Бизнес-план как одна из форм внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть бизнес-план как одну из форм внутрифирменного планирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть виды планов и цели их разработки
2 Понять назначение бизнес-планирования.
2 Изучить структуру бизнс-планирования

Файлы: 1 файл

бизнес-план - как одна из форм внутрифирменного планирования.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Бизнес-план как основа  внутрифирменного планирования

 

2.1 Назначение бизнес-плана, его место в системе планирования

Бизнес-план – это развернутое обоснование проекта, дающее всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий. В процессе бизнес-планирования должны принимать участие следующие специалисты: технологи, экономисты, финансисты, кадровики, юристы – при непосредственном участии и под руководством руководителя предприятия, им важно понимать, что все исследования и расчеты проводят для себя, они сами должны убедиться в эффективности и перспективности задуманных мероприятий, а затем убедить в этом потенциального инвестора.

 Бизнес-план имеет свои стандарты. Главный его критерий – объем. По международным стандартам он не должен превышать 75 страниц. Главное, чтобы содержание бизнес-плана полностью раскрывало все важнейшие аспекты.

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнить или детализировать в разной степени (рис. 5):


       


 

 



 

Источник: [4, с. 15]

Рисунок 5 – Этапы формирования бизнес-плана

На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона общества.

На втором этапе происходит определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий работников.

На третьем этапе после определения миссии, целей, стратегии предприятия устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи.

Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций и другие.

Следующий, пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.

Бизнес-план считается продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих операций. Главная ценность бизнес-плана заключается в самом процессе планирования.

Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. Бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Бизнес-план необходим для обоснования бизнеса. В нем описываются важные этапы предстоящей деятельности, рассматриваются сложности, с которыми предстоит столкнуться, и пути их разрешения. Также бизнес-план способствует контролю развития бизнеса, помогает следить за ростом и прогнозировать спады. Также он является юридическим документом, способствующим формированию первоначальных инвестиций и финансовых активов бизнеса [9]. Бизнес-план отличается особой убедительностью, так как одной из его функций является вовлечение в сотрудничество инвесторов.

 

2.2 Структура бизнес-плана

В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которыми сталкиваются предприятие либо предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности и, порой, непредсказуемости самых разнообразных рыночных ситуаций.

Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям – техническим, технологическим, информационным, организационным, экологическим и др.

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли получить полное представление о предлагаемом проекте и его целях. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, одно дело - открыть мастерскую по ремонту швейных машин, а совсем другое - организовать производство ткацких станков. В первом случае бизнес-план не требует большой объемной проработки, и поэтому часть его разделов может отсутствовать. Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме, для чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

Структура бизнес-плана должна предусматривать организационные, экономические, юридические, технические и другие вопросы при разработке бизнес-плана  связанные с реализацией проекта производства продукции, выполнения работ, услуг. В приложении В приведена последовательность разработки бизнес-плана.

Структура бизнес-плана не имеет жестких границ. В зависимости от сферы деятельности, масштабов проекта, требований потенциального инвестора и других факторов структура и содержание бизнес-плана могут измениться. Подбор специалистов – это важный момент при разработке бизнес-плана. Внешние консультанты и эксперты помогают правильно расставить акценты, выбрать оптимальный вариант выполнения бизнес-плана. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта бизнес-планирования позволяет выбрать структуру бизнес-плана предприятия:

  1. Концепция бизнеса (резюме)
  2. Описание предприятия и отрасли
  3. Характеристика услуг и продукции
  4. Исследование и анализ рынка сбытов
  5. Конкуренция и конкурентное преимущество
  6. План маркетинга
  7. План производства
  8. Организационный план
  9. Финансовый план
  10. Финансовая стратегия
  11. Потенциальные риски

1 Концепция бизнеса (резюме) - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, т. е. информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит самое основное из всех его разделов. В резюме указываются возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования. Резюме должно содержать главную цель предполагаемого бизнеса и назначение разрабатываемого бизнес-плана.

2 В разделе «Описание предприятия и области» следует детально описать предприятие, чтобы убедить потенциального инвестора или партнера в том, что на предприятии налажено длительное производство. Кроме того, это проиллюстрирует фундаментальность бизнес-планирования, покажет серьезный подход и надежность контроля руководства за деятельностью предприятия. Этот раздел должен содержать краткую информацию о предприятии: название, юридический статус, форма собственности, дата регистрации, адрес, краткий анализ основных показателей деятельности предприятия. В описание предприятия следует включить такие моменты, как расположение, миссию, виды и характер деятельности, особенности деятельности относительно конкурентов, тенденция развития предприятия, предполагаемая география разрастания бизнеса и т.п.

3 В разделе бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции» представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиции потребителя, производится их комплексная оценка. Необходимо описать основные продукты и услуги, оценить их преимущества, недостатки и ликвидность, сравнить с продукцией конкурентов и проанализировать дальнейшие этапы развития производства.

4 При исследовании рынка необходимо, в первую очередь, определить тип рынка по каждому товару или услуге. В процессе выбора подходящего рынка для предпринимательской деятельности и определения особенностей работы на нем бизнес-планирование должно опираться на классификацию рынков. При определении типа рынка следует также дать его характеристику, т. е. указать стадию развития рынка (тенденцию роста или спада), исторические и экономические причины существования рынка, территориальное размещение рынка (регион и концентрация населения), ограничения рынка (экономические, правовые и др.) и т. д. При анализе рынка сбыта изучается его структура, т. е. проводится операция сегментирования рынка — разделение общей совокупности потребителей на определенные группы (сегменты), для которых характерны общие потребности, требования к товару и мотивы его приобретения. От того, насколько обоснованно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе за рынок.

5 Конкуренция – это борьба за клиентов, которую ведут все предприятия, предлагающие аналогичные товары или услуги. Обострение конкуренции между предприятиями может быть вызвано прежде всего увеличением числа предприятий, общим снижением цен на продукцию и накоплением потребителями и предпринимателями определенных знаний. Товар любого предприятия покупается тогда, когда он имеет для клиента более высокую ценность по сравнению с товарами конкурентов. Каждый предприниматель должен быть в состоянии придать своим товарам и услугам такую ценность. Эта ценность, которая имеет значение для потребителя, и является конкурентным преимуществом. Другими словами, конкурентное преимущество – это такое качество предлагаемого предприятием товара или услуги, которое конкуренты предприятия не могут предложить (в этом случае его также можно назвать уникальным конкурентным преимуществом) или предлагают его на более низком уровне.

6 План маркетинга в компании можно понимать в широком и узком смысле этого слова. План маркетинга в широком смысле – это маркетинговый раздел комплексного бизнес-плана развития (стратегии) компании. В узком смысле - это перечень тактических мероприятий, позволяющих улучшить положение компании на занимаемых сегментах рынка. Исходя из определенной стратегии развития компании и намеченных рыночных (маркетинговых) целей в плане маркетинга в первую очередь необходимо определить ключевую задачу текущего момента (например, проведение ситуационного анализа текущего положения в области маркетинга компании).

7 План производства (производственная программа) - это обоснованный в бизнес-плане план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц). На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство и т.д. План производства разрабатывается предприятием самостоятельно на основе свободного спроса на продукцию, заказов потребителей и государственных заказов в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых показателях.

8 Организационный план – это часть бизнес плана организации, в котором указывается состав участников – партнеров данного проекта, и описывается структура с помощью которой, партнеры организации, сотрудничая друг с другом будут добиваться поставленных целей организации. Также в плане отражаются основные условия и требования, ориентированные на разработку и выпуск из производства новых видов продукции, товаров, работ или услуг, в запланированные для этого сроки. В организационном плане также подлежит рассмотрению система управления намеченными действиями и планом в целом, структура организации, схема с описанием сотрудничества всех партнеров по проекту, описание всех расчетов реализации проекта включая график работ, перечисление подразделений организации, которые будут участвовать в реализации проекта с указанием их функций, описание координирования все взаимосвязанных подразделений и служб предприятия в осуществлении намеченных действий, формирование сопроводительной документации к проекту.

9 Финансовый план является завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу. Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.

10 Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

11 Ни один бизнес-план не обходится без рисков. В рыночных условиях раздел «Потенциальные риски» особенно важен, и от глубины его проработки в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу. Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков: производственные, коммерческие, финансовые и связанные с форс-мажорными обстоятельствами.

Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе или в процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий. Как правило, мерами по снижению производственных рисков являются действенный контроль за ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования поставщиков, применения импортозамещающих комплектующих и прочие меры.

Коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.).

Мерами снижения коммерческих рисков могут быть:

  • систематическое изучение конъюнктуры рынка;
  • создание дилерской сети;
  • соответствующая ценовая политика;
  • образование сети сервисного обслуживания; формирование общественного мнения и фирменного стиля;
  • реклама

Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр. Они могут быть снижены благодаря созданию системы эффективного финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами на условиях предоплаты и т.д.

Информация о работе Бизнес-план как одна из форм внутрифирменного планирования