Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать внешнеэкономические связи коммерческой организации. Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
1. Рассмотреть развитие внешнеэкономических связей коммерческих организаций в России.
2. Проанализировать эффективность внешнеэкономической деятельности на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Развитие внешнеэкономических связей коммерческих организаций в России 5
1.1 Понятие, особенности, тенденции развития внешнеэкономических связей 5
2.2. Классификация внешнеторговых операций 8
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 12
2.1 Оценка уровня организации внешнеэкономической деятельности на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 12
2.2 Анализ тенденций развития внешнеэкономических связей ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 18
Глава 3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 21
3.1 Применение предлагаемых мероприятий Основные проблемы внешнеэкономической деятельности ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» 21
3.2. Направления повышения эффективности внешнеэкономической деятельности 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации (2).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации

Содержание

 

Введение

Российская Федерация  переживает этап становления новых  методов хозяйствования, ведения  экономики. Изменения, реформы касаются практически всех сфер жизнедеятельности: производства, науки, образования, коммерции, экономики. В связи с этим гораздо более значимой и актуальной, приковывающей к себе внимание со стороны отраслевых ведомств, отдельных предприятий и объединений, становится сфера внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические связи  можно представить как совокупность определенных функций производственных структур (организационно-экономических, производственно-хозяйственных, коммерческих).

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономических  связей Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Именно это и происходит в внешнеэкономических отношениях на современном этапе, а именно:

расширение прав отраслевых министерств и ведомств предприятий, объединений, организаций по выходу на внешний рынок;

расширение числа участников внешнеэкономической деятельности;

формирование стабильной нормативной базы внешнеэкономической  деятельности.

Таким образом, внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации.

В целом анализ хозяйственной  деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех.

Актуальность темы определила цель курсовой работы проанализировать внешнеэкономические связи коммерческой организации. Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:

  1. Рассмотреть развитие внешнеэкономических связей коммерческих организаций в России.
  2. Проанализировать эффективность внешнеэкономической деятельности на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ».
  3. Определить пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности на ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ».

Глава 1. Развитие внешнеэкономических связей коммерческих организаций в России

  • 1.1 Понятие, особенности, тенденции развития внешнеэкономических связей

Внешнеэкономические связи — это  международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен  товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Создание в России рыночной экономики  предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия, фирмы, кооперативы и их союзы независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход на внешний рынок. Только в этом случае удастся обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы.

Ниже приведены основные формы  внешнеэкономических связей.

1.Торговля. С помощью этой формы  осуществляется купля-продажа товаров  широкого потребления: одежды, обуви,  парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запасные части, прокат, подшипники, агрегаты и т. д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии, ноу-хау, инжиниринговая продукция.

2.Совместное предпринимательство.  Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

3.Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

4.Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливается научный и культурный обмен, увеличивается количество спортивных мероприятий.

Внешняя торговля на современном этапе — это наиболее интенсивно развивающаяся форма международных экономических отношений.

Заинтересованность практически  всех стран в расширении своей  внешней торговли связана прежде всего с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров  по импорту можно осуществлять при  наличии либо иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.

Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств.1

Взаимоотношения между понятиями  «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность» заключаются в  следующем. Внешнеэкономические связи  относятся к уровню макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность — к микроуровню, т. е. к уровню фирм и предприятий. Функции внешнеэкономических связей России в настоящее время направлены на обеспечение экспортных поставок для федеральных нужд и межгосударственных эконо-мических (включая валютно-кредитные, торговые) соглашений России. Реализуются внешнеэкономические связи «сверху вниз»: объемы и перечень номенклатуры товаров и услуг определяются на правительственном уровне. Они реализуются через систему госзаказа (посредством организаций, определенных в качестве государственных заказчиков) и за счет лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами.

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось сравнительно недавно  и связано с децентрализацией внешней торговли, осуществляемой в  рамках реформы экономики и системы управления России. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне фирм и предприятий, которые пользуются полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров и услуг для заключения внешнеторговой сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки. Следовательно, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.

Согласно Закону «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», под данной деятельностью понимается предпринимательство в области  международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Понятие внешнеэкономических связей значительно шире.2

  • 2.2. Классификация внешнеторговых операций

Современные внешнеторговые операции очень разнообразны. Поэтому не представляется возможным предложить один критерий, в соответствии с которым можно дать исчерпывающую классификацию внешнеторговых сделок. Все они должны рассматриваться с нескольких точек зрения: по направлениям торговли; видам товаров и услуг; степени готовности товаров; применяемым методам торговли; организационным формам.

