Цены и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Экономическая сущность и система цен на продукцию сельского хозяйства.
1.1 Экономическая сущность и функции цен
1.2 Система цен на продукцию сельского хозяйства и их характеристика.
2.1 Место расположения, цели и задачи анализируемого предприятия, его производственная структура.
2.2 Экономическая характеристика предприятия (размер и структура выручки от реализации продукции; численность и состав работников по категориям; землепользование и его структура по видам угодий; размеры основных фондов и их структура; производительность труда)
Раздел 3. Цены реализации сельскохозяйственной продукции ( по видам продукции).
3.1 Уровень и динамика цен на реализованную продукцию.
3.2 Влияние цены реализации на финансовые результаты деятельности предприятия.
3.3 Каналы реализации, качество реализованной продукции, сроки ее реализации.
3.4 Меры по повышению цен реализации (по видам продукции).
Выводы и предложения
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая Катя.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

     Во-вторых, между предприятиями, отраслями, сферами товарного обращения экономики существует тесная технологическая, экономическая, производственная зависимость, в совокупности они образуют единый хозяйственный комплекс, поэтому любые изменения цен даже на одном предприятии, не говоря об отрасли, автоматически приводят к подвижке цен во всех взаимосвязанных с ним производствах, отраслях и в конечном итоге отражаются на ценах в сфере реализации, причем связи носят как прямой, так и обратный характер. Например, рост цен в сельскохозяйственном производстве приводит к увеличению цен в пищевой и легкой промышленности, далее по цепочке растут цены на товары в оптовой и розничной торговле. В результате через определенное время волна повышения цен возвращается в сельское хозяйство в виде подорожавших товаров и продукции.

     Система цен характеризуется  такими показателями, как уровень, структура, динамика.

     Уровень цен - абсолютное количественное  выражение цены в деньгах.

     Структура цен - это соотношение  отдельных элементов (себестоимости,  прибыли, налогов, надбавок) в  цене, то есть их доля в ее  общей величине, взятой за 100 процентов.

     Динамика цен представляет собой  направления изменения уровней  цен (повышение, понижение, темпы  изменения).

     Цены классифицируются по различным  признакам и в зависимости  от того, какой принцип классификации  взят за основу, подразделяются  на виды и разновидности.

     Сущность цены проявляется в  их функциях. Функции цен обусловлены  функциями денег, т. к. без  денег нет цен, а деньги без  цен не имеют экономического  смысла.

 

Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции  цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а  также взаимоотношения с другими  экономическими категориями и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены большинство экономистов выделяют следующие:

     учетно-измерительная (соизмерительная);

     стимулирующая;

     балансирования спроса и предложения;

     распределительная (перераспределительная);

     как средства рационального размещения  производства;

     информационная8.

     Цена выполняет все присущие  ей функции, но их место в  иерархии, содержание, способы и  степень реализации зависят от  экономической среды и меняются  на каждом конкретном этапе  развития экономики, так как  ту или иную функцию цены  могут выполнять и другие элементы  хозяйственного механизма - это  зависит от принципов системы  управления.

     Учетно-измерительная функция вытекает  из сущности цены как денежного  выражения рыночной стоимости.  Цена показывает, во что обходится  обществу удовлетворение потребности  в той или иной продукции,  сколько затрачено труда, сырья,  материалов на ее производство  и какую прибыль получает предприниматель.  То, что цена фиксирует и выявляет  не только величину совокупных  издержек производства и обращения,  но и размер прибыли, вытекает  из механизма ценообразования,  определяющего отклонение рыночной  цены от затрат.

     Цена переводит количество и  качество товаров в материально-вещественной  форме в адекватные показатели, измеренные в денежном выражении.  Благодаря ей деньги обретают количественную определенность как платежное средство в акте купли-продажи. Кроме того, цена позволяет соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг - сравнивая цену, мы определяем более дешевый или дорогой товар9.

     Учетная функция состоит в  том, что с помощью цены исчисляются  экономические показатели как  на уровне макроэкономики, так  и на уровне предприятия, так  как они имеют стоимостную  основу.

     Показателями, характеризующими состояние  экономики страны, являются валовой  национальный продукт, размер  созданного национального дохода, объем платежеспособного спроса, покупательная способность рынка,  их динамика и соотношение.

