Эффект экономии за счет увеличения масштаба производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Количество переменных ресурсов фирмы определяет верхнюю границу ее выработки в краткосрочном периоде, или масштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен масштаб производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Эффект масштаба производства……………………………………………4
2. Положительный эффект от масштаба………………………………………...8
3. Отрицательный эффект от масштаба…………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

Файлы: 1 файл

Микроэкономика контрольная работа 3.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Тема: «Эффект экономии за счет увеличения масштаба производства».

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Эффект   масштаба   производства……………………………………………4

2. Положительный эффект  от масштаба………………………………………...8

3. Отрицательный эффект  от масштаба…………………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Количество переменных ресурсов фирмы определяет верхнюю  границу ее выработки в краткосрочном  периоде, или  масштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен  масштаб   производства.

Под масштабом производства понимается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем больше используется факторов производства, тем производство крупнее.

Крупному производству присущ ряд преимуществ: доступно массовое производство (отсюда величина доходов  высокая), могут быть проводниками научно-технического прогресса (что способствует снижению затрат на единицу продукции и увеличению прибыли), обеспечивается устойчивость и прочность положения, доступна экономия труда через экономию на масштабах производства.

Однако преимущества крупной фирмы — еще не гарантия постоянного повышения ее доходов  и  прибыли. Каждая фирма имеет пределы своего  роста,  обусловленные  размерами деятельности.

Создание новых благ без использования необходимых  ресурсов невозможно. Производство всегда связано с затратами сырья, электроэнергии, рабочей силы, оборудования, земли и т.д.

Все используемые в производстве ресурсы носят ограниченный характер. Любой из факторов производства может  быть использован для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные  на производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Если у производителя имеется 1000 куб. м древесины, то он может из неё произвести или 700 куб. м пиломатериалов, или пять мебельных гарнитуров, или определённое количество бумаги. Задача производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования данного ресурса выбрать наиболее эффективный.

В силу этого обстоятельства любые затраты на производство какого-либо товара носят альтернативный характер. Поэтому производители вынуждены  постоянно считать, во сколько им обойдётся производство того или иного блага.

К издержкам относят  сумму средств, направленных на оплату всех видов, материалов, рабочей силы и услуг, затраченных на производство определённого товара.

С точки зрения действующих  фирм долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. С точки зрения отрасли, долговременный период включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы смогли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы возникнуть и вступить в отрасль. В отличие от кратковременного периода – периода фиксированных мощностей, долгосрочный – период изменяющихся мощностей.

В течение длительного  периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими её фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей; она может установить новое оборудование или оставить в своём владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы.

 

1. Эффект   масштаба   производства

 

После того, как фирма  определит для себя наиболее эффективный  способ  производства, расширение объемов выпуска возможно исключительно за счет изменения  масштабов   производства, т.е. пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов.

Пусть исходная зависимость  между объемом выпуска  и  ресурсами описывается производственной функцией вида

Q0=f(K,L).

Увеличение в некоторое количество раз (например, в z раз) всех применяемых ресурсов приведет к изменению объема выпуска с Q0 до Q1, так что

Q1=f(zK,zL).

Если новый объем  выпуска увеличится более, чем в z раз (Q1 > zQ0), то имеет место положительный  эффект   масштаба   производства.

Если новый объем  выпуска увеличится менее, чем в z раз (Q1< zQ0), то имеет место отрицательный  эффект   масштаба   производства .

И  наконец, если новый объем выпуска увеличится также в z раз (Q1= zQ0), то имеет место постоянный  эффект   масштаба   производства.

Для большинства производственных процессов характер  эффекта   масштаба  меняется в зависимости от достигнутых объемов выпуска. Первоначально  эффект  может быть постоянным или даже положительным, однако после расширения размеров предприятия сверх некоторого предела  эффект  становится отрицательным.

Концентрация производителей на отраслевых рынках приводит к росту  размеров фирм. Вслед за Винером, проводившим  исследование кривых затрат, в анализе  отраслевой организации рынков принято считать, что размер фирм и их число в отрасли связаны с уровнем отдачи от масштаба производства. Это, как правило, проявляется в том, что крупным субъектам рынка удается производить и сбывать изделия с менее высокими средними издержками, чем это могут себе позволить относительно небольшие производители. Экономия на затратах при росте масштабов производства получила название эффекта масштаба. Достаточно часто эффект масштаба анализируется с трех точек зрения:

- выпуска одного вида  продукции;

- выпуска всей продукции одного предприятия;

- выпуска продукции компании, состоящей из нескольких производственных единиц.

Каждый из названных  аспектов требует специального рассмотрения. Мы же отметим лишь общие моменты. К ним относится прежде всего  то обстоятельство, что крупные фирмы способны сократить перерывы в процессе производства. Это выражается и в сокращении времени наладки оборудования, приходящегося на единицу производимого изделия, и в более рациональной организации производственной деятельности, и в росте опыта работников фирмы.

Кроме того, с увеличением масштабов  производства снижаются затраты  на единицу продукции в связи  с тем, что, хотя накладные расходы  в эффективно работающих фирмах растут, удельный вес в затратах на единицу  изделия сокращается. Оптовая закупка ресурсов позволяет крупным фирмам, с одной стороны, добиваться снижения цен на ресурсы, с другой - более рационально их использовать. К тому же у крупных фирм налажены устойчивые связи как с поставщиками, так и с организациями дистрибьюции и транспортными компаниями.

