Экономическая безопасность предприятия в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование проблемы экономической безопасности организации с помощью комплексного подхода, включающего научную систематизацию всего многообразия внешних и внутренних факторов влияния на экономическую безопасность.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
● дать обоснование отдельных составляющих экономической безопасности организации;
● исследовать законодательство Российской Федерации в сфере экономической безопасности;
● раскрыть основные направления обеспечения экономической безопасности предприятия;
● рассмотреть проблемы и перспективы развития экономической безопасности российских предприятий.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты экономической безопасности предприятия 5
1.1 Экономическая безопасность предприятия 5
1.2 Критерии и показатели экономической безопасности предприятия 16
1.3 Процессы и механизм обеспечения экономической безопасности предприятия 26
2.Основные направления обеспечения экономической безопасности предприятия 31
2.1.Страхование как фактор минимизации рисков 31
2.1.1 Имущественное страхование 32
2.1.2 Компенсационное страхование 34
2.1.3 Страхование кредита 34
2.2.Деятельность предприятия по преодолению последствий реализации угроз 35
2.3.Экономическая безопасность российских предприятий: проблемы и перспективы 40
Заключение 46
Список использованной литературы. 48

Файлы: 1 файл

Экономика и управление предприятием 2 (Батутин, 15 МПЗ-201).docx

— 186.69 Кб (Скачать файл)

В стабилизационную программу должен входить комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Сроки для её осуществления крайне ограничены, как правило, это 12 или 18 мес. Это связано с тем, что у неплатежеспособного предприятия резервных фондов, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены. Поэтому в первую очередь необходимо проводить те мероприятия, которые позволят заполнить "кризисную яму", во-первых, за счет увеличения поступлений денежных средств (максимизации) и, во-вторых, за счет уменьшения текущей потребности в оборотных средствах (экономии).

Увеличения денежных средств можно добиться двумя путями:

    • - путем перевода активов предприятия в денежную форму;
    • - путем увеличения выручки от продажи.

Первый способ требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя шагов, так как связан со значительными потерями. Сюда относятся:

1. Продажа краткосрочных финансовых вложений. Причем на дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене, по которой их готовы купить.2. Продажа дебиторской задолженности.

3. Продажа запасов готовой продукции. Во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами.

4. Продажа избыточных производственных запасов.

5. Продажа инвестиций (реинвестирование) - остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования, а также ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей).

6. Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. Поэтому невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа, осуществимого только в рамках реструктуризации.

Для увеличения выручки от продаж можно:

1. Воздержаться от резкого повышения рублевых отпускных цен и увеличить объем продаж. Сдерживание цен, однако, ведет к снижению размера чистой прибыли (и коэффициентов прибыльности). Расчет новой цены должен учитывать истинные производственные затраты. Важно отличать их от полных затрат. Пример: амортизация является естественным компонентом в структуре полных затрат. Однако, было бы неправомерно относить амортизацию к истинным затратам и принимать ее во внимание, когда решается вопрос можно снизить цены или нет.

2. Развить отношения с существующими клиентами. Предприятие, стремящееся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами, с применением гибких условий и форм оплаты:

    • - предоплата с установлением минимальной цены продажи;
    • - частичная предоплата (сочетает предоплату и продажу товаров в кредит);
    • - передача на реализацию, т.е. продавец сохраняет права собственности на реализованные товары, пока не получит полную сумму оплаты за них;
    • - выставление промежуточного счета, который обычно используется при долгосрочных контрактах для обеспечения регулярного притока денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;
    • - банковская гарантия, которая предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения дебитором своих обязательств.

3. Привлечь новых клиентов. Для этого необходимо составить список потенциальных клиентов, сделать оценку затрат, необходимых для привлечения новых клиентов, и оценку потенциального прироста выручки от расширения круга клиентов.

4. Предложить новую продукцию, на которую существует спрос. Данный путь потребует финансовых вливаний.

5. Использовать свободные производственные мощности, заключив контракты о производстве на давальческом сырье.

6. Разработать и внедрить программу торговых скидок и льгот для покупателей.

