Анализ и автоматизация расчета фактической себестоимости продукции (на примере ПО «БелАЗ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 23:53, дипломная работа

Описание работы

В ходе написания дипломного проекта было проведено комплексное обследование предприятия. Собранные данные позволили написать программу для автоматизации расчета фактической себестоимости продукции. Данные были получены в ходе изучения теоретического материала и обследования предприятия. Непосредственные данные для разработки программного обеспечения были собраны в ходе бесед с бухгалтерами планового отдела ПО "БелАЗ".

Содержание работы

Введение 5
1.Калькулирование себестоимости продукции и ее роль в управлении производством 11
1.1.Анализ себестоимости продукции 11
1.2.Анализ уровня и динамики изменения стоимости продукции 13
1.3.Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 15
1.4.Себестоимость продукции и анализ затрат на сырье и материалы 19
1.5.Анализ расходов на оплату труда 20
1.6.Резервы снижения комплексных расходов 21
1.7.Себестоимость промышленной продукции и ее структура 23
1.8.Планирование себестоимости продукции 28
1.9.Пути снижения себестоимости продукции 30
2.Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции 35
3.Предпроектное обследование предприятия 41
3.1.Предпосылки автоматизации управления затратами 41
3.2.Понятие «Автоматизированное управление затратами» (АУЗ) 43
4.Сводный учет затрат на производство и автоматизированное калькулирование себестоимости продукции 44
4.1.Технология сводного учета затрат на производство 52
4.2.Составление отчетной калькуляции на изделие 55
4.3.Расчет фактической себестоимости товарного выпуска продукции 57
5.Разработка программного обеспечения для автоматизации расчета себестоимости продукции 58
5.1.Автоматизированный анализ затрат на производство продукции 58
5.2.Обоснование внедрения программного средства 60
5.3.Обоснование выбора средств разработки, системы управления базами данных и сопутствующего программного обеспечения 62
5.4.Общее описание программы 62
5.5.Руководство пользователя 63
6.Технико-экономическое обоснование дипломного проекта 66
6.1.Определение затрат, цены и прибыли при разработке ПС 66
6.2.Расчет экономического эффекта от применения ПС пользователем 74
7.Охрана труда и экологическая безопасность 78
7.1.Общие положения 78
7.1.1.Понятие охраны труда и ее социально-экономическое значение. 78
7.1.2.Законодательство по охране труда 79
7.1.3.Надзор и контроль за охраной труда 80
7.1.4.Ответственность за нарушения по ОТ 80
7.2.Организация безопасной работы инженера-программиста 80
7.3.Освещенность рабочего места 85
7.4.Вентиляция 86
7.5.Выводы по охране труда 87
Заключение 88
Литература 90

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 612.50 Кб (Скачать файл)

В едином технологическом комплексе  с этими самосвалами может  быть использован и фронтальный  погрузчик БелАЗ-7821, способный загружать самосвалы грузоподъемностью 55 тонн, а также железнодорожные платформы и думпкары. Единственная модель, имеющая полностью независимую подвеску, — 80-тонный БелАЗ-75492. Новая рулевая трапеция неразрезного типа, новый двигатель с "мокрым" картером, установка на этом самосвале обдуваемых тормозных резисторов, безусловно, будет положительно оценена потребителями.

Имеется еще одна перспективная  модель -- самосвал БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн, спроектированная с учетом более чем пятнадцатилетнего опыта эксплуатации ее предшественника — 120-тонного самосвала. Перспективная трансмиссия переменно-постоянного тока, новая конструкция заднего моста, позволяющая свести до минимума трудоемкость технического обслуживания рабочих тормозных механизмов, новая платформа, обеспечивающая рациональную загрузку самосвала, новая сверхкомфортабельная кабина и возможность установки различных двигателей служат веским доводом в пользу именно этого самосвала.

БелАЗ-75303 — первый образец 200-тонного самосвала с российским двигателем. В то же время эта модель предполагает по желанию заказчика установку двигателей ведущих моторостроительных фирм мира.

Впервые вниманию потребителей предложена машина техпомощи, предназначенная  для сервисного обслуживания самосвалов "БелАЗ" непосредственно в карьерах.

В объединении предпринимаются  довольно серьезные попытки занять те ниши в технологическом процессе горной добычи, которые сегодня занимают наши конкуренты. Многие автозаводцы  могли на деле убедиться в реализации новых проектов, участвуя в подготовке выставочных образцов продукции БелАЗа для международной выставки "Москон-97". И надо сказать, что продукцию белорусских автомобилестроителей заметили и оценили. Но еще предстоит очень серьезная работа по освоению производства и выпуска 55- и 130-тонных самосвалов, фронтального погрузчика БелАЗ-7822.

Одной из важнейших задач продвижения  БелАЗов на рынок стало развитие технического сервиса в регионах наиболее интенсивной эксплуатации нашей техники.

Сегодня ситуация на рынке карьерных самосвалов меняется довольно быстро. Наши зарубежные конкуренты прилагают немало усилий, чтобы внедриться на рынки России, других стран СНГ. В жестком соперничестве за рынки на первый план выходят такие показатели, как технический уровень, качество выпускаемой продукции, организация сервисного обслуживания техники. Ведь теперь заказчик не всегда смотрит на уровень цены, а оценивает продукцию в первую очередь по названным показателям.

Каким образом предполагается укрепить позиции Белорусского автомобильного завода на рынках?

Этому вопросу уделяется самое  серьезное внимание. Создан украинский филиал БелАЗа — "УкрБелАЗ". Его  задачей является установление тесных контактов с потребителями белазовской  техники на Украине, развитие мощностей по капитальному ремонту самосвалов, по сборке новых автомашин для украинских потребителей и организация технического сервиса. В рамках Ашгабадского соглашения ставится задача снизить затраты на производство самосвалов с использованием комплектующих украинских производи гелей как на БелАЗе, так и в филиале, найти прямые работающие связи с украинскими производителями комплектующих изделий.

Объединение располагает хорошими кадрами, на БелАЗе достаточно квалифицированных  специалистов и рабочих, чтобы осуществить задуманное.

Главное сегодня — повышение  отдачи от каждого работающего с  учетом современных требований. Речь не идет о сокращении численности  персонала на БелАЗе, речь — о  реорганизации структурных подразделений  завода, которая позволит коллективу идти в ногу со временем.

Среди подразделений объединения  производство товаров народного  потребления занимает особое место.

ПТНП создано на базе двух цехов  товаров народного потребления, цеха реализации и конструкторскою  бюро. Такая реорганизация производства, а также создание бюро маркетинга позволили увеличить выпуск товаров народного потребления, уменьшить запасы готовой продукции на складах.

Ходовые товары — автоприцепы, автобагажники, элект-роконвекторы, электрошашлычницы, мебельная фурнитура — пользуются повышенным спросом у покупателей. С учетом замечаний потребителей многие виды товаров народного потребления совершенствуются. Создаются и новые виды изделий: автоприцеп облегченный, печь походная с набором для туриста, лопата совковая. Изготовлены опытная партия глушителей для ВАЗ-2108-09, нагреватель бытовой, тележка садовая (всего около 20 наименований), Для освоения новой продукции при конструктор-ско-технологическом отделе ПТНП создан опытный участок.

Бюро маркетинга изучает спрос  на товары народного потребления посредством участия в выставках, где происходит заключение договоров, демонстрируются натурные образцы.

Дальнейшее развитие получило производство малотоннажных автомобилей "Люблин-БелАЗ". На предприятии изготовлены модификации  этой машины в виде грузопассажирского. автомобиля вместимостью 9 человек и автомобиля "Скорая помощь". В 1997 году в цехе товаров народного потребления собраны новые автомобили "Люблин-БелАЗ" с удлиненной базой грузоподъемностью 2 тонны.

