Экономическая природа прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли предприятия, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовать роль прибыли в экономике;
рассмотреть факторы производства, влияющие на прибыль;
рассмотреть методы планирования прибыли;
проанализировать пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Файлы: 1 файл

способы максимизации прибыли.docx

— 104.13 Кб (Скачать файл)

Чистая прибыль в анализируемом  периоде времени на предприятии  выросла на 29,8% относительно 2010г., причем в 2011г. этот прирост составил 16,2%, а в 2012 г. – 11,7%.

 

Рис. 2. Динамика показателей  прибыльности в 2010-2012гг.

Темпы роста чистой прибыли  относительно остальных показателей  прибыли являются самыми низками, что  связано с выплатами налоговых  обязательств предприятием.

Подводя итоги анализа  производства и реализации на ООО "Вилор", можно кратко резюмировать, что в 2010-2012 гг. на предприятии наблюдалось оживление сбытовой деятельности, обусловленное активизацией рынка сбыта, благоприятного для сбыта продукции.

В связи с тем, что прибыль  от продаж занимает наибольший удельный вес в прибыли до налогообложения, необходимо более подробно провести анализ прибыли.

При проведении факторного анализа исследуется система  экономических показателей, при  помощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной  деятельности предприятия.

Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции (см.табл.2.1)

Таблица 2. 1

Факторный анализ прибыли  от реализации

Показатели 

2012г.

2011г.

Уд.вес в выручке, %

Отклонения (+,-), тыс.руб.

% отклонения уд. веса, %

2012г.

2011г.

Выручка от реализации

2 278 477

1 707 665

100

100

+570 812

-

Себестоимость продукции

1 456 613

1 144 750

63,9

67

+311 863

+3,1

Валовая прибыль

821 864

562 915

36,1

33

+258 949

-3,1

Коммерческие расходы

64 691

94 019

2,8

5,5

-29 328

+2,7

Управленческие расходы

164 729

128 740

7,2

7,5

+35 989

+0,3

Прибыль от продаж

592 444

340 156

26

19,9

+252 288

+6,1


 

Как видно из таблицы 2.1 прибыль от продаж в 2012г. по сравнению с 2011г. возросла на 252 288 тыс. руб., что требует более детального подхода к изучению влияния факторов на данное изменение.

На изменение величины прибыли от продаж могут оказать  влияние следующие факторы:

-изменение выручки от  реализации продукции;

-изменение цен на реализованную  продукцию;

-изменение себестоимости  реализованных товаров;

-изменение коммерческих  расходов;

-изменение управленческих  расходов.

Рассмотрим долю влияния  каждого из перечисленных факторов.

Методика расчета факторных  влияний на прибыль от реализации продукции ООО "Вилор" включает следующие этапы:

 

 

1. Расчет фактора «Цена»:

 

           В(Ц)*R0 -           239751*19,9

П (Ц) = ------------- = ---------------- = -47710 тыс.руб.,

              100                             100

 

                     ВР2                         2278477

В(Ц) = ВР1 - -------- = 1707665 - ------------ = -239 751 тыс.руб.,

                     Iц                              1,17

 

где В (Ц) – изменение выручки от реализации под влиянием цены;

R0 – рентабельность продаж в базисном периода;

Iц – индекс цен.

Таким образом, фактор «цена» уменьшил объем прибыли на 47 710 тыс.руб.

2. Расчет фактора «Выручка  от реализации»:

 

              [(ВР1-ВР0) – В(Ц)] * R0 [(2278477-1707665)-(-239751)]*19,9

П(ВР) = -------------------------------- = -------------------------------------------- =

                              100                                         100

= 161302 тыс.руб.

 

где ВР1 – выручка отчетного 2012 года;

ВР0 – выручка прошлого 2011 года.

Таким образом, за счет фактора  «выручка от реализации» прибыль  увеличилась на 161 302.

3. Расчет влияния фактора  «Себестоимости реализации»

            ВР1*(УС1-УС0)     2278477*(63,9 – 67)

П(С) = --------------------- = ---------------------------- = - 70 633 тыс.руб.

                         100                            100

где УС1, УС0 – удельный вес себестоимости в выручке от реализации за 2007 г. и 2006 г. соответственно.

Таким образом, за счет фактора  «себестоимость реализации» прибыль  снизилась на 70 633 тыс. руб.

 

 

4. Расчет влияния фактора  «Коммерческие расходы»:

 

              ВР1*(УКР1-УКР0)  2278477 * (2,8 – 5,5)

П(КР) = ----------------------- = --------------------------- = - 61 519 тыс.руб.

                       100                                    100

 

где УКР1, УКР0 – удельный вес коммерческих расходов в выручке от реализации за отчетный и прошлый периоды.

Таким образом, за счет влияния  фактора «коммерческие расходы» прибыль снизилась на 61 519 тыс.руб.

5. Расчет влияния  фактора «Управленческие расходы»:

 

           ВР1*(УУР1-УУР0)         2278477 *(7,2 – 7,5)

П(УР) = --------------------------- = -------------------------- = -6 835 тыс.руб.,

                            100                              100

 

где УУР1, УУР0 – удельный вес управленческих расходов в выручке от реализации.

В ООО "Вилор" за счет влияния данного фактора прибыль от продаж снизилась на 6 835 тыс.руб.

Факторы цены и объема реализации оказывают прямое влияние на изменение  прибыли (т.е. рост цены и объема реализации увеличивает прибыль), факторы себестоимости, управленческих и коммерческих расходов оказывают обратное влияние (увеличение уровня себестоимости уменьшает  прибыль).

