Анализ и оценка эффективности управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью работы является: разработка программ адаптации на примере предприятия ОАО "ЗМЗ".
Задачи работы:
- раскрыть теоретические аспекты исследуемой работы
- провести анализ системы управления персоналом и основные положения кадровой политики на ОАО «ЗМЗ»
- разработать программу адаптации
- провести оценку эффективности разработок на ОАО «ЗМЗ»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоритические основы в управлении персоналом 5
1.1 Персонал как объект управления 5
1.2 Система управления персонала 8
1.3 Формирование системы управления персонала 11
Глава 2. Кадровая политика на ОАО «ЗМЗ» 18
2.1 Характеристика предприятия на примере ОАО «ЗМЗ» 18
2.2 Содержание оперативного плана на предприятии 21
2.3 Анализ системы управления персоналом Автономного цеха ОАО «ЗМЗ» 24
Глава 3 Разработка программ адаптации на ОАО «ЗМЗ»…………………….30
3.1 Разработка программ адаптации 30
3.2 Оценка эффективности программ адаптации 37
Заключение 39
Список изученной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсоваяяяя.docx

— 125.80 Кб (Скачать файл)

Таблица 3

Структура персонала по возрасту

(количество человек и  удельный вес в %)

 

2011г

2012г.

До 30 лет

110

39%

114

41%

От 30 до 40 лет

58

20%

55

19%

От 40 до 55 лет

111

39%

103

36%

Старше 55

5

2%

11

4%

Итого:

284

100%

283

100%


Средний возраст работающих 37 лет. Наблюдается небольшое увеличение числа работников моложе 30-летнего  возраста, а возрастная группа от 30 до 40 лет уменьшилась. Численность  персонала от 30 до 50 лет стабильна.

 

 

 

 

Таблица 4

Структура персонала по стажу  работы на предприятии

(количество человек и  удельный вес в %)

 

2011г.

2012г.

До 1г.

33

7,8%

41

6,5%

1-15 лет

171

72,3%

156

73,5%

15-25 лет

36

8,1%

43

8%

Свыше 25

44

11,8%

43

12%

Итого:

284

100%

283

100%


73,5% от всего числа работающих  имеют стаж от 1 до 15 лет. Стаж  позволяющий говорить о профессиональном  мастерстве работающих и о стабильности коллектива.

Таблица 5

Структура персонала по уровню образования

(количество человек и  удельный вес в %)

 

2011г.

2012г.

Высшее

28

10%

33

12%

Средне-профессиональное

70

25%

71

25%

Начальное профессиональное

59

21%

50

18%

Среднее образование

96

34%

99

35%

Неполное среднее образование

31

10%

30

10%

Итого:

284

100%

283

100%


Анализируя структуру  персонала Автоматного цеха по уровню образования можно сделать вывод  о стремительном росте числа  работников, имеющих высшее образование (на 5 %).

Следует отметить, что 33 работника  цеха обучаются в высших учебных  заведениях без отрыва от производства (на очно - заочных и заочных отделениях).

За 2012 год прошли обучение на курсах целевого назначения, повысили квалификацию, прошли обучение на вторую профессию, обучены вновь и прошли переподготовку 97 человек, что составляет 34% общего количества работающих цеха.

Данный анализ трудового  потенциала позволяет сделать вывод  о том, что руководство завода, цеха ориентировано, в основном, на интенсивный путь развития производства, поскольку руководствуется принципом  наращивания мощностей производства при меньшей численности. Такой  подход себя оправдывает, об этом можно  судить из экономических показателей  за последние два года.

Анкетирование

В производстве проводилось  анкетирование на тему «Вовлеченность персонала в деятельность по улучшению». Вопросы анкеты были сформулированы таким образом, чтобы определить отношения работников по таким факторам, как морально-психологический климат в коллективе, наличие лишних рабочих  на участке, причины конфликтных  ситуаций.

