Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности предприятия сферы услуг и продаж на примере ООО «СПОРТМАСТЕР».

Содержание работы

Введение3
1 Теоретико-методологические основы конкурентоспособности предприятия5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности5
1.2 Конкуренция как основная сила развития предприятия 7
1.3 Качество — важнейший фактор конкурентоспособности товара 10
1.4 Методы оценки конкурентоспособности 13
2 Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «СПОРТМАСТЕР»19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Оценка конкурентоспособности 21
2.3 Анализ оценки конкурентоспособности услуг23
2.4 Рекомендации по улучшению деятельности предприятия 24
Заключение28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Анализ конкурентноспособности предприятия.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

     В соответствии  с определением Международной  организации по стандартизации  качество — это совокупность  свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность  удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

     Потребителя  интересует не природа продукта  труда  как такового, а то, что  продукт, становящийся товаром,  обладает нужными  свойства  ми, которые являются объектом  потребления. Предметом потребления  могут быть продукты, способ потребления, конструкция, назначение которых различны. Один и тот же продукт может обладать множеством разных свойств и быть пригодным для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных товаров, поэтому с экономической точки зрения качество товара — характеристика его способностей удовлетворять ту или иную потребность. Сам предмет потребления представляет собой не что иное, как набор полезных свойств продукта труда, и только совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности удовлетворять эту потребность, характеризуется и тем, насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности.

     Конкурентоспособность (КСП) товара определяется в отличие от качества совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют явный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной конкретной потребности —, прочие характеристики во внимание не принимаются, Более того, в силу сказанного товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляю-: тих существенного интереса для основной группы его покупателей.

     Проблема  повышения  качества продукции является  актуальной для любого предприятия,  особенно на современном этапе,  когда  в повышении эффективности  производства всё большее значение  играет фактор «качество продукции», обеспечивающий её конкурентоспособность.

     Анализ  показывает, что проблема качества зародилась, проявилась и объективно обнаружилась  с развитием общественного   производства.

     На  первых  этапах промышленной революции  предметы труда создавались отдельными  лицами или небольшими группами  людей, которые знали запросы  потребителей и планировали их  удовлетворение. С развитием промышленного  производства и разделения труда  перечень выполняемых работ возрос  настолько, что рабочий потерял  из виду конечный продукт труда.  В результате проблема качества  резко возросла. Возникла необходимость  определять промежуточные показатели  качества продукции. На предприятиях  стали появляться службы контроля  качества.

     На  вопрос, почему актуальность проблемы  повышения качества продукции  возрастает на современном этапе,  можно ответить так.

     Во-первых, повысились  требования НТП, которые  диктуют  коренные качественные изменения   во всех сферах научно-производственной  деятельности. Ужесточаются требования  к свойствам и характеристикам  продукции, особенно к таким,  как надёжность (долговечность, сохраняемость, безотказность и другое), эстетичность, экономичность в эксплуатации и др. Это связано с тем, что современная техника работает в сложных условиях, при критических режимах и колоссальных нагрузках. Выход из строя единицы техники влечёт за собой огромные убытки для предприятия.

     Улучшение  качества готовой продукции, в  свою очередь, требует повышения  качества сырья, материалов, комплектующих  изделий, внедрения новых прогрессивных  технологий и методов организации  производства и труда. Поэтому  задача повышения качества продукции  приобретает комплексный характер  и затрагивает все отрасли  промышленности.

     Во-вторых, происходит  дальнейшее углубление общественного  разделения и кооперации труда,  что приводит к усложнению  внутриотраслевых, межотраслевых и  межгосударственных производственных  связей. Качество даже средней  по сложности техники начинает зависеть от работы десятков, а то и сотен предприятий различных отраслей. Высокое качество любого изделия требует равной и безусловной ответственности за добросовестную работу каждого рабочего, ИТР, независимо от того, на какой ступени производства он находится. В результате их совместного труда конечный продукт удовлетворяет потребностям только в том случае, если каждый узел, блок, деталь строго соответствуют стандартам и техническим условиям.

     В-третьих,  по мере удовлетворения в количественном  выражении потребности в средствах   производства в средствах производства  и предметах потребления (время,  когда количество играло решающую  роль, прошло) на первый план выдвигается  их качественная характеристика. Дело в том, что для количественного  потребления существуют естественные, если даже не жёсткие, границы.  Например, предприятия могут использовать  только ограниченное количество  предметов труда. В качественном  развитии потребностей таких  границ не существует, так как  в результате общественного развития  возникают новые потребности,  растут требования к качеству  продукции.

     Повысить качество  – это значит из того же  количества сырья и материалов  выпустить продукцию, более полно  удовлетворяющую общественные потребности.   