По направлению торговли внешнеэкономические операции могут быть подразделены на экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.

Экспортирование или импортирование товаров обычно является первой внешнеэкономической  операцией, с которой сталкивается фирма, ставшая участником международного бизнеса. Но экспортно-импортные операции не прекращаются и тогда, когда фирма переходит к другим внешнеторговым сделкам. В этом случае руководство ищет новые рынки либо осуществляет экспортно-импортные сделки в комплексе с другими внешнеторговыми операциями.

Специфика российского экспорта состоит  в том, что преобладающими его  статьями по-прежнему остаются нефть, нефтепродукты, природный газ. Другими  значительными сделками российского  экспорта являются прокат черных металлов, цветные металлы и их сплавы, целлюлоза, пиломатериалы. Экспорт же машин и оборудования не превышает 1%.

Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские  и промышленные товары, а также  сырье и полуфабрикаты для  производства товаров широкого потребления.

По видам товаров и услуг, служащих предметом торговли, можно  выделить:

  • торговлю сырьевыми товарами;
  • торговлю продовольственными товарами;
  • торговлю товарами широкого потребления;
  • торговлю машинами и оборудованием;
  • торговлю научно-техническими знаниями и объектами интеллектуальной собственности;
  • торговлю услугами производственного назначения (техническое обслуживание, инжиниринг, консалтинг и т. д.);
  • торговлю услугами для населения, включая туризм.

Торговлю машинотехнической продукцией, кроме того, можно подразделить по степени ее готовности к использованию:

  • готовая продукция;
  • продукция в разобранном виде;
  • комплектное оборудование.

В последнее время российские предприятия  все больше ориентируются на создание смешанных инжиниринговых фирм с  целью промышленного освоения и внедрения результатов научных исследований российской стороны и экспериментальной базы западных компаний. Это особенно важно для российских КБ и НИИ, налаживающих производство товаров на внутренний и внешний рынки, используя собственные технические достижения, изобретения и открытия, а также для успешной конверсии оборонных производств.

В связи с протекционистской  внешней политикой многих стран  торговля разрозненным или комплектным  оборудованием иногда является чуть ли не единственным средством проникновения на рынки сбыта.

Организационные формы торговли предполагают многообразие условий и возможностей проведения международных сделок в  зависимости от целевой установки  внешнеэкономической политики и  требований внешней среды. Среди  них можно выделить: бартерные операции; встречные закупки или операции «бай-бек»; компенсационные сделки; операции на давальческом сырье; выкуп устаревшей продукции; промышленное сотрудничество, включая производственную и отраслевую кооперацию, создание смешанных производств и развитие такой новой формы производственной кооперации, как «продакшн шеринг», предполагающей совместное освоение природных ресурсов.

Под методами торговли понимаются либо прямые договоры, либо посреднические операции.

При прямом методе торговли экспортер сам занимается поиском клиентов на зарубежном рынке и организацией работы с ними. Соответственно нет необходимости выплачивать комиссионные вознаграждения посредникам. Сделка не ставится в зависимость от того, насколько добросовестен и опытен посредник. Экспортер владеет полной информацией о рынке и может оперативно корректировать характеристики товара или методы его продвижения исходя из ситуации.

Таким образом продается сложное  промышленное оборудование, осуществляется строительство крупных объектов, закупаются большие партии сырья и сельскохозяйственной продукции на основе долгосрочных соглашений.

Однако позволить себе самостоятельную  экспортную деятельность могут только крупные фирмы, обладающие специальными знаниями в области международной  торговли. Для компаний, только начинающих работать на экспорт, выгоднее воспользоваться услугами специализированных посредников.3

Дело в том, что исследования незнакомого рынка требуют больших  финансовых затрат экспортера, в то время как посредники уже обладают необходимыми опытом и знаниями. Кроме того, им хорошо знакомы обычаи местного рынка и его конкурентная среда. Посредники могут предоставлять клиентам дополнительные услуги, которые повышают шансы товара быть проданным (приспособление товара к условиям местного рынка, организация послепродажного сервисного обслуживания, разукрупнения партий товаров, продажа сопутствующих товаров, предоставление кредитов покупателям). Поэтому более половины внешней торговли осуществляется при помощи посредников: брокеров, торговых агентов, комиссионеров, консигнаторов, дистрибьюторов.

Отдельные виды товаров в международной  торговле продаются с помощью  конкурсных методов на товарных биржах, аукционах, международных торгах.

В настоящее время после отмены государственных квот на экспорт в России довольно активно внедряется конкурсный (тендерный) подход к экспортно-импортным поставкам.

Информация о работе Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации