Влияние спроса и предложения на ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:12, реферат

Описание работы

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением. Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения и их влияние на ценообразование в рыночной экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность спроса в рыночной экономике
Определение спроса…………………………………………………………..5
Величина спроса. Закон спроса………………………………………………6
Эластичность спроса………………………………………………………….9
Глава II. Сущность предложения в рыночной экономике
2.1 Определение предложения………………………………………………….12
2.2 Закон предложения…………………………………………………………..12
2.3 Эластичность предложения…………………………………………………14
Глава III. Равновесная цена……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Влияние спроса и предложения на ценообразование в рыночной экономике.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный  федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Финансово-экономический  институт

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа:

По дисциплине: Экономическая  теория

На тему: Влияние спроса и предложения на ценообразование  в рыночной экономике

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 3-ФК-10в

Стручкова Алена Георгиевна.

Проверил: доцент, дэн, профессор,

зав. кафедрой экономической  теории СВФУ

Попов А.А.

.

 

Якутск 2010

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Сущность спроса в рыночной экономике

    1. Определение спроса…………………………………………………………..5
    2. Величина спроса. Закон спроса………………………………………………6
    3. Эластичность спроса………………………………………………………….9

Глава II. Сущность предложения  в рыночной экономике

2.1 Определение предложения………………………………………………….12

2.2 Закон предложения…………………………………………………………..12

2.3 Эластичность предложения…………………………………………………14

Глава III. Равновесная цена……………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В  рыночной  экономике  продукты  продаются  и  покупаются.   Товарное обращение и соответственно  рынок  всегда  представлены   парным  отношением «продавец-  покупатель»,  которое   в   превращенной   форме,   свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия  между  производством  ипотреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между  спросом и предложением.

      Спрос и  предложение товаров являются  подлинными регуляторами  рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие  спроса  и предложения. Именно от этого взаимодействия зависит ответ, что  производить, для кого производить и по  какой  цене  продавать  произведенную  продукцию, чтобы  извлечь  необходимую  прибыль  для   дальнейшего   развития.   Именно соотношение между спросом и предложением порождает колебания  рыночных  цен.

Через  эти  колебания  устанавливается  тот   уровень   цен,   при   котором обеспечивается равновесие спроса и  предложения,  а  в  итоге  -  равновесие производства и потребления.

       Всем известно что, одним из главных вопросов, который пытались  решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является –  что определяет цены на  продукты?  И  из  выше  сказанного  появляется  наиболее краткий ответ на него: цену определяет соотношение спроса и предложения.

       В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с  понятием  «предложение» относится к числу фундаментальных. Распространена даже шутка,  что  попугая, умеющего  произносить  слова  «спрос»   и   «предложение»,   можно   считать образованным экономистом.

       Как известно, самые  распространенные,  обобщающие  термины  настолько емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной  мере относится и к терминам «спрос» и «предложение».

 В работе предполагается рассмотреть спрос и предложение, их влияние на ценообразование в рыночной экономике.

Объект исследования –  рыночная экономика.

Предмет исследования –  спрос и предложение, их влияние  на ценообразование в рыночной экономике.

Цель исследования – изучить  особенности спроса и предложения  и их влияние на ценообразование  в рыночной экономике.

Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие  задачи:

- рассмотреть законы рынка;

- изучить зависимость  спроса от цены;

- изучить зависимость  предложения от цены.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность спроса в  рыночной экономике

1.1 Определение спроса

 

       Спрос -   это платежеспособная  потребность,  сумма   денег,   которую

покупатели могут и  намерены  заплатить  за  какие-то  нужные  им  изделия  и услуги. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если  человек нуждается в каком-то  благе,  но  у  него  нет  денег,  то  он  не  обладает покупательским спросом,  т.е.  совокупная  величина  потребностей  превышает платежеспособный   спрос,   и   потребности   не   могут   быть    полностью удовлетворены. Таким образом, платежный спрос-это спрос на товары и  услуги, подкрепленный денежными средствами  покупателей.  Он  отражает  обеспеченную деньгами часть потребностей населения в  конкретных  количествах  товаров  и объемах услуг определенного назначения.

      Спрос характеризуется  количеством товаров определенного  вида,  которые потребитель хочет и в состоянии  купить  при  определенной  цене  на  них  в течение  определенного  периода  времени.  Именно  спрос   определяет,   что покупать на рынке и в каком количестве.  Спрос- это важнейший  ориентир  для предложения. И наоборот, предложение на рынке выступает с  такими  товарами, которые пользуются спросом.

        Соотношение  спроса и предложения, в конечном  счете, определяет  цены на  рынке  потребительских  товаров,  средств  производства,  ценных  бумаг, рабочей силы и других товаров.

Различают  индивидуальный  спрос,  т.е.  платежеспособные  потребности отдельного покупателя в том или ином товаре, суммарный спрос  индивидуальных покупателей и совокупный спрос, выраженный в  деньгах,  который  формируется на национальном  уровне.  Он  представляет  собой  реальный  объем  товаров, который  готовы  купить  при  определенном  уровне  цен  все   хозяйствующие субъекты.

       По степени охвата товаров различают:  а)  микроспрос,  т.е.  спрос  на

отдельные виды товаров,  б)  макроспрос,  т.е.  спрос  на  более  или  менее

крупные группы товаров.

      По степени  удовлетворения спроса выделяют: а) реализованный спрос,  б)

неудовлетворенный спрос, который  определяется количеством денег, которые  не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия  в  продаже,  в)  скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо  желаемого  товара,  отсутствующего  в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.

       По характеру спроса  различают:  а)  падающий  спрос,  б)  полноценный спрос, в) растущий спрос, г) чрезмерный спрос,  д)  нерегулярный  спрос,  ж) нерациональный спрос.

      Элементы  формирования спроса. На размеры  и структуру спроса влияют: а) цена продукта или услуги, б) доходы  населения,  в)  число  покупателей,  г) наличие товара, д) вкусы покупателей,  е)  мода,  ж)  реклама,  з)  цены  на

сопряженные товары, и) система  налогообложения,  к)  возможность  и  условия кредита, л) гарантийный и постгарантийный сервис,  м)  сезонный  фактор,  н) демографические факторы, о) географические особенности,  п)  национальные  и исторические  особенности,   р)   профессиональная   структура   работающего населения, с) имущественная дифференциация населения, т) валютный  курс,  у) меры по стимулированию спроса и др.

       Для  стимулирования  спроса  можно  использовать  следующие  меры:  а) демонстрация товаров,  б)  предложение  о  возврате  денег,  если  товар  не

понравился, г) удобство упаковки и доставка товара, д) премии и  конкурсы  и др.

 

1.2 Величина спроса. Закон  спроса.

 

Величиной спроса  называется  количество  товара,  которое  покупатели готовы (т.е. хотят, могут) купить при данной цене  в  течение  определенного периода: дня, недели и т.п.

       Величина спроса находится в обратной зависимости  от  цены:  чем  выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот,  чем ниже  цена,  тем  большее  количество  товара  люди   готовы   купить.   Это соотношение называется законом спроса.

       Чем  выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны  покупателей.  Например,  в нашей стране повышение цен на подписные издания  в  1991-1998гг.  привело  к сокращению объема подписки.  Действует  и  обратная  зависимость:  чем  ниже цена, тем больше спрос. Математически  это  означает,  что  между  величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная  зависимость  (однако  не обязательно в виде гиперболической, представленной формулой y=а/x).

       Природа закона спроса по  существу  проста.  Если  у  покупателя  есть

определенная сумма денег  на  приобретение  данного  товара,  то  он  сможет

купить тем  меньше  товара,  чем  больше  его  цена,  и  наоборот.  Конечно,

реальная  картина  намного  сложнее,  так  как  покупатель  может   привлечь

дополнительные средства, приобрети взамен данного  товара  иной,  заменяющий его. Но в целом закон  спроса  отражает  генеральную  тенденцию  свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные  возможности покупателя ограничены определенным пределом.

       Графически закон спроса  представлен  в  виде  так  называемых  кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную  зависимость  между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса.

       Кривые  спроса  позволяют   установить   не   только   объем   спроса,

соответствующий  данной  цене  на  товар,  но  и  выявить   чувствительность

величины спроса к изменению  цены на товар.

       Смещение кривых  спроса  происходит  под  влиянием  изменений  доходов людей. Когда доход возрастает, спрос на большинство  товаров  увеличивается, и наоборот, при уменьшении дохода спрос  снижается.  Эти  товары  экономисты

называют  нормальными.  Но  есть   и   товары-исключения,   на   которые   с

возрастанием дохода спрос  падает, а с уменьшением - растет.

       Среди  товаров  низшей  категории  есть  такте  удивительные   товары,

величина спроса на которые  растет с увеличением  цены  (т.е.  кривая  спроса

является растущей). Спрос  на многие товары в экономике зависит  от  ситуации на рынке других товаров. Например, если цена на зеленый салат  возрастет,  ана капусту останется  без  изменения,  потребители  перейдут  на  салаты  изсвежей капусты и, соответственно, кривая спроса  на  нее  сдвинется  вправо. Такие салаты, как салат и капуста, называются  заменителями.  Есть  и  такие товары, на которые спрос растет одновременно, например, если  снизится  цена на лыжи, по всей вероятности, возрастет спрос на спортивную  зимнюю  одежду.

Такие товары называют дополняющими.

      Итак, сдвиг  кривой спроса может произойти  в результате:

        1. изменения  вкусов потребителей;

        2. изменения  вкусов потребителей;

        3.  изменения  ситуации  (спроса,  предложения,  цены)   на   рынке

           заменителей или дополняющих  товаров.

       Теоретически вполне возможно существование товаров,  не  подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает  при  увеличении  цены. Их называют  товарами  Гиффена.  Предпринималось  много  попыток  обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки  случаи,  когда  рост  цен  на  товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется,  что  рост  цены  отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном  случае  проявилось  действие не собственно цены,  а  других  факторов,  то  подобные  товары  не  принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь  сказывается  условность  предпосылок, заложенных в основу закона спроса.

       Закон спроса и закон предложения не содержат конкретного  инструмента, рецептов построения кривых спроса и предложения. Однако они играют  огромную роль  в  раскрытии  природы,  толковании  рыночных  процессов  и  объяснения поведения продавцов и покупателей на рынке.

 

1.3 Эластичность спроса

 

       Эластичность - это мера реагирования одной переменной  величины  (спроса или предложения) на изменения другой (цены).

       Закон спроса гласит, что величина спроса на товар находится в обратной зависимости от изменения цены на него. Насколько же велика эта  зависимость? Оценить ее позволяет показатель, который называется эластичностью спроса  по цене. Если величина спроса сильно реагирует на изменения цены, то говорят  о высокой эластичности спроса, если  же  величина  спроса  мало  меняется  при изменении цены, то говорят о низкой  эластичности.  Мерой  такого  изменения служит коэффициент эластичности спроса(К).

Информация о работе Влияние спроса и предложения на ценообразование в рыночной экономике