Таким образом, у могучих автосамосвалов "БелАЗ" появились "младшие братья". Покупатели довольно охотно их приобретают, и, судя но всему, у "Люблинов" хорошая перспектива,

В марте 1995 года Мексиканский национальный институт маркетинга на своей итоговой конференции рассмотрел результаты исследований, проведенных среди различных фирм, для присуждения Международной бриллиантовой звезды качества.

Успех нашего отечественного автомобилестроения был колоссальный: Белорусский автомобильный  завод был удостоен Международной  бриллиантовой звезды качества!

Международная бриллиантовая звезда качества утверждена в 1991 году для поощрения  тех компаний, которые смогли поднять  конкурентоспособность своей продукции, несмотря па бремя инфляции, налогов  и конкуренции, и наперекор всему  укрепляют собственную репутацию профессионализма в сервисе и качестве выпускаемой продукции.

В мае 1997 года объединению была вручена  еще одна международная награда  — приз "За технологию и качество".

Международный приз "За технологию и качество" учрежден для того, чтобы отметить и выделить фирмы из всех стран мира, направляющие усилия на развитие и улучшение собственного технологического уровня. Более 70 компаний занесены в «Почетную книгу технологии» и всем им вручен столь высокий международный приз — как свидетельство и признание их выдающихся успехов в области технологических исследований и экономического развития. 

  1.  ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Предпосылки автоматизации управления затратами

 

Анализ структуры действующих  и создаваемых АСУП (автоматизированных систем управления предприятием) на ПО «БелАЗ» показал, что вопросы автоматизации расчетов по планированию и учету затрат на предприятии решаются в рамках подсистемы «Технико-экономическое планирование», разделов «Затраты» или «Себестоимость» и «Бухгалтерский учет». Выполняются в основном расчеты по планированию прямых (материальных и трудовых) затрат на основе плана производства и норм затрат материалов и труда на изготовление продукции. План производства продукции и нормы затрат задаются обычно в укрупненном (поиздельном) виде, расчет производится по срокам выпуска изделий. Затраты на производство учитываются в разрезе счетов и субсчетов «Плана счетов», состав и содержание которых не полностью соответствуют статьям и элементам затрат.

Нормирование, планирование, учет и  распределение косвенных затрат автоматизированы в основном на заключительной стадии (подсчете итогов) и базируются на предварительных укрупненных нормативных расчетах. Следует отметить неудовлетворительное состояние внедрения нормативного метода учета затрат на производство, внедрить его в полном объеме можно только на базе автоматизированных единого «банка данных» и совмещенного оперативного и бухгалтерского учета затрат на производство.

В связи с низким уровнем автоматизации  формирования и ведения нормативной базы, ее локальностью по видам расчетов или подсистемам АСУП, отсутствием или недостаточным уровнем автоматизации первичного оперативного учета затрат па производство, несоответствием по времени, учетным единицам и точности оперативного и бухгалтерского учета, оперативно контролировать уровень затрат на производство и регулировать его практически невозможно. Необходимо также, чтобы расчеты по планированию и учету затрат были взаимосвязаны с другими подсистемами на предыдущей (исходной) и последующих стадиях АСУП.

Все сказанное позволяет сделать  вывод, что вопросы автоматизации  планирования, учета, контроля и регулирования- уровня затрат на производство продукции  на предприятии решены неудовлетворительно. Это затрудняет решение поставленной задачи перехода предприятия и его подразделений на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, В то же время имеются предпосылки и возможности для создания и внедрения системы управления затратами на всех стадиях изготовления продукции: исследование—проектирование—производство. Это наличие:

  1. Высокопроизводительных и достаточно надежных технических средств формирования, сбора, передачи, обработки и отображения управленческой информации.
  2. Соответствующих экономико-математических методов прогнозирования, моделирования, планирования, учета и регулирования хода производственного процесса и его обеспечения.
  3. Автоматизированного «банка данных» предприятия, обеспечивающего рациональную систему управления.
  4. Потребности в коренном улучшении прогнозирования, планирования, учета и регулирования уровня затрат на предприятии, т. е. в переходе к управлению затратами на выпуск продукции на предприятии.
  5. Квалифицированных кадров, обладающих опытом создания АСУП, АСУ ТП.

