Управление себестоимостью продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 01:59, практическая работа

Описание работы

Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера, но и внутреннего (о формировании затрат на производство и себестоимость продукции).
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение, чем обусловлена актуальность темы. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определение влияния факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Одним из важнейших показателей, характеризующих работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции (услуг).

Файлы: 1 файл

Практика.docx

— 82.92 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Необходимым условием получения  прибыли предприятия является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой

 

Затраты→Объем производства →Прибыль

 

Составляющие этой схемы  должны находиться под постоянным вниманием и контролем.

Оптимизация прибыли предприятия  в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера, но и внутреннего (о формировании затрат на производство и себестоимость продукции).

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  очень важное значение, чем обусловлена актуальность темы. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определение влияния факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Одним из важнейших показателей, характеризующих работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции (услуг).

Себестоимость – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском продукции и оказанием услуг. Роль себестоимости в экономике предприятия трудно переоценить. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйственного субъекта. Являясь важным показателем финансовой деятельности, она отражает изменения производительности труда и эффективности использования ресурсов предприятия.

Особую важность имеет  то, что себестоимость является тем  показателем, по которому можно судить об эффективности функционирования производства, о конкурентоспособности предприятия. Ведь важной проблемой экономики является проблема точного установления затрат и результатов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. И именно себестоимость продукции (услуг) выступает тем показателем, относительно которого можно оценить результативность работы предприятия. В связи с этим в практической деятельности предприятий себестоимость выступает в качестве нижнего уровня цены на продукцию.

Себестоимость продукции  представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Источниками информации для  проведения анализа на предприятии являются «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции, работ, услуг предприятия», калькуляции себестоимости продукции, данные о затратах по основной и прочей деятельности и т. д.

Объектом  исследования работы является ООО «Леди Лайк Ярославль», а также анализ управления себестоимостью и совершенствование путей управления себестоимостью на данном предприятии.

 

1 Теоретические основы управления себестоимостью продукции

 

1.1 Себестоимость как управляемая экономическая категория

 
          Затраты на производство и реализацию продукции являются одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние.

Определенный уровень  затрат, складывающийся на предприятии, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной, хозяйственной и финансовой сферах. Так, чем эффективнее использование  в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и  рациональнее методы управления, тем  больше появляется возможностей для  снижения затрат на производство и  реализацию продукции. Тем самым  определяется значимость показателя затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в экономическом механизме  предприятия.

При рассмотрении функции  затрат, мы имеем в виду стоимостную  зависимость между объемом произведенной  продукции (или выполненных, к примеру, строительно-монтажных работ) и потреблением факторов производства в расчете  по действующим рыночным ценам.

Каждое предприятие прежде чем приступить к производственной деятельности, решает, какие затраты  ему предстоят. Для производства продукции или оказания услуг  необходимы три элемента: средства труда, предметы труда и рабочая  сила. В процессе производства средства труда и предметы труда переносят  свою стоимость на готовую продукцию, а затраты рабочей силы, выраженные в заработной плате, выступают как  затраты на производство продукции  или выполнение работ (услуг). Наряду с этим предприятия несут затраты  на реализацию продукции (реклама, транспортировка и другие).

Совокупность затрат живого и прошлого труда, овеществленного  в предметах и средствах труда, на производство и реализацию образуют издержки производства и реализации, а воплощенный в товаре общественный продукт – его стоимость. Издержки, выражающие затраты предприятия  на производство и реализацию в денежной форме, принимают форму себестоимости.

Таким образом, себестоимость  – это денежные издержки предприятия  на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выражающие часть ее стоимости: стоимость потребленных средств производства и стоимость  жизненных средств, необходимых  для воспроизводства производителей и их иждивенцев.

Как экономическая категория  себестоимость выполняет ряд  важнейших функций:

- учетную, которая обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

- расчетную, которая служит базой для формирования отпускной цены на продукцию предприятия, определения прибыли и рентабельности, обоснования целесообразности принимаемых экономических решений.

Множество видов издержек, обусловливающих выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), требует для  их системного изучения и управления определенной упорядоченности, которую  можно осуществить путем классификации.

Чтобы принимать оптимальные  управленческие и финансовые решения, необходимо знать свои затраты. А  анализ издержек поможет определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными; проверить  хозяйственные показатели и ведение  счетно-учетных операций; подскажет, как устанавливать цены, как применять  данные о затратах для выработки  тактических и стратегических решений, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли. Чтобы выявить  узкие места, полезно провести сопоставление  фактических и запланированных  расходов.

Методическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию  себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) рекомендуется группировать затраты по следующим направлениям:

-  виды производства (основное, вспомогательное, непромышленное);

-  структурные подразделения предприятия (места возникновения затрат, центра ответственности);

-  виды, группы продукции (носители затрат);

-  экономические элементы затрат;

-  калькуляционные статьи расходов.

Различают производственную себестоимость продукции (включает все затраты на производство продукции) и полную себестоимость продукции (включает в себя кроме производственной себестоимости, затраты по сбыту  продукции и некоторые другие непроизводственные затраты предприятия).

Снижение себестоимости  продукции является важнейшим условием повышения конкурентоспособности  на рынке, а также факторов снижения:

- народнохозяйственные;

- внутрипроизводственные.

К первой группе факторов относится  научно-технический прогресс на уровне отрасли и экономики в целом, территориальное размещение производства, природно-климатические условия  и т. д. Ко второй группе факторов относятся производительность труда, интенсификация использования производственных мощностей, экономия материальных ресурсов, повышение качества продукции, сокращение затрат на обслуживание производства и управление. В системе факторов снижения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) решающее значение имеет научно-технический прогресс.

Планирование себестоимости  – одна из важнейших функций управления, которая осуществляется с целью  определения общей величины затрат по предприятию, а также расчета  себестоимости единицы продукции.

Перечень технико-экономических  факторов, влияющих на себестоимость  продукции, определяется на основание  отбора постоянно действующих причин изменения себестоимости продукции  в условиях нормального функционирования производства. Технико-экономические  факторы можно объединить в четыре группы.

Первая группа - повышение технического уровня производства.

Вторая группа - совершенствование управления, организации производства и труда;

Третья группа - изменение объема и структуры продукции, структуры производства;

Четвертая группа - изменение условий хозяйствования (влияние этой группы факторов учитывается скорее при анализе себестоимости, а не при планировании).

В первой группе факторов –  повышение технического уровня производства – в качестве основных следует выделить внедрение новой и совершенствование применяемой техники и технологии, расширение масштабов применения новой техники, технологии, модернизация и улучшение эксплуатации действующего оборудования, применение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, улучшение их использования, повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее характеристик.

К основным во второй группе факторов – совершенствование управления, организации производства и труда – относятся рационализация управления производством, улучшение организации труда и использования рабочего времени, ликвидация излишних затрат и потерь (включая потери от брака).

В третьей группе факторов – изменение объема и структуры  продукции, структуры производства – выделяют следующие факторы - относительное изменение условно-постоянных расходов как следствие изменения объема производства продукции, относительное изменение амортизационных отчислений, изменение структуры выпускаемой продукции, ввод новых производств.

В четвертую группу факторов – изменение условий хозяйствования – включают изменение цен на производимую продукции (выполняемые работы, оказываемые услуги), изменение цен на потребляемое сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, энергию, изменение оплаты труда в соответствии с решением правительства, изменение системы налогообложения, переоценка основных фондов и изменение норм амортизации.

Изменение затрат определяется применительно к каждому отдельному фактору независимо от его влияния (положительного или отрицательного) на снижение себестоимости продукции (товаров, работ, услуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность, значение и структура управления себестоимостью

 

Знание того, какими бывают затраты и каковы тенденции их изменений, способствует принятию мер  по повышению эффективности и  постепенному снижению расходов. Анализ издержек необходим для решения  многих вопросов: для оценки факторов рентабельности, определения будущих  направлений деятельности, оценки производственных запасов, распределения и минимизации  затрат, для определения уровня безубыточности и т. д.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется Основными положениями по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг).

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

- затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг);

- затраты, связанные с использование природного сырья;

- затраты на подготовку и освоение производства;

- затраты некапитального характера;

- затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством;

- затраты на обслуживание производственного процесса;

- затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного назначения;

- затраты, связанные с управлением производством;

- затраты, связанные в подготовкой и переподготовкой кадров;

- затраты, связанные с наймом рабочей силы;

- затраты по транспортировке работников к месту работы;

- дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом;

- обязательные отчисления от всех видов оплаты труда работников по установленным законодательствам нормам в фонд соцзащиты населения;

Информация о работе Управление себестоимостью продукции на предприятии