Экономическая сущность продажи готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия, также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства.

Файлы: 1 файл

1 Экономическая сущность продажи готовой продукции.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы отразить продукцию или работы, услуги реализованными, бухгалтерия должна иметь документы, подтверждающие исполнение договора и, в первую очередь, переход прав собственности на них. Кроме указанного ранее приказа-накладной, это могут быть железнодорожные, авиа, товарно-транспортные накладные с отметками станции отправления или назначения, коносаменты, акты выполненных работ.

Реализация продукции (работ, услуг) производится организациями  по следующим ценам:

- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

- по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

- по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг).

В договорах на поставку готовой продукции указывают  поставщика и покупателя, необходимые  показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с  государствами, подписавшими договор  об экономическом сотрудничестве, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным  на сумму НДС.

При установлении отпускных цен указывается франке, т.е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта) должны оплачиваться покупателем.

На основании накладных, товарно-транспортных железнодорожных  накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в  финансовом отделе или при его  отсутствии с бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежные  требования для расчетов с покупателями через банк.

В платежном требовании указывают  наименование и местонахождение  поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа  по договору, стоимость дополнительно  оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям (если это предусмотрено договором), сумму налога на добавленную стоимость, выделяемую отдельной строкой. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения по НДС, расчетные документы и реестры выписывают без выделения сумм НДС и на них делают надпись или ставят штамп " Без налога (НДС)".

Платежные требования должны быть выписаны поставщиком и сданы  в банк на инкассо (с поручением получить платеж от покупателя) не позднее следующего дня, после отгрузки или сдачи готовой продукции грузополучателю. Второй экземпляр платежного требования отправляется покупателю для оплаты.

Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость  учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а №16а - при определении выручки по оплате.

Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга (сбыта) в специальных карточках, книгах, или журналах, а при использовании ЭВМ - в ежедневно составляемых в машинограммах отгрузки продукции.

Для вывоза готовой продукции  с территории организации представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия товарно-материальных ценностей. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер организации или уполномоченные им лица. Пропуском могут служить копии товарно-транспортных накладных или фактур, на которых делаются специальные разрешительные надписи.

Завершающей стадией процесса кругооборота средств предприятия  является реализация продукции (работ, услуг), в результате чего готовые  изделия (работы, услуги) превращаются в деньги.

С введением в действие налогового кодекса РФ определено понятие реализации готовой продукции. Согласно ст.39 налогового кодекса, реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на товар от одного лица к другому.

Реализация – основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Планирование процесса реализации начинается с обеспечения предприятия заказами. На их основе составляется план по номенклатуре, являющийся основанием организации производственного выпуска соответствующих видов продукции. Заказы согласовываются с заказчиками продукции и поставщиками материалов. С покупателями заключаются договоры, в которых указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов.

Согласно статьи 39 “Реализация товаров, работ или  услуг”: реализацией товаров, работ  или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (12, С. 165).

Место и момент фактической реализации товаров, работ  или услуг определяются в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Не признается реализацией товаров, работ или  услуг:

1) осуществление  операций, связанных с обращением  российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных  средств, нематериальных активов  и (или) иного имущества организации  ее правопреемнику (правопреемникам)  при реорганизации этой организации;

3) передача основных  средств, нематериальных активов  и (или) иного имущества некоммерческим  организациям на осуществление  основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской  деятельностью;

4) передача имущества,  если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества  в пределах первоначального взноса  участнику хозяйственного общества  или товарищества (его правопреемнику  или наследнику) при выходе (выбытии)  из хозяйственного общества или  товарищества, а также при распределении  имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества  в пределах первоначального взноса  участнику договора простого  товарищества (договора о совместной  деятельности) или его правопреемнику  в случае выдела его доли  из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых  помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества  путем конфискации, наследование  имущества, а также обращение  в собственность иных лиц бесхозяйных  и брошенных вещей, бесхозяйных  животных, находки, клада в соответствии  с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции  в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом.

Таким образом, под отгруженной или отпущенной продукцией, выполненными работами и  оказанными услугами понимают продукцию  и услуги, расчетные документы на которые представлены покупателю.