     Каждое предприятие на основе  цены определяет количественные  и качественные показатели своей  работы: объем производства, товарооборота,  доходов, прибыли, размер и  уровень затрат, производительность  труда, фондоотдачу, рентабельность  и т. д. В результате производитель  (продавец) получает возможность  соизмерять затраты и результаты, сравнивать свои показатели с  показателем конкурентов, определять  эффективность использования ресурсов. Главная задача учета - на основе  полученных данных произвести  анализ, принять решение, спланировать  свою деятельность на перспективу.

     Сущность стимулирующей функции  заключается в том, что цена  способна воздействовать и на  производство, и на потребление  как поощряюще, так и сдерживающе. На производителя цена оказывает стимулирующее влияние через величину заключенной в ней прибыли. Рыночная цена не зависит от желаний производителей или продавцов и определяется, как уже отмечалось, средними условиями производства и конъюнктурой рынка, поэтому, чем ниже индивидуальные затраты предпринимателя, тем больше прибыли он получит. Цена стимулирует производителей к снижению затрат, что достигается путем внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования, рациональным и полным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных и экономичных методов организации производства и управления. Кроме того, зная рентабельность того или иного товара, систему надбавок или скидок с цены, предприятие оценивает доходность их производства и реализации, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять выпуск тех, где выше прибыль на единицу, или тех, которые пользуются спросом10.

     С помощью цен осуществляется  и стимулирование потребления как в целом, так и в разрезе отдельных товарных групп: снижение розничных цен приводит к расширению сферы потребления, и наоборот, рост цен сокращает покупательную способность населения (если его доходы не изменяются такими же темпами, как и цены).

     Таким образом, с помощью цен  можно стимулировать или тормозить  научно-технический прогресс, экономию  ресурсов, изменять структуру производства  и потребления, а в масштабах  страны - воздействовать на структурные  пропорции хозяйственного комплекса.

     Распределительная функция цены  проявляется в распределении  и перераспределении доходов  и ресурсов. На уровне экономики  происходит перераспределение созданного  национального дохода между отраслями,  регионами, социальными группами  населения, фондами накопления  и потребления, то есть осуществляется  регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм  действия перераспределительной функции заключается в том, что часть стоимости, созданной при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара, и тесно связан с политикой государственного регулирования. Перераспределение доходов через цены осуществляется различными путями:

     с помощью системы налогообложения  - в цену входят косвенные налоги, изымаемые в бюджет и распределяемые  в дальнейшем в соответствии  с нуждами государства;

     установлением различных цен  на одну и ту же продукцию  разным потребителям (например, стоимость  энергоресурсов для промышленных  предприятий и населения) или  для предприятий различных форм  собственности - государственного  или частного сектора.

     Перераспределительная функция цены имела очень большое значение в плановой социалистической экономике и служила основным инструментом перераспределения прибыли и доходов: государство устанавливало уровень цен, определяло их соотношение между отраслями и сферами товарного обращения, искусственно занижало или завышало цены на отдельные виды товаров и продукции, решая свои идеологические задачи. Например, на детские и продовольственные товары цены были занижены, а на предметы роскоши (ювелирные изделия, мебель, автомобили) - завышены, тем самым изымалась прибыль у этих отраслей и дотировалось производство продовольствия. Государство с помощью цен регулировало накопления отдельных отраслей, тем самым способствовало их развитию или, наоборот, отставанию - перераспределение доходов из легкой промышленности в другие отрасли (вследствие высокой доли прибыли в цене) привело к серьезным проблемам и отставанию в развитии. Установление низких цен на энергоресурсы способствовало внедрению энергоемких видов производства во всех отраслях, последствия такой экономической и технологической политики наша страна пожинает и в настоящее время, во многом кризисное состояние промышленности обусловлено заложенными ценовыми диспропорциями 60-70-х годов - в настоящее время, когда стоимость энергоресурсов приблизилась к мировым ценам, большинство предприятий оказались не в состоянии оплачивать их.

     Цена выполняет распределительную  функцию и в рыночной экономике.  В силу объективных причин  цены на рынке колеблются, значительно  отклоняясь от стоимости, в  результате этого высокие доходы  получает тот предприниматель,  для которого сложилась выгодная  конъюнктура рынка в данный  момент, а не тот, кто больше  работает. Наличие монополистических  структур также создает возможности  для перераспределения доходов  и прибыли - при монополизации  рынка происходит присвоение  прибыли «чужих» отраслей, предприятий,  населения.