Подготовка персонала (рабочих)

В производстве проводится обучение рабочих:

- по безопасности труда;

- обучение требуемой профессии для производства;

- повышение квалификации;

- поддержание необходимого уровня квалификации (курсы целевого назначения).

С учетом ротации руководителей  проведено дополнительное обучение 3-х групп по изучению документации СМК.

Оценка знаний работников проводится как по экзаменационным  билетам, так и по тестам.

Задачи на 2013 год. В плане подготовки персонала необходимо предусматривать опережающее обучение для замены работников, выработавших стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение. В настоящее время в производстве трудится 51 человек в возрасте от 50 до 60 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка программ адаптации на ОАО «ЗМЗ»

 

3.1 Разработка  программ адаптации

Непосредственный руководитель в маршрутной карте указывает  фамилию наставника, время, необходимое  на проведение программы адаптации (количество смен стажировки для рабочих), дату заседания квалификационной комиссии по допуску сотрудника к самостоятельной  работе (первое заседание возможно уже через 1 месяц после начала работы по заявлению непосредственного  руководителя).

Руководитель подразделения  контролирует процесс прохождения  стажировки (отзывы наставника о стажере, уровень его обучаемости, процесс  ознакомления с необходимой в  работе информацией новым сотрудником) и заполняет форму контрольного листа прохождения адаптации. После прохождения стажировки руководитель подразделения оформляет служебную записку и предоставляет ее в квалификационную комиссию.

После завершения стажировки квалификационной комиссией проверяются  следующие знания работника:

    • общие сведения о предприятии, подразделении, должности
    • правила внутреннего трудового распорядка, ответственность за их нарушение
    • должностные обязанности
    • общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях, расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений
    • основные требования техники безопасности
    • основные требования пожарной безопасности
    • основные требования электробезопасности, взрывобезопасности
    • основные требования производственной санитарии и личной гигиены
    • первая помощь пострадавшим, действия работников при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

Если в процессе проверки уровень знаний работника оценивается  как недостаточный, комиссия может  принять решение о продлении  срока стажировки работника. Допуск к самостоятельной работе осуществляется на основании приказа исполнительного  директора предприятия. Проект приказа  разрабатывает отдел по работе с  персоналом на основании решения  квалификационной комиссии.

Рекомендации по внедрению  мероприятий по адаптации персонала  к завершению профессиональной деятельности

Основная цель: достойная  старость работникам ОАО «ЗМЗ».

Основные направления  в работе:

  1. Социальная адаптация работников предпенсионного возраста:
  • анализ наличия пенсионеров в структурных подразделениях;
  • установление правил и норм поведения для работающих пенсионеров;
  • организация и проведение анкетирования работников по вопросам социальной адаптации;
  • создание службы психологов;
  • организация работы курсов для работников предпенсионного возраста;
  • организация наставничества с целью передачи опыта ветеранов молодым работникам;
  • привлечение пенсионеров к консультативной работе;
  • привлечение пенсионеров к преподавательской работе;
  • заключение договоров с пенсионерами, оставленными на работе по инициативе администрации;
  • изготовление буклетов о действующих на заводе Положениях и пенсионном законодательстве.
  1. Пропаганда и сохранение духовного наследия машиностроителей.
  1. Привлечение пенсионеров к активной работе по воссозданию и пропаганде истории завода, его подразделений, города:
  • привлечение пенсионеров к патриотическому воспитанию молодежи;
  • организация работы с трудовыми династиями.
  1. Формирование и внедрение "пакета гибких льгот" для работников предпенсионного возраста и пенсионеров:
  • организация торжественных проводов на заслуженный отдых;
  • вручение благодарственных писем;
  • заключение договоров о добровольном пенсионном обеспечении за 1-5 лет до наступления пенсионного возраста;
  • дополнительное пенсионное обеспечение работников за счет средств ОАО “ЗМЗ";
  • дополнительное медицинское обслуживание:
  1. Взаимодействие трудовых коллективов и общественных организаций:

- организация клубов по  интересам

- проведение ярмарок –  продаж

- организация работы по  предоставлению дополнительных  услуг: ремонт одежды, обуви, часов  и т.д.,

- совместно с администрацией  города разработать и ввести  в действие Программу "чистый  и зеленый город", привлекая  к ее реализации пенсионеров  и молодежь.