Суммарное влияние всех факторов на изменение прибыли от реализации продукции определяется следующим  образом:

П = П(Ц)+П(ВР)-П(С)-П(КР)-П(УР) = П1-П2 = -47710 + 161302 + 70633 - (- 61519) – ( -6835) = 252578 тыс.руб.

Таким образом, общее изменение  по данным расчетам составило 252578 тыс.руб., что больше согласно форме №2 на 290 тыс.руб., это обусловлено неточностями округлений при расчетах.

Общая бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) – это  показатель, отражающий финансовый результат  деятельности предприятия до налогообложения, получаемый от всех видов деятельности предприятия (текущая, инвестиционная, финансовая).

Факторный анализ прибыли  до налогообложения можно представить в виде таблице 2.2

Таблица 2.2

Факторный анализ прибыли  до налогообложения

Показатели 

2011.

2012г.

Темп роста, %

Отклонение (+,-)

Уд.вес влияния фактора

А

1

2

3=2/1*100

4=2-1

5=4/6(п.4)*100

Прибыль от продаж

340 156

592 444

174,2

+252 288

+329

Проценты к получению

12

88

7,3 раза

+76

+0,1

Проценты к уплате

79 570

97 722

122,8

+18152

-23,7

Прочие доходы

314 015

160 569

51,1

-153 446

-200,2

Прочие расходы

134 825

138 930

103

+4 105

5,2

Прибыль до налогообложения

439 788

516 449

117,4

+76 661

100


     Таким образом, данные таблице 2.2 позволяют сделать следующие выводы. Общее изменение прибыли до налогообложения составило 76 661 тыс. руб., причем на данный результат повлияли:

-за счет роста прибыли  от продаж произошел рост прибыли  до налогообложения на 252 288 тыс.руб.;

-за счет роста процентов  получение произошел рост прибыли  до налогообложения на 76 тыс. руб.;

-рост процентов к уплате  обусловил снижение прибыли до  налогообложения на 18 152 тыс. руб.;

-снижение объема прочих  доходов также отрицательно сказалось  на росте прибыли до налогообложения  – 153 446 тыс. руб.;

-рост прочих расходов  привело к снижению прибыли  до налогообложения на 4 105 тыс. руб.

Чистая прибыль – это  один из важнейших абсолютных показателей  эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Он показывает, какая сумма  средств остается в полном распоряжении предприятия и может быть направлена на выплату доходов учредителям (собственникам, акционерам, учредителям) и на развитие производства.

На показатель чистой прибыли  оказывает влияние множество  факторов, вследствие многогранности деятельности предприятия:

  1. прибыль от продаж;
  2. сальдо по прочим доходам и расходам;
  3. величина налога на прибыль и других обязательных платежей за счет прибыли.

Проведем факторный анализ чистой прибыли (см. табл. 2.3).

                                                                                                                 Таблица 2.3

Факторный анализ чистой прибыли

Показатели 

2011г.

2012г.

Темп роста, %

Отклонение (+,-)

Уд. вес влияния фактора

А

1

2

3=2/1*100

4=2-1

5=4/6(п.4)*100

Прибыль от продаж

340 156

592 444

174,2

+252 288

+566

Прочие доходы за минусом расходов

99 632

-75 995

-

-175 627

-394

Налог на прибыль

59 509

91 572

153,88

+32 063

-72

Чистая прибыль

380 279

424 877

111,73

+44 598

100


 

Данные таблицы 2.3 показывают, что чистая прибыль увеличилась на 44 598 тыс. руб. или на 11,7% за счет следующих факторов:

-преимущественно за счет  увеличения прибыли от продаж  на 252 288 тыс. руб., что составило  566% прироста чистой прибыли;

-за счет снижения прочих  доходов за минусом расходов  на 175 627 тыс. руб., что составило  394% всего снижения;

-за счет увеличения  суммы налогов на 32 063 тыс. руб., чистая прибыль сократилась на 72%.

Распределение чистой прибыли осуществлено исходя из отчислений в фонд накопления в  размере 90% и фонд потребления – 10% чистой прибыли.

Такое распределение обусловлено  тем, что ООО "Вилор" является предприятием, требующим постоянных инвестиционных вливаний.

Таблица 2.4

Анализ распределения чистой прибыли ООО "Вилор"

Показатели 

2011г.

2012г.

Темп  роста, %

Отклонение (+,-)

Чистая  прибыль - всего

380 279

424 877

111,7

+44 598

Фонд  накопления

342 251

382 389

111,7

+40 138

Фонд  потребления

38 028

42 488

111,7

+4 460


 

Таким образом, анализ абсолютных и относительных показателей  управления прибылью ООО "Вилор" показал, что балансовая и чистая прибыль предприятия имела тенденцию к увеличению, что можно оценить положительно.

2.3Оценка рентабельности

Проанализируем показатели рентабельности ООО "Вилор".

Таблица 2.5

Общие показатели рентабельности

Наименование 

Расчет 

2011г.

2012г.

Изменение

Коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции

стр.029 /стр.010

0,3296

0,3607

+0,0311

Коэффициент валовой рентабельности реализации продукции

стр.050/ стр.010

0,1992

0,26

+0,0608

Коэффициент чистой рентабельности реализации продукции

стр.190/ стр.010

0,2227

0,1865

-0,0362

Коэффициент валовой рентабельности операционных затрат

стр.050/ стр.020

0,2971

0,4067

+0,1096

Продолжение табл. 2.5

Коэффициент чистой рентабельности операционных затрат

стр.190/ стр.020

0,3322

0,2917

-0,0405

Информация о работе Экономическая природа прибыли