     Таким образом, распределительная  функция присуща цене в любой  системе управления как планово-административной, так и рыночной, но механизм  ее действия различен - в условиях  свободного ценообразования перераспределение  обусловлено ситуацией на рынке,  а при социализме - указаниями  органов государственного управления.

     Перераспределение доходов имеет  как положительные, так и отрицательные  моменты. Если государство с  помощью цен регулирует накопления  отдельных отраслей, то оно влияет  на темпы их развития, разрешает  противоречия между потребителями  и изготовителями, между интересами  предприятий и общества, подчиняя  деятельность предприятий общенациональным  интересам. Перераспределяя доходы  между социальными группами населения,  государство способствует повышению  жизненного уровня социально  незащищенных слоев, увеличивает  возможности потребления таких  важных услуг, как образование,  здравоохранение.

     С другой стороны, перераспределение  доходов между отраслями должно  быть экономически обоснованно,  в противном случае оно может  привести к не конкурентоспособности  предприятий или отраслей.

     Функция балансирования спроса  и предложения выражается в  том, что через цены осуществляется  связь между производством и  потреблением, спросом и предложением. Цена мгновенно сигнализирует,  если в экономике появились  диспропорции между сферой производства  и сферой обращения, нарушилось  равновесие между предложением  и спросом - она либо растет, либо падает. Поэтому при появлении этих симптомов цена начинает выполнять свою равновесную (уравновешивающую) функцию:

     увеличивается или сокращается  производство;

     растет или снижается цена;

     одновременно происходит и то, и другое.

     В рыночной системе равновесие  спроса и предложения может  возникнуть лишь на какой-то  момент, затем баланс нарушается, т. е. спрос и предложение  постоянно стремятся сбалансироваться, и делается это на основе  цены. В России по мере развития  рыночных отношений, предпринимательства,  конкуренции эта функция цены  будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании цены на товар11.

     Функция цены как средства  рационального размещения производства  проявляется в том, что с  помощью механизма цен происходит  перелив капиталов и ресурсов  в секторы экономики и виды  производства с более высокой  нормой прибыли. В планово-административной  экономике вопросы размещения  производства и торговли (какие  предприятия строить, сколько  производить товаров и каких,  какое количество магазинов открыть,  что в них продавать и по  каким ценам) решало государство.  В условиях свободного рынка  каждый предприниматель сам определяет  сферу своей деятельности, руководствуясь  возможностью получения прибыли,  и это определяется на основе  цены. Таким образом и происходит переток капиталов, который осуществляет само предприятие под воздействием конкуренции и спроса. Эта функция цены будет играть важную роль в рыночной системе и должна получать все большее развитие, но чтобы цена выполняла эту функцию, необходимо определенное условие - стабильность экономики. В настоящее время в России при высокой инфляции, низкой конкуренции, монополизме предприятий возможности перелива капиталов ограничены. Предприниматели избегают инвестиций в производство из-за несовершенства налоговой системы и инфляционных процессов, обесценивающих денежные средства, так как отдача в этой сфере требует длительного времени, и предпочитают заниматься торгово-посреднической деятельностью, обеспечивающей быстрый оборот вложений. Именно поэтому сфера торговли была наиболее популярной в 90-е годы. По мере стабилизации экономики эта функция цены будет играть все большую роль.

    1. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их характеристика

Цена - это количество денег, уплачиваемое за единицу товара.

В ценовом механизме следует  выделять две взаимосвязанные части. Во-первых, это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. Во-вторых, ценообразование как способ установления новых цен и изменения действующих.

Основные виды цен на продукцию  предприятий делится по ряду признаков.

 

 

По степени и способу  регулирования различают:

Регулируемые цены. Их величина регулируется государственными органами. Однако регулирование в условиях рыночной экономики носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется путем воздействия на спрос и  предложения (налоги, ограничении рентабельности и т.д.). Экономическое регулирование  цен осуществляется через финансовую, кредитную, налоговую, бюджетную политику. Административное регулирование цен  проводится на основе следующих методов:

Информация о работе Цены и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию