Эффективность использования оборотного капитала и пути его повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 17:07, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития отечественной экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе финансового менеджера занимает управление оборотными средствами, т.к. именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций фирмы. В конечном итоге, рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Организация оборотных средств предприятия……………………………….6
1.1 Понятие, состав и структура оборотных средств………………………………….6
1.2 Классификация оборотных средств………………………………………………11
1.3 Источники формирования оборотных средств…………………………………..13
1.4 Определение потребности предприятия в оборотных средствах, их норматив. Методы нормирования оборотных средств…………………………………………..15
1.5 Эффективность использования оборотных средств……………………………..20
Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Рязанов» ………..39
2.1 Краткая характеристика предприятия. Организационная структура…………...39
2.2 Анализ динамики реализации продукции……………………………………….43
2.3 Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………...46
2.4 Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО «Рязанов»…………….49
2.5 Анализ себестоимости продукции………………………………………………...51
2.6 Анализ прибыли……………………………………………………………………55
Глава 3 Состояние и пути совершенствования оборотных средств
ООО «Рязанов»…………………………………………………………………………63
3.1 Анализ использования оборотных средств ООО «Рязанов»……………………63
3.2 Предложения по совершенствованию использования оборотных средств
ООО «Рязанов»…………………………………………………………………………70
Заключение……………………………………………………………………………..73
Список использованных источников…………………………………………………

Файлы: 1 файл

ООО «Рязанов».doc

— 654.00 Кб (Скачать файл)

В ходе анализа источников формирования капитала определяется их величина, изучается структура и динамика, производится оценка балансовых соотношений между отдельными группами источников капитала.

Эффективность использования оборотного капитала определяется путем исчисления ряда показателей, в частности: оборачиваемостью оборотного капитала, полнотой его использования, эффектом от ускорения оборачиваемости.

Повышение эффективности использования оборотного капитала состоит, в первую очередь, в ускорении его оборачиваемости, и проявляется в увеличении капиталоотдачи при сохранении объема оборотного капитала, что создает реальную возможность для расширения бизнеса.

В современной литературе по финансовому менеджменту кругооборот средств описывается моделью цикла обращения денежных средств. Этот подход базируется на переводе оперативных событий в движение наличности.

  Период обращения запасов (длительность  оборота запасов товарно-материальных ценностей, производственный цикл) - это средний период времени, необходимый, чтобы превратить сырье в готовые товары, а затем продать их.

Период одного оборота запасов часто называют периодом хранения запасов. Запасы представляют собой: запасы товарно-материальных ценностей, запасы в незавершенном производстве, готовую продукцию на складах. Если период хранения производственных запасов сырья и материалов увеличивается при неизменном объеме производства, это говорит о перенакоплении запасов, т.е. о создании сверхнормативных запасов. Это в свою очередь ведет к оттоку денежных средств: из-за увеличения затрат на хранение, связанных со страхованием имущества и с перемещением товарно-материальных ценностей; из-за устаревания, порчи и расхищения товарно-материальных ценностей; из-за увеличения суммы уплачиваемых налогов; из-за отвлечения средств из оборота.

Если увеличивается период хранения готовой продукции при неизменном объеме производства, это говорит о затоваривании предприятия собственной продукцией и является сигналом службе маркетинга о необходимости повышения эффективности работы.

Финансовый цикл (период обращения денежных средств) объединяет три только что названных периода и, следовательно, равняется периоду времени от фактических денежных затрат компании на производственные ресурсы (сырье, труд) и до поступления денежных средств от продажи готового товара (т.е. со дня оплаты труда и/или сырья и до получения дебиторской задолженности). Таким образом, период обращения наличности равен периоду, в течение которого компания имеет средства, вложенные в оборотный капитал (рисунок 8).

    



 

 

Рисунок 7 – Финансовый цикл денежных средств

 

Ускорение оборачиваемости оборотных средств зависит от времени их нахождения на всех стадиях производственного цикла. Значительные резервы ускорения оборачиваемости сосредоточены на стадии хранения производственных запасов.

В процессе анализа оборачиваемости оборотного капитала рассчитываются следующие показатели.[17, с.61]

Коэффициенты оборачиваемости, характеризующие капиталоотдачу, выраженную в отношении величины выручки от реализации продукции к средней величине оборотного капитала:

                                                       

 ,                             (4)

где  Vp - выручка от реализации продукции;

   Коб - средняя величина оборотного капитала.

Показатель оборачиваемости оборотного капитала в днях (Ро), определяющий период прохождения оборотным капиталом одного оборота:

 

                                                    

,                                                          (5)

 

где  Ко - средняя величина оборотного капитала;

Vp - выручка от реализации продукции;

Т - длительность анализируемого периода в днях.

Коэффициент загрузки или коэффициент закрепления использования оборотного капитала, показывающий сумму оборотного капитала, приходящуюся на единицу полученной выручки от реализации продукции можно вычислить следующим образом:

 

. (6)

При ускорении оборачиваемости потребность в оборотном капитале снижается, и наоборот. Величину высвобождения или необходимости привлечения дополнительных источников оборотного капитала, можно вычислить расчетным путем:

 

                                                      

,                                                        (7)                            

где  K01 и К00 - средняя величина оборотного капитала за отчетный и предшествующий периоды;

кpr - коэффициент прироста производства продукции.

Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния предприятия.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет.

