Экономическая сущность продажи готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия, также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства.

Файлы: 1 файл

1 Экономическая сущность продажи готовой продукции.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

 

1 Экономическая сущность продажи готовой продукции

1.1 Готовая продукция: понятие, оценка

 

Конечным продуктом  производственного процесса предприятия  является готовая продукция. Изделия  считаются готовыми только в том  случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия, также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства.

Готовая продукция  в основном предназначена для  реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия.

Продукция, не подвергшаяся всем предусмотренным технологическим процессом операциям обработки, а также изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки, в состав объема готовой продукции не включаются и подлежат учету как незавершенное производство (12, С. 174).

Предприятия, изготовляют  продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству. При этом большое внимание уделяется увеличению ее объема, расширению ассортимента и улучшению качества.

В настоящее  время важное значение приобретает  реализация продукции по договорам поставок как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность и целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от принятого порядка в объем реализации может включаться отгруженная и отпущенная продукция по мере предъявления покупателям (заказчикам) платежных документов к оплате или после поступления выручки на счета денежных средств поставщика (14, С. 165).

Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.

От объема реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок зависит величина прибыли предприятия - одного из важнейших показателей его деятельности.

В системе организации  бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой  продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят:

- постоянный  контроль за выпуском готовой  продукции (работ, услуг) по объему, ассортименту и качеству;

- полный и  достоверный учет готовой продукции  на складе, систематический контроль  за ее сохранностью и состоянием  запасов;

- своевременный  и правильный учет отгруженной  и реализованной продукции (работ,  услуг), четкая организация расчетов с покупателями;

- контроль за  выполнением плана по отгрузке  и реализации продукции, произведенных  работ и оказанных услуг в  соответствии с заключенными  договорами;

- учет и контроль  соблюдения сметы коммерческих  и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);

- своевременное  и достоверное определение результатов  от реализации продукции (работ,  услуг) и их учет.

Для успешного  выполнения этих задач необходима ритмичная  работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана из производства на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

В учете продукция  отражается в натуральных, условно-натуральных  единицах и в стоимостном выражении. В качестве натуральных единиц измерения используются количественные меры - штуки, литры, тонны и другое. С их помощью ведется аналитический учет и исчисляется количество, объем и масса продукции по ее видам, сортам, размерам. Условно-натуральные показатели – это показатели, которые предназначены для отражения однородных по назначению, но разных по качественным характеристикам объектов учета. С помощью стоимостного измерителя ведется аналитический и синтетический учет, определяются показатели выпуска продукции, объем выручки и финансовый результат от продажи продукции. При формировании стоимостных показателей продукция оценивается по нормативной (плановой) и фактической себестоимости, по продажным ценам (10, С. 165).

Выпуск готовой  продукции на синтетических счетах отражается по фактической себестоимости их производства. В текущем учете продукция может оцениваться:

- по фактической  производственной себестоимости.  Этот способ оценки применяется  в производствах, выпускающих  изделия или выполняющих работы  по индивидуальным заказам. Фактическая себестоимость каждого изделия, вида работ определяется по мере их завершения, что и позволяет использовать эту оценку;

- по нормативной  (плановой) себестоимости. При данном  способе оценки по окончании  месяца выявляют отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой), которые в аналитическом учете отражаются обособленно. Этот способ оценки возможен при применении в организации нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, при наличии плановых калькуляций;

- по продажным  ценам на продукцию и тарифам  на работы (услуги). В этом случае  по окончании отчетного периода  исчисляется разница между стоимостью  продукции (работ, услуг) по  продажным ценам (тарифам) и  фактической ее себестоимостью, которая, как и отклонения при предыдущем способе оценки, в аналитическом учете показывается также обособленно;

- по прямым  статьям расходов (по сокращенной  себестоимости). При данном способе  оценки все косвенные расходы  списываются непосредственно на проданную продукцию.

- по оптовым  ценам реализации. Оптовые цены  используются в качестве твердых  учетных цен. Отклонения фактической  себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;

Фактическую себестоимость  готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отгрузка, реализация), поэтому для учета необходима условная оценка продукции. Ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости, или по договорным ценам организации, называемым учетными (16, С. 208).

Плановая себестоимость  или договорная цена единицы продукции, разрабатывается организацией самостоятельно. В конце месяца плановая себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца. Процент отклонение плановой себестоимости от фактической определяется по следующей формуле.

Х = ((О + О1) * 100) / Сn + Cn1                       (1.1.1)

где: О - сумма  отклонений на остаток готовой продукции на складе на      начало отчетного периода (месяца), руб.;

O1 — сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного периода (месяца), руб.;

Сп— остаток готовой продукции на складе на начало отчетного периода (месяца) по учетным ценам, руб.;

Cп1 — поступление на склад из производства готовой продукции в течение отчетного периода по учетным ценам, руб.

Готовая продукция, как  и другие виды материально-производственных запасов, оценивается по фактической  себестоимости. Разумеется, при оценке готовой продукции следует учитывать  особенности, характерные для экономического содержания данного вида активов. Основным источником поступления материалов и товаров является приобретение за плату. Готовая продукция не может быть приобретена за плату в принципе, так как это противоречит ее экономическому содержанию, вытекающему из определения – готовая продукция должна представлять собой конечный результат производственного цикла (20, С. 196).

Фактическая себестоимость  запасов при их изготовлении самой  организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с  производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Таким образом, готовой  считается продукция, которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю. При формировании учетной политики организации бухгалтерского учета готовой продукции допускается сделать выбор из следующих вариантов оценки: по фактической себестоимости; по нормативной или плановой себестоимости; по прямым статьям затрат.

 

1.2 Понятие и определение момента продажи готовой продукции

 

Согласно  нормативным документам по бухгалтерскому учету, продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчетных документов. Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Под отгруженной или отпущенной продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию и услуги, расчетные документы на которые представлены покупателю.

Датой или моментом продажи готовой продукции в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения считается дата возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из дат:

- день отгрузки («метод начисления») готовой продукции;

- день оплаты готовой продукции («кассовый метод»);

- день предъявления покупателю счета-фактуры, а так же для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, как день оплаты готовой продукции.

Оплатой готовой продукции  признается прекращение встречного обязательства приобретателя соответствующей  готовой продукции перед налогоплательщиком, которые непосредственно связаны  с поставкой (передачей) этой готовой продукции, за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателям – векселедержателем собственного векселя (15, С. 225).

Согласно действующему законодательству при постановке учета реализации организации исходят из допущения  временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При этом моментом реализации считается дата перехода прав собственности на отгруженную продукцию, товар, работы, услуги. Эту дату партнеры должны определить в договоре. При составлении договора они используют статьи 218, 223, 224 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым право собственности у приобретателя по договору поставки (купли-продажи) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Передачей признается вручение вещи приобретателю, сдача ее перевозчику для отправки приобретателю. При этом к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товаросопроводительного документа. Факт передачи товара продавцу напрямую, через посредника или через перевозчика фиксируется товаросопроводительными документами. Место передачи товара также определяется условиями заключенного договора.

Кроме того, в договоре необходимо определить порядок исполнения обязанностей продавца и покупателя, связанных  с передачей товара. Если этот порядок стороны не расписали подробно, то он определяется рядом статей главы 30 ГК РФ.

Следует сказать, что обычно момент перехода прав собственности  связывают с выполнением условий  поставок товара (продукции), хотя напрямую выполнение последних может не совпадать с переходом прав собственности. В соответствии с законодательством, если договором не определен переход прав собственности, то по умолчанию им считается момент выполнения условий поставок.

Информация о работе Экономическая сущность продажи готовой продукции