Эффективность деятельности предприятия розничной торговли ООО «Обь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка эффективности деятельности розничного торгового предприятия ООО «Обь» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 11
1.1. Понятие эффективности торгового предприятия 11
1.2. Факторы, влияющие на эффективность торгового предприятия 22
1.3. Особенности и показатели эффективной деятельности торгового предприятия 27
ГЛАВА 2 ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОБЬ» 42
2.1 Динамика доходов и расходов 42
2.2 Динамика показателей эффективности 54
2.3 Проблемы и пути решения 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65

Файлы: 1 файл

эффективность торгового предприятия.docx

— 118.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. За последние десять лет роль коммерческих структур в экономике страны значительно возросла. Развитие рыночных отношений в стране и углубление взаимосвязей с мировой системой хозяйства требует от хозяйствующих субъектов все большего проявления инициативы при осуществлении деятельности. Каждая, даже самая маленькая фирма является одним из элементов в системе, называемой экономикой государства. От того, насколько эффективна коммерческая деятельность каждой отдельно взятой организации, зависит уровень развития экономики государства в целом. В свою очередь, от уровня развития экономики зависят возможности развития хозяйствующими субъектами своей деятельности. Особое место в экономике государства занимает розничная торговля. Посредством осуществления розничными звеньями коммерческой деятельности реализуется связь между производством и потреблением: от эффективности коммерческой деятельности розничного звена во многом зависит спрос конечного потребителя на результаты труда предприятий-производителей, а следовательно на конечные результаты деятельности этих предприятий и в целом на развитие экономики страны.

В России коммерческая деятельность - сравнительно новое направление научных исследований, и ни одно научное издание не охватывает всех её аспектов. В настоящее время предприниматели в большей степени действуют интуитивно, без какого-либо научного обоснования своих действий, вследствие чего совершается огромное количество ошибок, ведущих к возникновению кризисных ситуаций. Несмотря на наличие большого количества российских и западных изданий (учебников, пособий) по коммерческой деятельности, их применение ограничено различиями в условиях, в которых организации осуществляют свою деятельность, так как в каждом государстве существуют свои особенности правового и экономического развития.

Актуальность данной темы обусловлена высокой степенью зависимости конечных финансовых результатов деятельности фирмы от эффективности осуществления ею коммерческой деятельности. Положительно то, что все большее число организаций нашей страны, как торговых, так и сфере производства, понимает, что для достижения успеха необходимо уделять осуществлению коммерческой деятельности значительное внимание.

Для обеспечения успешного развития бизнеса необходимо постоянно повышать эффективность всех направлений деятельности. При разработке соответствующих мероприятий, прежде всего, важно правильно выделить стратегические цели и способы их достижения, а это возможно при наличии компетентных специалистов, способных принимать нестандартные обоснованные решения. В свою очередь, эффективность данных мероприятий зависит от того, насколько правильно и точно проведен анализ эффективности деятельности фирмы. Малейший просчет или неточность может повлечь за собой негативные последствия для фирмы, иногда даже необратимые. Поэтому специалисту по коммерческой деятельности необходимо обладать широкими теоретическими познаниями в этой области, он должен знать способы и методы оценки эффективности коммерческой деятельности и, самое главное, уметь грамотно их применять и делать правильные выводы по результатам оценки. Кроме того, при проведении оценки эффективности коммерческой деятельности фирмы и разработке мероприятий по ее совершенствованию нужно учитывать внутренние особенности организации и внешние условия, в которых она осуществляет свою деятельность, так как в каждом конкретном случае одно и то же действие может привести к различным последствиям.

Независимо от выбранной стратегии развития и методов ее реализации, главной целью каждой коммерческой организации является получение прибыли. В конечном итоге, осуществление любых коммерческих операций должно привести к получению фирмой положительного финансового результата. Таким образом, коммерческая деятельность тесно связана с конечными результатами работы торговой организации – чем эффективнее коммерческая деятельность, тем лучше конечные результаты, и наоборот. Поэтому необходимо не только непрерывно вести коммерческую работу по установлению хозяйственных связей, оптовым закупкам, формированию ассортимента, управлению товарными запасами, оптовой продаже товаров, стимулированию продаж, но и постоянно проводить оценку ее эффективности. Это позволит своевременно выявлять «слабые места» и разрабатывать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности фирмы и повышать ее эффективность.