Однако для создания и обеспечения  функционирования автоматизированной системы управления затратами необходимо точно сформулировать понятие автоматизированного управления затратами на предприятии.

    1. Понятие «Автоматизированное управление затратами» (АУЗ)

 

Исходя из общей теории управления, управление предприятием заключается  в целенаправленном воздействии управляющей системы на управляемый объект для достижения поставленной цели.

В соответствии с «Законом о государственном  предприятии (объединении)» основная цель промышленного предприятия  — выпуск продукции (и ее проектирование — для НПО) нужных номенклатуры, объема, качества (в соответствии с государственным планом) в установленные сроки и с минимальными затратами. Из этого следует, что объект управления — затраты на выпуск продукции, производимые на всех стадиях ее жизненного цикла. Управляющая система включает состав управленческого персонала (всех уровней управления предприятием) и используемые им в процессе управления технические средства и методы. Таким образом, управление затратами — это управление работниками, которые в свою очередь управляют, средствами и предметами труда. Работники, непосредственно воздействующие с помощью средств труда на предметы труда или обеспечивающие ход производства в целях получения материальных благ, выступают в двух видах: как объект управления в управляющей системе (управление людьми) и как субъекты управления в управляемой системе (управление средствами и предметами труда),

Исходя из принципов системного подхода главная цель автоматизированного  управления затратами на предприятии  — снижение себестоимости продукции за счет обоснованного определения рациональных плановых размеров (соответствующих функциональному назначению продукции) затрат и обеспечения соответствия фактических затрат заданному плановому уровню или их снижения.

Критерий достижения цели — максимально экономное использование всех ресурсов при производстве продукции и осуществлении процесса управления затратами. 

  1. СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Сводный учет затрат на производство призван определить конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий и объединений. Его надо вести по отдельным видам или группам однородной продукции, калькуляционным статьям затрат. В группы однородной продукции должны включаться продукция и изделия, тождественные по технологии, конструкции, имеющие одинаковое назначение и значительную долю общих деталей, изготовленные из одного и того же сырья и материала.

Как известно, сводный учет затрат на производство реализуется в двух видах: полуфабрикатном и бесполуфабрикатном. Выбор того или иного варианта зависит от специфики формирования затрат и организационно-технологических особенностей предприятий (объединений).

Для достоверности сводного учета  затрат важно разделить издержки производства между объемами товарного выпуска и незавершенного производства. В условиях АСУП незавершенное производство учитывается на базе информации, полученной из подсистемы «Оперативное управление производством». При отнесении изменений норм на незавершенное производство на начало месяца его переоценивают до уровня измененных норм (в условиях АУЗ — прямым счетом по данным инвентаризации или оперативного учета перемножением количества остатков в незавершенном производстве на разность в нормах, взятых из решений задач «Учет изменений норм и нормативов»). В случае необходимости (обычно один раз в год) для уточнения остатков незавершенного производства проводится его инвентаризация (снятие натуральных остатков деталей, полуфабрикатов, находящихся в производстве), и по ее результатам данные автоматизированного учета сверяют с фактическими остатками. При выявлении разницы как в стоимостном, так и в натуральном выражении, данные учета корректируют — излишки приходуют, а при недостачах уменьшают стоимость расчетных остатков незавершенного производства.

Затраты по нормам по всем разделам ведомости  сводного учета (незавершенному производству на начало и конец месяца, затратам за отчетный месяц, фактической себестоимости  выпуска) должны быть исчислены по единому  уровню норм, достигнутому на начало отчетного периода.

Информация о работе Анализ и автоматизация расчета фактической себестоимости продукции (на примере ПО «БелАЗ»)