Разработка программы  адаптации сотрудника на рабочем  месте

Основные направления  программы адаптации

Традиционно в программе  адаптации работников выделяют три  основных направления:

    1. введение в организацию
    2. введение в подразделение
    3. введение в должность

Введение в организацию

Мной разработан семинар  для введения в организацию, который  посещают все новые сотрудники по определенному графику.

В процессе введения в организацию  обеспечивается не только положительное  отношение работников к новому месту  работы, но и понимание принципов  функционирования организации, прояснение требований и ожиданий со стороны  организации.

Семинар для новых сотрудников

Перед началом семинара менеджер по персоналу проводит экскурсию  по предприятию. Семинар для новичков организуется в их первый рабочий  день. Формируется группа новых сотрудников, с которыми проводится семинар. В  семинаре участвуют: менеджер по персоналу  – ведущий, юрист, специалист отдела оплаты труда, инженер по охране труда, инженер по технике безопасности, врач, представитель профкома, специалист службы охраны (см. Таблицу 6).

Таблица 6

Программа семинара включает следующие блоки:

Содержание блока

Ответственный

Продолжительность сообщения

Общее представление о  компании (цели, приоритеты, история, продукция, достижения, оргструктура, краткая информация о руководстве организации …)

Менеджер по персоналу

30 мин.

Политика организации  в области персонала (оценка, аттестация, профессиональная подготовка, обучение, продвижение, карьерный рост…)

Менеджер по персоналу

30 мин.

Нормы делового взаимодействия и традиции, принятые в коллективе (этический кодекс работника, проведение общих собраний, деловых командировок, традиции празднования корпоративных мероприятий …)

Менеджер по персоналу

40 мин.

Соблюдение трудового  законодательства (сроки и условия найма, испытательный срок, права и обязанности работника и работодателя, юридические тонкости трудовых отношений, трудовые споры)

Юрист, менеджер по персоналу

40 мин.

Оплата труда (виды, размер и периодичность денежных выплат, нормы и формы оплаты труда, оплата выходных, сверхурочные, основные принципы системы премирования работников)

Менеджер по персоналу, специалист отдела оплаты труда

50 мин.

Дополнительные льготы сотрудникам (медицинское обслуживание работников и членов их семей, материальная помощь, предоставление кредитов, выходные пособия, возможность обучения на работе, возможность получения путевок на отдых, лечение, льготы сотрудникам при их оплате, страхование, пенсии…)

Менеджер по персоналу

30 мин.

 

Служба быта (расположение бытовых помещений, правила пользования ими, организация питания, условия парковки, график и маршрут движения служебного транспорта) – выдается схема

Менеджер по персоналу

40 мин.

 

 

Охрана труда и техника  безопасности (меры предосторожности, правила пожарной безопасности, оказания первой медицинской помощи, правила поведения при несчастных случаях…) – выдается памятка

инженер по охране труда, инженер  по ТБ, врач

30 мин.

Правила внутреннего трудового  распорядка и внутрипропускного режима (порядок пользования пропусками, время прихода и ухода с работы, порядок учета рабочего времени и т.п.) - выдается памятка

Менеджер по персоналу, специалист службы охраны

30 мин.

Экономические факторы (стоимость рабочей силы, оборудования, ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев…)

Менеджер по персоналу

10 мин.

Работник и его отношения  с профсоюзом (организация социального партнерства, способы защиты прав работников, постановления профсоюза, коллективный договор)

Представитель профкома

20 мин.

Ответы на вопросы

Менеджер по персоналу, специалисты

 

Информация о работе Анализ и оценка эффективности управления персоналом