Уменьшение текущей потребности в оборотных средствах (экономия). 
Сущность - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов.

После того, как платежеспособность предприятия восстановлена, а его финансовое положение стабилизировалось, следует разработать программу реорганизации предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем. Проведение этого процесса должно рассчитываться на более длительное время, так как он будет включать комплекс мероприятий, затрагивающих все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. На данном этапе реорганизации могут быть подвергнуты, помимо задолженностей предприятия, также его оргструктура, система управления производством, финансами, инвестициями, персоналом. Может быть пересмотрена организация системы сбыта продукции. Перечень осуществимых реформ на предприятии на этом не заканчивается, главное, чтобы они были направлены на устранение причин кризиса.

Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису можно разделить на 4 группы:

1) конструкторско-технологические;

2) экономические;

3) финансовые;

4) внутрифирменное экономическое управление.

Обстоятельства, приведшие к кризису, должны быть тщательно изучены, проработаны с тем, чтобы не повторять тех же ошибок, а возможности, появившиеся благодаря кризису, должны использоваться.

Поиск путей выхода из кризиса связан с устранением причин, способствующих его возникновению, а процесс планирования этого выхода можно разделить на две основные стадии:

    • - разработка антикризисной стратегии деятельности фирмы (антикризисное стратегическое планирование);
    • - определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).

В процессе антикризисного стратегического планирования разрабатываются стратегии выхода организации из экономического кризиса.

Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Оно имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. В целом процесс антикризисного управления представляет собой замкнутый цикл: от разработки стратегии к составлению оперативных планов до реализации и контроля, и обратно – от результатов выполнения к пересмотру миссии. Таким образом, управление кризисным предприятием – это творчество, которое требует тщательного расчета и умения предвидеть развитие предприятия в будущем. Высший уровень этого творчества проявляется в умении разрабатывать и своевременно применять оздоровительные и профилактические меры против несостоятельности предприятия.

 

 

 

 

2.3.Экономическая безопасность российских предприятий: проблемы и перспективы

 

После распада СССР, следует признать, что произошла ускоренная криминализация отраслей экономики и резкий рост ее теневого сектора. Причиной тому является переход к рыночной экономике, что обусловило движение предпринимательства в сферу повышенного риска, т.к. коммерция неотделима от конкуренции и риска обанкротиться или разориться. Российские предприниматели пока ещё недостаточно хорошо знакомы с жесткими нравами конкурентной борьбы, практикой различных махинаций и мошенничества. Государство создает минимум гарантий по обеспечению безопасности предприятий. А тем, кому требуется безопасность выше, чем гарантирует государство, за это необходимо платить. Поэтому перед российскими бизнесменами возникла новая для нашей страны проблема экономической безопасности предпринимательства, которая в условиях нашей страны осложняется особенностями становления и развития рыночных отношений, существующим положением в российском законодательстве, повсеместно распространенной коррупцией, а также ростом организованной преступности. Криминальные элементы имеют широкие возможности для получения неконтролируемых доходов, легализации преступно нажитого капитала, отмывания средств и их перераспределения. По данным МВД, объём теневой экономики в России составляет 45% от ВВП страны, что значительно превосходит аналогичные показатели большинства зарубежных стран.

Экономическая основа преступности закладывается уже в отношениях собственности и в финансовых отношениях: кто располагает финансами, тот обладает значительными политическими и экономическими возможностями. Организованная преступность наиболее распространена в кредитно-финансовой сфере, аграрном и промышленном секторах, во внешнеэкономической деятельности, в торговле, т.е. поразила практически всю жизнедеятельность государства. К сожалению, правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности предприятий, несмотря на наличие основополагающих законов, сегодня находится на стадии становления. Данное обстоятельство не позволяет в современной социально-политической обстановке эффективно и качественно защищать субъекты рыночных отношений от преступных посягательств.

Современные российские фирмы можно разделить на несколько категорий, для которых проблема экономической безопасности ставится и решается по-разному.