Финансовые коэффициенты рыночной устойчивости во многом базируются на показателях рентабельности предприятия, эффективности управления и деловой активности. Их следует рассчитывать на определенную дату составления балансов и рассматривать в динамике.

 

 

Глава 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Рязанов»

2.1 Краткая характеристика  предприятия. Организационная структура

 

Общество с ограниченной ответственностью «Рязанов» (сокращенное название ООО «Рязанов») располагается по адресу: ул. Розы Люксембург, 46.

ООО «Рязанов» является коммерческой организацией, создано в соответствии с законодательством РФ на основании протокола собраний учредителей № 1 от «18» сентября 2000 года.

ООО является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Деятельность общества осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом.

ООО вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами, имеет круглую печать со своим фирменным наименованием, штампы и бланки со своим наименованием и реквизитами, собственную эмблему, товарные знак и другие необходимые средства индивидуализации, зарегистрированные в установленном порядке.

Основной целью создания данного общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли, которая выражается в закупке и реализации бытовой химии, косметических средств, парфюмерии, хозяйственных товаров, лакокрасочных изделий наивысшего качества для максимального удовлетворения запросов покупателей в регионе. В этих целях общество заключает договора с предприятиями торговли.

ООО «Рязанов» на сегодняшний день имеет широкую сеть региональных представителей по всей России. Компания является оптовым поставщиком товаров бытовой химии, косметики, парфюмерии.

В их числе: Поволжье, Центральная Россия, Северо-Западный регион.

Основным видом деятельности ООО в основном является закупка и продажа бытовой химии, косметики, парфюмерии, косметических средств, хозяйственных товаров, лакокрасочных изделий оптом и в розницу. Основными потребителями продукции общества являются частные предприниматели, обеспечивающие практически 60 %  прибыли общества, а также разовые покупатели (30 %), дилеры (10%).

Вся предлагаемая продукция имеет соответствующие сертификаты, поэтому  качество товара гарантировано.

В целях повышения заинтересованности членов трудового коллектива общество в процессе своего развития и создания новых основных фондов имеет право:

1) Оказывать услуги предприятиям, организациям согласно заключенных договоров.

2) Покупать, продавать другим предприятиям  и организациям, сдавать гражданам  в аренду, предоставлять во временное пользование здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать имеющееся на балансе имущество.

3) Передавать на договорных началах  материально-денежные ресурсы другим  предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или выполняющим для общества  работы и услуги.

В ООО «Рязанов» действует расчетно-кассовое обслуживание.

Для нормального функционирования общества проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать общество устойчивым, прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить его дальнейшее развитие.

Проведение систематических анализов деятельности позволяет:

  • быстро и качественно оценивать результаты деятельности и имеющихся структурных подразделений в обществе;
  • точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;
  • определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
  • находить оптимальные пути решения различных проблем и получение достаточной прибыли.

Для всесторонней оценки эффективности деятельности общества используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.

При планировании прибыли выявляется влияние на ее размер ряда факторов: определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом году и увеличение прибыли вследствие увеличения объема производства товарной продукции; увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.

Как уже указывалось выше, основной деятельностью общества является закупка и продажа бытовой химии, парфюмерии, косметики различных форм и наименований. Основную часть доходов ООО получает от продажи товаров бытовой химии (более 1 000 наименований). Таблица 1 показывает основные группы товаров, составляющие большую часть доходов общества за 2002-2004 г.г. в %. 

Таблица 1 - Основные группы товаров, составляющие часть доходов общества

 

Наименование изделий и % доходов

Процент  доходов от продажи изделий

2002 г

2003-2004 гг.

Моющие средства

29,6 %

25,5 %

Чистящие средства

11,3 %

9,3 %

Средства личной гигиены

32,0 %

35,7 %

Шампуни, бальзамы

1,4 %

0,6 %

Косметика

15,8 %

20,9 %

Парфюмерия

6,5 %

5,7 %

Хозяйственные товары

3,2 %

0,6 %

Лакокрасочные изделия

2,8

2,13


 

Общество достаточно универсально по структуре и ассортименту реализуемой продукции, что позволяет позиционировать продукцию на различные сегменты рынка в соответствии с предъявляемыми требованиями по качеству и цене.

Продажи общества увеличились в 2004 г. на 21 % по сравнению с предыдущим кварталом.  Причиной этому послужили сезонный фактор и повышение эффективности деятельности общества.

Что касается организационной структуры, то отметим, что она представляет собой поведенческую систему, направленную, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Организационная структура ООО «Рязанов» следующая (приложение А «Организационная структура ООО «Рязанов»).

Во главе общества стоит директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности общества, без особой на то доверенности действует от его имени, представляет ее интересы во всех предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленного ему права имуществом, заключает договора, в том числе трудовые договора (контракты) с работниками. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками предприятия. Он несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность общества, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества. 

В подчинении директора находятся исполнительный директор, главный бухгалтер, который осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В подчинении у главного бухгалтера – бухгалтер, который выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками), бухгалтер-кассир.

Заведующий складом - руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. Участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Штатным расписание предусмотрены также служба безопасности, канцелярия, транспортный отдел, осуществляющие погрузку и разгрузку продукции, доставку ее в пункт назначения, упаковочный отдел, занимающийся упаковкой и складированием продукции, а также отдел контроля качества, ведущий надзор за качеством и безопасностью поступающих товаров бытового назначения.

Информация о работе Эффективность использования оборотного капитала и пути его повышения