Несмотря на тесную связь между коммерческой деятельностью и конечными результатами, нельзя считать коммерческую деятельность фирмы эффективной лишь только по наличию положительных финансовых результатов – ведь прибыль, возможно, могла быть больше? Поэтому, чтобы оценить эффективность коммерческой деятельности торговой организации, необходимо произвести оценку эффективности каждого направления коммерческой работы.

В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из сущности и содержания коммерческой деятельности, целесообразно проводить оценку ее эффективности, основываясь на оценке эффективности каждого из ее элементов. Оценив эффективность коммерческой деятельности по каждому из направлений, можно сделать вывод о том, насколько эффективна коммерческая деятельность торгового предприятия в целом.

Проблема организации эффективной коммерческой работы предприятия розничной торговли и определила выбор темы этого исследования.

Степень разработанности темы. Теоретической базой данного дипломного исследования являлись нормативные и правовые акты в области предпринимательства, специальная литература, данные статистических ежегодников и другие статистические источники.

Мазурова И.И., Белозерова Н.П., Леонова Т.М., Подшивалова М.М. в своем пособии «Анализ эффективности деятельности предприятия» рассматривают  в разрезе сущности, критериев, классификации, системы обобщающих и частных показателей эффективности и моделей для проведения их факторного анализа. Учебное пособие содержит также задания по расчету, факторному анализу обобщающих и частных показателей эффективности, комплексной оценке эффективности деятельности предприятия в целом, методические рекомендации для выполнения заданий, тесты для самоконтроля по информационной базе, составу, порядку расчета и факторному анализу показателей эффективности. Учебное пособие состоит из трех разделов, в первом из которых приведены основые положения теории анализа эффективности деятельности предприятия, в частности сущность и классификация показателей эффективности, а также система показателей и методика их факторного анализа. Второй раздел учебного пособия содержит задания по расчету, оценке и факторному анализу показателей эффективности деятельности предприятия. В третьем разделе изучается комплексная оценка эффективности деятельности предприятия и приводятся формуля для её расчета. Четвертый раздел содержит тесты для самоконтроля по изученному материалу. В приложении в качестве примера приведена бухгалтерская отчетность трех компаний. [7]

Крылов Э.И.,Власова В.М.,Журавкова И.В. «Анализ состояния и эффективности использования трудовых  
ресурсов предприятия».  В этом учебном пособии рассматриваются проблемы анализа обеспеченности предприятия рабочей силой, использования рабочего времени, влияния интенсивных и прочих факторов на эффективность использования трудовых ресурсов предприятия, а также выявления резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов в рамках учебного курса "Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [6]

Канке А.А., Кошевая И.П.  в своем учебнике «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» рассматривают понятия и содержание современных концепций анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также проблемы выбора предмета и объекта анализа, принципов и методов реализации различных аналитических процедур. Учебное пособие содержит комплексное представление об основных концепциях, теоретических основах, методологии и современных технологиях анализа, его места и взаимосвязи с системами бухгалтерского и оперативного учета, стратегического и текущего планирования, мониторинга и контроля производственно-хозяйственной и финансово-инвестиционной деятельности предприятий. 
Пособие выполнено с учетом основных требований к содержанию учебной литературы для студентов средних специальных учебных заведений, содержит необходимый объем расчётно-иллюстративной информации, практические, примеры. [14]

Грищенко О.В.  в своем учебном пособии «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия » рассматривает в данном учебном пособии не только с теоретической, но также и с практической точки зрения, в частности с рассмотрением классификаций, формул и прикладных методик. Структура данного пособия включает в себя 8 тем. Первая тема посвящена изучению понятия, методики, а также основных приемов экономического анализа. Во второй теме рассмотрен анализ производства и реализации продукции, в частности объема, ассортимента, структуры, качества, ритмичности выпуска, а также выполнения основных договорных обязательств по реализацию продукции. Третья тема изучает анализ использования основных фондов, факторный анализ фондоотдачи и характеристику производственной мощности предприятия. В четвертой теме приведен анализ материальных ресурсов предприятия, планирование потребности, оценка эффективности использования, факторный анализ материалоемкости. Пятая тема исследует анализ трудовых ресурсов, в частности использования рабочей силы, производительности труда и фонда заработной планы. Шестая тема подробно рассматривает анализ прибыли и рентабельности, а также уровня цен. В седьмой теме раскрывается анализ себестоимости продукции, анализ прямых и косвенных затрат. В заключительной теме предлагается анализ финансового состояния фирмы, в частности оценка деловой активности, рентабельности, имущественного положения и структуры баланса. [12]