     В-четвёртых,  расширяются торгово–экономические  связи с другими странами, что  предопределяет постоянное повышение качества продукции (конкурентная борьба за рынки сбыта). Успешно реализуют свою продукцию те предприятия, качество продукции у которых выше.

     В-пятых, повышение  качества продукции позволяет   решать не только технические  и экономические, но и социальные  задачи.

1.4 Методы оценки  конкурентоспособности

Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения  конкурентоспособности предприятия  является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой  оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа  и, как следствие, выявления путей  повышения конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта.

В частности, оценка конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта необходима в  целях:

  • разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
  • выбора контрагентов для совместной деятельности;
  • составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
  • осуществления инвестиционной деятельности;
  • осуществления государственного регулирования экономики.

Анализ экономической  литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

  1. Матричные методы. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.
  2. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.
  3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.
  4. Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.1)

Относительно методик  оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг прослеживается следующая ситуация: их очень мало и применимы они, в основном, только к определенной отрасли услуг. Трудность в разработке методик оценки конкурентоспособности предприятий, оказывающих услуги, связана с определенной спецификой самого рынка услуг. Действительно, если перед приобретением покупатель может внимательно рассмотреть товары, оценить, а в некоторых случаях даже попробовать, то потрогать услугу покупатель, конечно не может. Единственное, на что может положиться потребитель - это на мнение других людей, которым уже доводилось воспользоваться услугами этого предприятия. Все товары, произведенные в какой-то период времени, могут быть приобретены и потреблены в будущем. При этом товары не утрачивают своих свойств и не видоизменяются. Услуги же потребляются в момент их производства и не могут храниться. К тому же услуги неотделимы от своего источника, потребитель становится вовлеченным в процесс производства и оказания услуги. Товар существует независимо от производителя, потребитель приобретает уже конечный результат в виде готовой продукции. Что касается стандартов качества, то и здесь услуга существенно отличается от товара. К товарам предъявляются жесткие требования относительно их качества.

Зачастую потребитель  уже хорошо знаком с товаром и  удовлетворен его качеством. Менее  качественный товар не будет пользоваться таким спросом. Оценить качество услуги можно только после того, как эта услуга оказана. Потребитель  не всегда будет удовлетворен результатом  и это связано, прежде всего, с  тем, что источником оказания услуг  являются люди. Человеческий фактор оказывает  большое влияние на качество и  стандартизацию услуг.

Все вышеперечисленное доказывает сложность оценки качества услуги, а как следствие - и сложность  оценки конкурентоспособности самого предприятия, оказывающего услуги. Сфера  услуг сегодня стремительно развивается  и совершенствуется. Услуги сегодня  являются достаточно востребованными. Это является причиной появления  большого количества предприятий, работающих в данной сфере. С каждым днем конкуренция  среди них усиливается и управленческому  аппарату приходится постоянно разрабатывать  способы повышения конкурентоспособности. Для того, чтобы определить способы и пути повышения конкурентоспособности отдельно взятого предприятия, прежде всего, необходимо провести анализ и дать оценку конкурентоспособности, выявить внутренние сильные и слабые стороны. Это те ключевые компоненты, которые должны быть рассмотрены перед выработкой дальнейшей конкурентной стратегии. Только располагая данными о рыночной ситуации и собственном уровне конкурентоспособности, предприятие сможет принять правильное решение о стратегии последующего развития.

Для всестороннего изучения рыночной ситуации используется SWOT-анализ, который позволяет выявить и  структурировать сильные и слабые стороны предприятия, а также  потенциальные возможности и  угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей  компании с возможностями, которые  дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Одним из используемых методов оценки конкурентоспособности предприятия является профиль полярностей. В его основе лежит определение показателей, по которым организация опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. При использовании матричного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия конкурентоспособности используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличными значениями.

Конкурентоспособность предприятия  надо оценивать комплексно, по всем критериям и направлениям деятельности.

В качестве одного из вариантов  оценки конкурентоспособности предприятия  предлагается метод, в основе которого лежит оценка основных групповых  показателей и критериев конкурентоспособности  предприятия. Оценка конкурентоспособности  предприятия по данному методу включает следующие этапы:

  1. выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;
  2. расчет коэффициентов весомости выбранных критериев;
  3. определение количественных значений единичных показателей конкурентоспособности предприятия для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени);
  4. расчет коэффициентов весомости выбранных единичных показателей;
  5. расчет количественных значений критериев конкурентоспособности предприятия;
  6. расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.

Было выделено пять групп  показателей, характеризующих тот  или иной критерий конкурентоспособности.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия