Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:56, реферат

Описание работы

Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия. До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые ещё пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака в Кувейт), но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для мировой перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими (невоенными) методами. Это вызвано прежде всего возросшей ролью транснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства, ведут борьбу за мировые ресурсы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….........3
Общее понятие экономической безопасности ………………………………..….....5
Военно-экономическая безопасность…..……………………………..……......…..10
Внутриэкономическая безопасность ………………………………….………..….11
Внешнеэкономическая безопасность……………………………………................14
Необходимые меры для повышения экономической безопасности России.…....16
Заключение……………………………………………………………………….…..19
Список использованной литературы……………………………….…………...…

Файлы: 1 файл

нац. безопасность.docx

— 52.18 Кб (Скачать файл)

 Из общего  состава силовых структур, где  сегодня числятся 2 млн. 360 тысяч военных  и 960 тысяч гражданского персонала,  должны быть уволены около  600 тысяч. В том числе армия  и флот, где под ружьём находятся  около 1 млн. 200 тысяч, потеряют 365 тысяч штыков, а другие войска  – чуть больше 100 тысяч. В России  на одного солдата два командира и три гражданских.

Согласно принятой Концепции безопасности страны, необходимо довести уровень расходов на оборону  и безопасность до 5,1% от ВВП, и эта  цифра в бюджете превышена: на оборону направляется 3,41%, на безопасность – 1,85%. Более трети расходной части бюджета направлено на оборону и безопасность. Больший упор делается именно на безопасность.

В настоящий  момент чтобы иметь боеспособную армию России необходимо выйти на уровень 800 тысяч человек, если её кормить, учить и вооружать по мировым  стандартам. Очень раздуты инфраструктуры тылового, технического, медицинского обеспечения, сеть вузов. Ни для кого не секрет, что наличие военной  кафедры в институте – это способ уклонения от армии.  
 
 
 
 

Внутриэкономическая безопасность 

К наиболее вероятным  угрозам развития экономической  безопасности России относятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов России. Важнейшими факторами угроз являются: 

Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом  отношении районов на фоне структурных  сдвигов в промышленном производстве.

Нарушение производственно-технических  связей между предприятиями отдельных городов России.

Увеличение разрыва  в уровне производства национального  дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.

Усиление национального  сепаратизма, которому способствует этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся  в деятельности ряда общественных образований.

Разница в отношениях с федеральным бюджетом некоторых  субъектов Федерации, появившаяся  в середине 90-х годов, ведёт к  невозможности реализации фундаментального конституционного принципа равноправия  для всех субъектов Федерации. 

Сегодня ведётся  работа по приведению в соответствие с конституцией России законов субъектов  Федерации, но многие субъекты идут на это крайне неохотно.

Происходит дальнейшее падение уровня социально-экономического развития в отсталых и слабоосвоенных районах с экстремальными природно-климатическими условиями в силу острой неконкурентоспособности  местных производств и практически  стихийного оттока населения из районов Севера.

Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производственных сил в результате преимущественного  размещения торгово-промышленного  и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и  крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Структуру современного социального пространства российского  общества можно охарактеризовать следующими стратами: 0,1:2:15:66:10:7.

Первый уровень, включающий самую малочисленную  часть богатого населения, владеющего половиной российского богатства, представляют руководители семи финансово-промышленных групп. Сюда же включаются руководители 50 корпораций, в руках которых  сосредоточено почти всё богатство страны.

Вторая группа – это правящая государственная  бюрократия, сконцентрированная преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

Третья группа включает средний слой, социально  разнородный, сконцентрированный в  небольшом числе крупных городов (преимущественно крупная и средняя  буржуазия, местная бюрократия, частично верхушечная прослойка интеллигенции).

Четвёртую группу образует базовый слой населения, отчуждённого не только от собственности, но и от рабочих мест и оплаты за труд (большинство  рабочих и служащих государственных  и муниципальных предприятий, массовая интеллигенция, врачи, учителя, инженеры, учёные, низшая и средняя часть  чиновничества).

Пятую группу составляют бедняки, нуждающиеся в социальной защите.

Шестая группа формируется из криминальных, и полукриминальных групп населения, рассредоточенных также преимущественно в крупных городах. 

В России децильный  коэффициент – больше 13. Это означает, что  разрыв в доходах между  наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными гражданами различается  в 13 раз, хотя по международным меркам он не должен превышать 7 – 8, исключением  является США, где он составляет 11 – 12 раз, но и жизнь в Америке  значительно более напряжённая  по сравнению с Западной Европой.

Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные  семьи. В политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной степени связан с  тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских  товаров и услуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоёв населения.

Как уже упоминалось, существуют опасности сепаратизма, связанные не с выходом тех  или иных субъектов РФ из её состава, а со своеобразной «внутренней эмиграцией»  регионов, формированием на их территории закрытых политико-экономических систем.  

В этих условиях законотворчество субъектов РФ, в  частности принятие республиканских  конституций, уставов краёв и  областей, становится не столько юридической, сколько политической проблемой. Конституции  и законодательные акты некоторых  субъектов Федерации по многим важным положениям не соответствуют Конституции  РФ и федеральным законам. В нарушение  положений Конституции РФ и ФКЗ  «О судебной системе РФ» к компетенции  многих субъектов отнесено назначение судей федеральных судов, а в  отдельных случаях и прокуроров. Указанные противоречия объективно создают правовые предпосылки для  сепаратистских устремлений отдельных  субъектов Федерации и политической дезинтеграции России. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внешнеэкономическая безопасность 

Основной проблемой  внешнеэкономической безопасности является стремительное сокращение доли российской наукоёмкой и трудоёмкой продукции на зарубежных рынках.

На данный момент против России действует 55 антидемпинговых  постановлений по различным видам  продукции. Некоторые из них были введены вполне обоснованно, т.к. с  либерализацией внешнеэкономической  деятельности российские предприятия  стали выходить на рынок с товаром  по демпинговым ценам, конкурируя не только с местными поставщиками, но и между собой. Чего опытные иностранные  компании давно себе не позволяют, справедливо  полагая, что ценовые войны могут  только ухудшить положение всех без исключения игроков на рынке.

Часть антидемпинговых  мер была введена без реального обоснования.

Рынок продукции  с высокой добавленной стоимостью давно жёстко поделён между различными иностранными компаниями. Нас достаточно легко пускают только на сырьевые рынки, т.к. продажа необработанного  сырья выгодна странам импортёрам.

Например, мы по бросовым ценам торговали и продолжаем торговать со скандинавскими странами лесом и пиломатериалами. А затем  покупаем у них дорогие мебельные  гарнитуры, сделанные из этого леса. И подобных примеров множество.

В частности, торговать  сырой российской нефтью убыточно для  страны в целом. По расчётам РАН, расходы  на добычу сибирской нефти обходятся  в 8 долларов за баррель, тогда как  в Саудовской Аравии эта цифра  составляет 1,5 доллара. При одинаковых ценах на мировом рынке нефтедобывающие  компании Саудовской Аравии значительно  более рентабельны, чем российские нефтедобытчики.

Поэтому предложения  Андрея Илларионова, установить ставку отсечения в 12 долларов за баррель, а остальное перечислять в  фонд будущих поколений означает банкротство для наших нефтяников. А ведь это советник президента по экономике.

Для повышения  прибыльности добычи нефти её надо подвергать глубокой переработке, развивать  химическую промышленность.  

Кстати, свыше 80% производственных мощностей глубокой нефтепереработки России находилось на территории Чеченской республики.

В этом году произошло  реформирование импортных таможенных пошлин, для простоты работы таможенников оставили всего 4 ставки: 5, 10, 15, и 20%. По величине среднего таможенного тарифа, составляющем примерно 11%, Россия является одним из лидеров в мировой  практике по открытости рынка. Видимо, правительство считает, что нашим  внутренним производителям не хватает  здоровой конкуренции со стороны зарубежных производителей.

Мало того, нас  вдруг стали настойчиво приглашать в ВТО, вступление в которую, по словам иностранцев существенно увеличит торговые возможности России. Однако членство некоторых государств в  ВТО не отменяет некоторые антидемпинговые  меры со стороны США против них.

Почему именно сегодня, когда в США всё сильнее  проявляются признаки глубокой рецессии, нас зовут в ВТО. Неужели американцы решили улучшить жизнь российских производителей и пустить их на свой рынок?

Вряд ли. Когда  у американцев падает внутренний спрос, они ищут новые рынки сбыта  за рубежом. Так на саммите стран  Латинской Америки они лоббировали  вступление последних в общую  зону свободной торговли с США  уже в 2003 году. Бразилии с трудом уговорить некоторых представителей саммита отложить дату создания зоны свободной торговли до 2005 года. Правительство  Бразилии справедливо опасается  за своих местных производителей. Так по данным канадских исследователей членство Канады в НАФТА экономически невыгодно для Канады.

Серьёзной проблемой  ближнего зарубежья является одностороннее  возмещение НДС Россией соседям  по СНГ. В то время как российским производителям НДС практически  не возвращается, и их экспортная продукция  облагается двойным налогообложением сначала в России, затем в станах импортёрах. 
 
 
 
 

Необходимые меры для повышения экономической  безопасности России 

Ниже перечислены  некоторые меры, способствующие укреплению экономической безопасности: 

Государство должно взять управление развитием экономики  на себя, ведь США при проповедовании либерализации в других странах  у себя дома проводит очень жёсткую  политику по импортным тарифам, защите собственного рынка, поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. И  именно государство своим госзаказом и рядом других мер вытянуло экономику  США из депрессии 30-х годов и  пытается то же самое сделать в  настоящий момент. 

Ни в коем случае нельзя сейчас вступать в ВТО, более сильные зарубежные конкуренты просто задавят российских производителей. Необходимо провести ещё одну реформу  таможенных тарифов, с целью защиты собственных производителей, а не открытия рынка для проникновения  иностранных компаний.   

Важной задачей  является восстановление связей со странами Варшавского договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта  для российской экономики, желательно создание торговых союзов типа НАФТА. 

Необходимы жёсткие  меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу. 

Фондовый рынок, в своей сегодняшней форме  сильно зависит от спекулятивной  игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более конкурентоспособным, его архитектуру менее искажённой, ввести наконец, налоговые стимулы  для инвестиций в ценные бумаги и  начать создание «финансовой площадки «Россия»». Упор следует делать на развитие рынка корпоративных облигаций  с большим сроком обращения. 

В ближайшее  время ожидается спад мировой  экономики, поэтому необходимо развивать  внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения.  

Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных  секторах. Не приватизировать за копейки  рентабельные государственные предприятия, как это происходит сейчас. А увольнять  тех менеджеров, которые это советуют. 

Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий  с тем, чтобы приватизированные  с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а  по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать  все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твёрдо уверены  в том, что это их собственность  и государство больше не предъявит  претензий за старые правонарушения. 

Информация о работе Экономическая безопасность России