Чуев И.Н., Чуева Л. Н «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности ». Учебник состоит из 12 глав, которые отражают систематический подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В книге обобщены современные методики проведения анализа. Профессиональному усвоению теоретического материала способствует большое количество цифрового материала, иллюстрирующего реальную практику функционирования предприятия.  
Учебник включает вопросы для закрепления материала по темам, итоговый тест по курсу. Материал дан в соответствии с Государственным образовательным стандартом и действующим законодательством.  
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а также практических работников.[32]

Пястолов С.М. «Экономический анализ деятельности предприятий » Учебник является основой для подготовки учащихся по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», дисциплины – «Экономика организаций», «Теория экономического анализа», «Международные стандарты учёта и финансовой отчётности», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»; по специальности «Экономическая теория», дисциплины – «Экономика предприятия», «Экономика отраслевых рынков» (вводный курс) высшего профессионального образования. В учебнике дается множество определений понятий «эффективность», и его основные   составляющие.

 

 Гиляровская Л.Т.  «Экономический анализ» Рассматриваются теоретические основы современной концепции экономического анализа, обосновываются методологическая база и методические подходы к анализу и оценке динамики и структуры активов, капитала, обязательств, доходов и расходов, к оценке движения денежных потоков хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Излагаются особенности содержания и методики проведения финансового и управленческого анализа. Показана роль экономического анализа в разработке оптимальных управленческих решений и контроле за выпуском продукции, конечными результатами деятельности коммерческих организаций. [5]

Наталья Климова в своем издании «Экономический анализ. Завтра экзамен» рассматривает  теоретические и практические материалы по основным аспектам экономического анализа предприятия: вопросы анализа основных и оборотных средств, систем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, управления объемами производства и продаж. [17]

Лапенков В.И., Сангадиев З.Г. «Технико-экономический анализ деятельности предприятия». В учебном пособии изложены основные подходы к анализу хозяйственной деятельности производственного предприятия. Приводятся наиболее важные экономические 
показатели и методы их анализа, используемые как в управленческом (внутрифирменном), так и во внешнем (финансовом) анализе.[20]

Целью дипломной работы является оценка эффективности деятельности розничного торгового предприятия ООО «Обь» и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. рассмотрение теоретических аспектов эффективности деятельности торгового предприятия;
  2. изучение способов и методов оценки эффективности деятельности предприятия;
  3. оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Обь»;
  4. непосредственно разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Обь»;
  5. расчет экономического эффекта от разработанных мероприятий.

Объектом исследования является розничная торговая организация ООО «Обь».

Предметом исследования является эффективность  деятельности предприятия розничной торговли ООО «Обь».

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Понятие  эффективности торгового предприятия

 

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. Понимание сущности эффективности работы предприятия торговли помогает определить эффективно ли работает данное предприятие, и  увидеть способы повышения эффективности работы, то есть как прямой показатель – прибыльность предприятия.

Рассмотрим понятие эффективности. Существует множество определений этого понятия.

Термин «эффективность» ряд российских авторов использует в связи с оценкой финансово-хозяйственной деятельностью по данным управленческой отчетности (А.Д. Шеремет, Л.Т. Гиляровская, А.Н. Селезнева, Г.В. Савицкая и другие), при этом особое внимание в ходе проведения комплексного экономического анализа акцентируется на показатели и оценку интенсификации и экстенсификации финансово-хозяйственной деятельности с факторным рассмотрением влияния таких производственных показателей, как фондоотдача, ресурсоотдача, материалоотдача. [9,с. 86]

 Ковалев В.В. подразумевает под  оценкой эффективности текущей  деятельности деловую активность, как совокупность трех составляющих: оценка степени выполнения плана  по основным показателям и  анализ отклонений; оценка и обеспечение  приемлемых темпов наращивания  объемов финансово-хозяйственной  деятельности; оценка уровня эффективности  использования финансовых ресурсов  коммерческой организации; так же сюда входит анализ прибыли и рентабельности. А сам термин «эффективность» В.В. Ковалевым определен как «относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения эффекта». Под эффектом понимается абсолютный результативный показатель, а для предприятия этим показателем является прибыль. [15, с. 56]

Информация о работе Эффективность деятельности предприятия розничной торговли ООО «Обь»