Датой или моментом продажи готовой продукции в  зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения  считается дата возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и  предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из дат. Оплатой готовой продукции признается прекращение встречного обязательства приобретателя соответствующей готовой продукции перед налогоплательщиком, которые непосредственно связаны с поставкой (передачей) этой готовой продукции, за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателям – векселедержателем собственного векселя.

 

1.3 Основные  экономические показатели продажи  готовой продукции

 

Выручка — денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. Однако сумма выручки значительно отличается от стоимости отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:

- остатки готовой продукции на складе;

- остатки товаров, отгруженных, но неоплаченных;

- товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателя.

Прибыль — форма  денежных накоплений, экономическая  категория, характеризующая финансовый результат хозяйственной деятельности. Прибыль, отражаемая в балансе предприятия за отчетный период, называется балансовая прибыль (14, С. 224).

Балансовая  прибыль складывается из 3 элементов:

1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг  определяется по формуле 

 

(1.3.1)


где Вб.н. — выручка  от реализации продукции без НДС, акцизов;

С — себестоимость.

2. Прибыль (убыток) от реализации имущества определяется  по формуле

 

(1.3.2)


где Вр.им. —  выручка от реализации имущества (без  НДС); ОС — остаточная стоимость  имущества.

Себестоимость — совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Выделяют 2 способа  расчета себестоимости:

1. По элементам  затрат (затраты группируются в  соответствии с их экономическим  содержанием);

2. По статьям  калькуляции (затраты выделяются  по их назначению, роли, месту  возникновения).

Различают следующие  элементы затрат:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты (налоги, сборы, платежи).

Себестоимость на предприятии рассчитывается в  несколько этапов:

1. Определяется  производственная себестоимость  — совокупность затрат, связанных  только с производством. 

2. Определяется  себестоимость валовой продукции  путем корректировки себестоимости  произведенной продукции на изменение  остатков расходов будущих периодов (освоение новых производств, взносы арендной платы за последующие периоды). Увеличение остатков этих расходов вычитается и наоборот.

3. Определяется  себестоимость товарной продукции. (Товарная продукция — стоимость  продукции, которая будет выпущена в данном периоде и подготовлена к реализации) При этом себестоимость валовой продукции корректируется на изменение остатков незавершенного производства (прирост остатков снижает себестоимость) и внепроизводственные расходы (доставка, реклама).

4. Определяется себестоимость реализованной продукции путем корректировки на величину изменения остатков готовой продукции. Реализованная продукция — стоимость продукции, которая будет поставлена заказчику и оплачена им в данном периоде.

Рис. 1.3.1.Структура затрат

 

Рис. 1.3.2.Структура затрат на оплату труда

 

В данном параграфе обозначен лишь минимальный перечень экономических показателей, по которым уже можно делать определённые выводы об уровне продаж предприятия. Безусловно перечень показателей, по которым анализируют экономическую деятельность предприятия гораздо шире.

Таким образом, готовая продукция - конечный продукт производственного процесса организации. Организации изготовляют продукцию исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащей выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения её ассортимента, равняясь на потребности рынка.

 

 

 

 

2 Бухгалтерский  учет продажи готовой продукции  и его совершенствование

2.1 Бухгалтерский  учет доходов от продажи готовой  продукции

 

Полное наименование предприятия: Открытое акционерное  общество «Альметьевский завод железобетонных изделий»

Юридический адрес: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Монтажная, 1

Основной деятельностью  предприятия, действующего на основании  Устава, зарегистрированного Министерством  финансов Республики Татарстан, являются:

-  производство железобетонных  изделий, блоков стен подвалов;

- производство бетона, раствора, асфальтобетона;

- производство газообразного  и жидкого кислорода;

- торгово – коммерческая  деятельность;

- ремонтно – строительные  работы;

- транспортные услуги;

Предприятием выпускается  железобетонные и бетонные изделия, применяемые как в промышленном и гражданском строительстве, так и изделия, используемые для благоустройства (цветочницы, брусчатка, бордюры, поребрики) и для индивидуального строительства (пеноблоки, заборные плиты для ограждения территории). На заводе освоен выпуск более 500 марок изготавливаемых изделий: железобетонные, бетонные, вибропрессованные, товарные бетон, раствор, асфальтобетон, кислород.

Информация о работе Экономическая сущность продажи готовой продукции