Следует также иметь в виду, что  в крупных фирмах, как правило, концентрируются более квалифицированные  инженеры, специалисты, рабочие, поскольку  они способны обеспечить приличный  уровень вознаграждения и предоставляют  возможность трудиться на передовой технике.

Вместе с тем рост размеров предприятия  не безграничен. Кривые обучения по мере роста фирмы становятся более  пологими. Рост вознаграждения за труд постепенно приостанавливается. Необходимость  в рабочей силе приводит к расширению географии ее привлечения. Рациональность переработки ресурсов при использовании традиционной технологии постепенно достигает некой стабилизации. Снижается скорость доставки ресурсов на фирму и усложняется доставка готовой продукции. Да и управлять крупным подразделением сложнее, чем мелким. Следовательно, растут и все виды расходов. Это означает, что эффект масштаба имеет свои пределы. Отсюда появляется необходимость оптимального сочетания темпов роста фирмы и изменения издержек производства на единицу продукции. Как отмечают зарубежные исследователи, форма графика функции долгосрочных средних издержек в зависимости от роста объема производства становится такой, как показано на рис.1

 

 

http://www.tinlib.ru/shpargalki/shpargalka_po_mikroyekonomike/p77.php

http://www.wecon.ru/files/Makarova_EconomFirm/contents/4.html

http://3ys.ru/mikroekonomika/sushchnost-i-vidy-izderzhek-proizvodstva.html

http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/effekt-masshtaba-proizvodstva.html

 

 

Рис.1 Типичный график функции  долгосрочных средних издержек в зависимости от роста объема производства: LRAC - кривая долгосрочных средних издержек

 

До некоторого минимально эффективного уровня выпуска продукции (на рис.1 это отрезок ОА) эффект масштаба значителен, что проявляется в  снижении средних издержек по мере наращивания объемов производства и масштабов выпуска. С помощью организационно-технологических преобразований можно несколько увеличить размеры фирмы за пределы отрезка ОА, однако в точке В наступают отрицательные последствия чрезмерного роста масштабов производства и будет наблюдаться рост средних издержек.

Таким образом, эффект масштаба всегда исторически конкретен и  зависит от того, насколько быстро изменяется технология производства, насколько интенсивно совершенствуется система управления фирмой, как точно высший менеджмент компании уловит ту точку, в которой следует изменить отношение к росту масштаба производства.

Эффект масштаба схематично представлен на рисунке 2 [12]:

эффект масштаб  издержка экономия

Рис. 2 – Эффект масштаба

 

Плодами эффекта масштаба удается воспользоваться не всем фирмам, а лишь немногим счастливчикам. И те фирмы, которым это удается, очевидно, имеют отличный от других механизм перераспределения ресурсов. Следовательно, в структуре отраслевого рынка однородности природы фирм не наблюдается, хотя бы по отношению к тому, насколько каждая из них умеет воспользоваться эффектом масштаба.

Эффект масштаба производства – это экономическое явление, обусловленное поведением издержек в долгосрочном периоде [15].

Наращивание производственных мощностей протекает достаточно долго, поэтому в краткосрочном периоде мощности производства условно считаются неизменными. Однако в долгосрочном периоде времени рост масштабов производства очень хорошо заметен, и к тому же любые издержки предприятия, даже постоянные, выступают как переменные.

Расширение производственных мощностей приводит к сокращению средних общих издержек на единицу  продукции, но затем издержки начинают расти. Это связано с положительным  и отрицательным эффектами роста  масштабов производства.

Эффект масштаба производства может проявляться в двух формах: положительный эффект масштаба; отрицательный  эффект масштаба.

1. Положительный эффект  масштаба производства проявляется  в увеличении размеров производства, в специализации труда работников на производстве и управленческого персонала, в применении масштабных технологий, в производстве побочных продуктов из отходов, в экономии материальных ресурсов благодаря новейшим технологиям. Положительный эффект масштаба производства вызывает уменьшение средних издержек.

2. Отрицательный эффект  масштаба производства обусловлен  управленческими трудностями на  предприятиях, противоречивыми интересами  отдельных структурных подразделений  фирмы, сбоями в координации  решений и указаний, а также  в пропорциях развития подразделений фирмы, снижением гибкости реакции на изменение рынка. Отрицательный эффект масштаба производства характеризуется застоем на предприятии или даже убыточностью. Отрицательный эффект состоит в том, что при увеличении масштабов производства средние издержки увеличиваются. До сих пор мы терпеливо соглашались с утверждением, согласно которому последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Теперь нам следует объяснить эту закономерность. Собственно, почему же кривая долгосрочных АТС имеет дугообразную форму? Дугообразность кривой долгосрочных средних издержек можно объяснить при помощи того, что экономисты называют положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства, или эффектами масштаба [15].

Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут  воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространными  методами являются закупки (получение  оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. Long Run Average Costs LRAC) сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат (англ. Short-run average total cost SRATC) [15].

 

Рис. 3 - Участки производственной кривой с положительной отдачей  от масштаба и один (последний) участок  — с отрицательной

 

Пусть параметр K - единица  капитала, параметр L - единица рабочей силы, параметр a - увеличение/уменьшение в а-раз.

Можно сказать, что для  производственной функции при:

 

 

положительная отдача от масштаба

 

 

постоянная отдача от масштаба

Информация о работе Эффект экономии за счет увеличения масштаба производства