1.Крупнейшие фирмы, существующие в виде интегрированных бизнес-групп. В РФ действует ряд крупнейших бизнес-групп. В их состав входят: «Газпром», «Лукойл», «Интеррос»-ОНЭКСИМ, «ЮКОС», «Инкомбанк» и др. быстрого подъема экономики эти структуры не обеспечили и значительных инвестиций не осуществили, однако предприятия, вошедшие в состав этих бизнес-групп, не обанкротились. Российский большой бизнес специфичен. Оказывая через собственные СМИ влияние на губернаторов, крупнейшие бизнес-группы проводили в жизнь законы или поправки к ним, способствующие их бизнесу. Поэтому организованная преступность ничего не может им диктовать.

2.Крупные фирмы  не имеют таких возможностей  влияния на высшую власть, как  олигархи. Поэтому они вынуждены  приспосабливаться к ней. Свою  безопасность они обеспечивают  сотрудничеством с местными властями, которые зависят от них в  финансовом отношении. Крупные фирмы  уже испытывают влияние преступных  группировок, но находят компромиссы  благодаря сильным собственным  службам безопасности.

3.Средние и малые  фирмы не имеют позиции ни  в федеральной, ни в верхних  эшелонах местной власти, поэтому  они становятся «кормушкой» для  чиновников территориальных контролирующих  органов. Для уменьшения финансового бремени значительная часть малого и среднего бизнеса уходит в

«тень». В связи с нарушением законов это бизнес является объектом посягательств преступности. Попав в полную зависимость от криминальных структур, предприниматель должен обратиться за помощью к правоохранительным органам или к частному охранному предприятию.

 

Рисунок 4 – Обеспечение экономической безопасности деятельности предприятия

 

Экономическая, социально-политическая и криминогенная ситуация в РФ, недостаточная разработанность правовых норм, слабость и коррумпированность сотрудников государственных органов, в том числе правоохранительных структур, вызывают необходимость принятия комплекса мер по обеспечению экономической безопасности и надежной защиты всех видов собственности частного предпринимателя, фирмы, банка и т.д.

Поэтому одним из основных условий успешного ведения бизнеса является обеспечение экономической безопасности предприятий и предпринимательской деятельности, без чего невозможно своевременно принять оптимальные управленческие решения, организовать стабильную и прибыльную деятельность коммерческой структуры.

В настоящее время основной задачей является не только умение заработать, но и обеспечить безопасность имущества, информации и т.д. Для более спокойной и безопасной работы с партнерами и клиентами необходимо иметь обязательный объем информации, как правило, включающий ответы на рядовые вопросы: год регистрации и начало деятельности фирмы, выдержки из консолидированного балансового отчета, зарплата директоров, руководство (личные данные), банки, в которых фирма имеет счета, основной вид деятельности,  клиенты, их количество, территория  деятельности, помещения, где расположены, финансовое состояние, информация негативного характера и т.д.

Один из способ решения для экономической безопасности предприятия – является создание специальной службы, которая отвечала бы за выявление, предупреждение и пересечение внешних и внутренних угроз предприятию. Соответственно для этой работы нужны люди не только с хорошими физическими данными, но и квалифицированные специалисты: юристы, экономисты, психологи, инженеры и т.п.

Сотрудники служб экономической безопасности предприятий считают достаточным обращаться за информацией, в основном, к  коллегам, имеющим оперативные банки данных, реже – к регистрирующим органам, БТИ, РУВД, инспекциям, и другим административным органам.

Многообразие задач экономической безопасности предприятий можно свести к двум направлениям: первое – выявление предприятий и отдельных лиц, совершивших экономические преступления против данного предприятия; второе – профилактика экономических преступлений и ошибок.

В службу экономической безопасности предприятия должны входить приоритетные направления, такие как:

1. Безопасность  собственности (обеспечение пропускного  режима,  визуальное наблюдение).

2. Личная безопасность  руководящего состава (наличие телохранителей  и личной охраны).

3. Кадровая безопасность (предварительная проверка и выявление  путем тестирования, опроса неформальных  лидеров и т.д.)

Информация о работе Экономическая безопасность предприятия в современной экономике