Анализ прибыли и рентабльности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение особенностей методов анализа прибыли и рентабельности предприятия
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
дать определение понятию прибыли и раскрыть ее сущность;
дать определение понятию рентабельности, раскрыть ее сущность;
рассмотреть особенности прибыли и рентабельности;
изучить методы анализа прибыли

Файлы: 1 файл

курсач готов.docx

— 231.16 Кб (Скачать файл)

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного  информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о  работе предприятия.

В условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень  прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

 

2.2. Показатели  рентабельности.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа  и оценки финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в  следующие группы:

1.Рентабельность продукции. Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие  показатели:

  • Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
  • Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  • Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  • Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

2. Рентабельность  вложений предприятия. Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей  рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

2.Рентабельность вложений  по чистой прибыли;

3.Рентабельность собственных  средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

4.Рентабельность долгосрочных  финансовых вложений, показывающая  эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.        

5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Общая рентабельность.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли  к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе  рентабельности предприятия. Но если требуется  точнее определить развитие организации,  исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность  оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка

Чем больше прибыль по сравнению  с валовой выручкой  предприятия, тем больше рентабельность оборота.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Число ОБ. Капитала = Валовая Вырука / Активы

Чем выше валовая выручка  фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует, что

Уровень Общей  Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала

Связь между тремя ключевыми  индикаторами представлена в следующей  схеме:  

 

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую  характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия  и выпускаемой им продукции. Главным  из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы  прибыли к производственным фондам.

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и  уровень рентабельности. Эти факторы  можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и  сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат  и отражаются в бухгалтерском  балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно  рассматривать как результат  воздействия технико-экономических  факторов, а значит как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.  

Рентабельность является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий. Общую рентабельность предприятия  необходимо рассматривать как функцию  ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу  рентабельности предприятия. Для такого анализа используют  модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности,  предложенную А.Д.Шереметом.

Р = (Е / 1/УМ) + 1/К   , где

Р - общая рентабельность предприятия %

Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной

продукции;

У - удельный вес активной части в общей стоимости основных

производственных фондов, доли единицы;

М - коэффициент фондоотдачи активной части основных

производственных фондов;

К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ прибыли  и рентабельности предприятия

3.1.Методика анализа и планирования прибыли на предприятии

Анализ прибыли производится в несколько этапов.

На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его  подразделениям путем выявления  тенденции изменения массы прибыли  и рентабельности за исследуемый  период. В этих целях исчисляются  темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и  сравниваются с динамикой аналогичных  показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается  влияние факторов на прибыль и  рентабельность:

а) изменение объема товарооборота  в текущих ценах (товарооборот - объем  продажи товаров, и оказания услуг  в денежном выражении за определенный период времени), рассчитывается по формуле:

=
, где

 – изменение  прибыли за счет изменения размера товарооборота;

 Т1, Т0 – объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах;

 R0 – рентабельность  продаж за предшествующий (плановый) период;

б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического  объема товарооборота):

=
,где

 –  изменение объема продаж в сопоставимых ценах 
CР–сопоставимый  товарооборот;

в) для измерения влияния  цен реализуемых товаров на прибыль  можно использовать следующую формулу:

,где

ФТ–физическая масса товаров;

 I1 – индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.

Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения  цены должно дать результат изменения  прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах;

г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяется следующим образом:

, где

УВД1 – фактический уровень валового дохода;

УВД0 – плановый (базисный) уровень валового дохода;

Р1 – объем фактического товарооборота;

д) оценка влияния издержек обращения на прибыль:

,где

УИО1 – фактический уровень издержек обращения;

УИО0 – уровень издержек обращения в (плановом) базисном периоде;

Р1 – фактический объем товарооборота;

е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов  и затрат определяется методом прямого  счета. Изменение разницы между  доходами и расходами и будет  размером влияния данного фактора  на результат;

ж) изменение эффективности (анализ рентабельности) использования  ресурсов и капитала предприятия  измеряется с помощью следующей  формулы:

, где

Р – размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке;

R0 – рентабельность  использования определенного вида ресурсов (капитала). 

Затем возможен расчет удельного  веса валовых доходов в товарообороте, удельного веса в валовых доходах  чистой продукции (заработная плата  плюс прибыль), удельного веса в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить  график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли  для решения основных задач.

На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и  возможности их использования в  перспективе (таковыми могут быть: ускорение  оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов  эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в  натуральных единицах измерения).

На основе глубокого анализа  прибыли и рентабельности разрабатывается  план прибыли на перспективу.Грамотное, эффективное управление планированием и формированием прибыли предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и обеспечивающие максимальную прибыль. Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Процесс планирования состоит  из нескольких этапов анализа прибыли  и рентабельности за прошедший исследуемый  период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных  расчетов; разработки плана мероприятий  по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабльности на предприятии