труда

температура воздуха

°C

20 - 23

22

3

общая освещённость

ЛК

Не более 230

190

3

относительная влажность 

%

 

40 - 60

 

60

 

3

 


 

Гигиенический групповой  показатель используется для оптимизации  взаимодействия человека-оператора  и производственной сферы, его окружающей.

Воспользуемся оценкой  соответствия санитарно-гигиенических  условий труда так же, как и в предыдущих интегральных показателях, то есть оценка с помощью баллов.

Как видно из таблицы 5 все три требования к санитарно-гигиеническим  условиям труда, которые присутствуют на данном рабочем месте, удовлетворяют параметрам нормативов.

Так как во время прохождения  практики в Группе учёта я находилась в их кабинете не протяжении долго  времени, я могу сказать, что действительно  гигиенический показатель соответствует  норме. В таблице не отражен показатель – пыль. Сотрудники Группы учёта работают с архивными материалами и в кабинете есть обычная пыль, которая накапливается на стопках архивных материалов. И когда нужно перебирать материалы, то пыль распространяется по всему кабинету, но это не влияет негативно на самочувствие сотрудников, так как кабинет после того, как материалы сложены на место, проветривается.

 

 

 

1.6. Анализ полученных результатов

 

Теперь рассчитаем величины обобщенных групповых показателей СЧТС по формуле:

          (1)

где М - обобщённый групповой показатель, баллы;

Xmin - минимальное значение фактора по групповому показателю;

Xср - среднее значение всех факторов, входящих в изучаемый групповой показатель;

Xmax - максимальное значение фактора по группе.

Полученные значения групповых эргономических показателей  представлены ниже (Таблица 6):

Таблица 6

Обобщённые групповые  эргономические показатели

Показатель

Xmin

Xср

Xmax

М

Антропометрический и  биомеханический

2

2,85

3

2,77

Психофизиологический

3

3

3

3

Психологический

3

3

3

3

Гигиенический

3

3

3

3


 

По полученным данным находим коэффициент  комфортности рабочего места по формуле:

           (2)

где α – коэффициент  комфортности рабочего места;

Мi – величина i-го группового показателя, вычисляемая по формуле (1).

 

Оценка категории комфортности рабочего места:

Таблица 7

Категория комфортности рабочего места

Коэффициент комфортности

0,00 – 0,15

0,16 – 0,5

0,51 – 0,85

0,86 - 1

Категория комфортности рабочего места

Дезинтег-ральное

Дискомфортное

Близкое к оптимальному

Комфортное


 

По данным таблицы 7 можно сделать вывод, что изучаемое рабочее место инженера-электроника комфортное.

В целом, согласно эргономической экспертизе рабочее место инженера-электроника комфортное, но все же присутствует и ряд недостатков, влияющих на работоспособность.

Во-первых, как это  было сказано в пункте 1.2., рабочая мебель сотрудников группы учёта достаточно старая и давно отслужилась свой срок работы. Поэтому желательно заменить старую мебель на новую офисную мебель, которая будет многофункциональна и будет более эстетична, чем мебель, которая находится в кабинете сейчас.

Во-вторых, как это было сказано в пункте 1.5., в кабинете сотрудников присутствует много пыли от большого объема архивных материалов. На мой взгляд, необходимо установить кондиционер для очищения кабинета от накапливающейся пыли, так как проветривать помещение в холодный период не очень удобно. С помощью кондиционера в кабинет будет поступать свежий воздух, что положительно будет влиять на работоспособность сотрудников.

В-третьих, сотрудники группы учёта находятся в достаточно не большом кабинете, в котором большую часть свободного пространства занимают архивные материалы. Рядом с их кабинетом есть более просторное помещение, которое в данный момент пустует. По возможности хотелось бы, чтобы сотрудники переехали в новый более просторный кабинет.

В-четвертых, так как архивные материалы лежат на шкафах, внутри шкафов, на полу, на мой взгляд, необходимо, если сотрудники переедут в новый кабинет, старый кабинет переоборудовать в помещение для хранения архивов, то есть установить соответствующие стеллажи и полки. Если же старый кабинет невозможно будет занять под архивы, то рекомендуется в новом кабинете сделать большой стеллаж, на котором будут размещаться все документы. Это значительно увеличит рабочее пространство в кабинете.

Информация о работе Экономика, организации, нормирования и социология труда