Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:21, шпаргалка

Описание работы

Такие науки как микроэкономика и макроэкономика дополняет друг друга, и с помощью их мы имеем общее представление как работает экономика и какими методами на нее можно влиять. Микроэкономика преимущественно основывается на основе экономической теории.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает ограниченность ресурсов в мире, и их влил на потребность потребителей.

Микроэкономика - это часть экономической теории, которая изучает деятельность конкретных экономических субьектов на микроуровне.

Файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

1. Микроэкономика  как составная часть экономической  теории.

 

Такие науки как микроэкономика и макроэкономика дополняет друг друга, и с помощью их мы имеем  общее представление как работает экономика и какими методами на нее  можно влиять. Микроэкономика преимущественно основывается на основе экономической теории.

 

Экономическая теория - это  общественная наука, которая изучает  ограниченность ресурсов в мире, и  их влил на потребность потребителей.

 

Микроэкономика - это  часть экономической теории, которая  изучает деятельность конкретных экономических субьектов на микроуровне.

 

Микроэкономика дает нам ответ на такие вопросы:

 

1.Что должны производить  субьекти рынку? Такая наука  как микроэкономика говорит производителям  что нужно производить и будет  ли нужен этот товар на рынке.

 

2. Кому производить?  Предприниматели перед тем как  воробляти певней вид продукции  должны тщательным образом сделать  анализ рынка( с помощью разных  методов нужно проанализировать  каких товаров на рынке есть  многовато, а какие товары есть  в дефиците), а позже на основе исследования делать производство этого товара.

 

3. И последнее из  заданий микроэкономики есть  решение проблемы : Чем и какими  средствами будут производиться  те или другие товары? Это наверное  главнее всего из заданий производителя, производитель сам должен решать какими средствами производства и ресурсами он будет производить данный товар.

 

Ведь чем новая техника  и чем более дешевое сырье, тем товары производителя будут  более конкурентноспроможними на мировом  рынке.

 

Развитие микроэкономике прошло 3 этапа своего развития :

 

1. 1840-1880 годы - формируются  первые очерки микроэкономики  как науки, создаются первые  определения и факторы науки.  Первыми представителями которые  изучали микроэкономику были  Госсен, Візер и другие.

 

2. 1880-1935 годы - в течение 65 лет наука приобретает определенные очерки и более становится важной в экономике государства. Следующие, кто исследовал микроэкономику был Маршал, Паретто.

 

3. 1935 - и к нынешнему  времени. Микроэкономика приобрела  высокое развитие и находится на этапе усовершенствования. Продолжателями исследования был Слуцький, Чумбэрлин.

 

 

 

2. Методология  микроэкономического анализа.

 

Как мы знаем микроэкономика изучает деятельность экономических  субєктів на микроуровне. Для исследования деятельности экономики используют разные методы, с помощью которых исследуем экономические процессы развития экономики.

 

Метод - это направленная деятельность субєктів для достижения конкретной цели. С помощью разных методов мы можем предпринимать  разные шаги в развитии экономики.

 

На сегодняшнее время  основными методами являются:

 

- Исторический метод

- Диалектика

- Анализ

- Индукция

- Дедукция

- Гипотеза

- Аналогия

 

Исторический метод - это такой метод, который включает у себя основные законы развития общества в течение определенного периода времени, и на основе данных делаются определенные выводы и гипотезы.

 

Диалектика - это наука, которая изучает общие законы о развитии природы, общества и людей.

 

Анализ - это такой  метод, с помощью которого мы познаем  исследуем определен обєкт или предмет, собираем на него информацию, и с помощью выводов охарактиризовуємо его.

 

Индукция - это такой  метод, который заключается на выводах  от чего-то отдельного к общему. За этим методом очень тяжело определить и проанализировать любые изменения в экономике страны.

 

Дедукция - это подобный метод к индукции, только этот метод  основан от общего к отдельному. Этот метод является лучшим, ведь влияние  разных факторов из общего на отдельные  субєкти будет существеннее. Слабая сторона дедукции, оно не в состоянии обосновать общую предпосылку.

 

Аналогия - это метод  познания, основанный на перенесении  одной или ряду свойств из известного явления на неизвестное.

 

 

 

 

3. Субъекты  и объекты экономических отношений  на микроуровне

 

 

Индивидуальный и общественный выбор совершается в определенный момент исторического времени, в контексте определенной организации общества, структуры власти, системы убеждений и нравственных ценностей.

 

Человечество выработало множество способов организации  распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между альтернативными целями и субъектами конкуренции. Если отбросить принцип грубой силы, распространенный прежде всего в сфере межгосударственного, а до того межплеменного распределения естественных ресурсов, то эти способы могут быть классифицированы в три основные группы:

 

1) основанные на традициях  и обычаях; 

 

2) основанные на рыночном  механизме; 

3) основанные на командно-административных  методах.

Субъектами рынка, или  экономическими агентами, являются:

 

индивидуумы, иначе домохозяйства  или потребители, покупающие конечные потребительские блага и услуги;

 

предприятия, осуществляющие преобразование первичных ресурсов в конечные или промежуточные  блага и услуги;

 

собственники первичных  производственных ресурсов.

 

Роли экономических  агентов могут, конечно, совмещаться. Так, индивидуумы обычно являются не только покупателями конечных благ, но и собственниками своей рабочей  силы, а нередко и других первичных  ресурсов, например земли.

 

С другой стороны, домохозяйства являются и предприятиями по производству многих конечных благ и услуг (приготовление пищи, строительство дома, ремонт квартиры, работа в саду). В качестве экономических агентов могут выступать также разнообразные общественные организации и объединения граждан, а также государство.

 

Обращающиеся на рынке  блага (осязаемые и неосязаемые) называют, независимо от их происхождения, товарами.

 

Последние различаются  своими физическими свойствами и  положением в пространстве-времени. Так, помидоры в Астрахани и в Архангельске - это разные, хотя, быть может, и физически однородные товары, равно как и помидоры ранней весной и поздней осенью. Эти различия объясняются отсутствием совершенной (вне времени и пространства) замещаемости товаров в производстве и потреблении.

 

Объектами изучения микроэкономики являются способы поведения микроэкономических субъектов или процессы разработки, принятия и реализации решений относительно выбора и использования ограниченных ресурсов с целью получения максимальной выгоды.

 

Исследуя поведение  микроэкономических субъектов, ученые обобщают принципы выбора благ потребителем, выводят правила использования  ресурсов фирмой, определяют факторы, влияющие на цены и объёмы покупки  и продажи благ, наём факторов, учитывают  сильные и слабые стороны рыночного механизма, отслеживают возможности и последствия его регулирования со стороны государства.

 

Поведение микроэкономического  субъекта рассматривается как динамическое явление, которое испытывает влияние  различных сил – оно постоянно изменяется. Исследуя бесконечно малые изменения поведения, учёные определяют оптимальные количественные характеристики выбора объёмов потребления или производства. Изрядное количество решений, которые принимает отдельный индивид, влияет не только на его положение, но и на положение других людей и их решения. В подавляющем числе случаев люди реализуют свои решения через взаимодействие с другими людьми и основной формой этого взаимодействия на сегодняшний день как раз и выступает рынок.

 

4. Понятие общей и предельной полезности. Законы ГоссенаЗакон предельной полезности.

 полезность, понимают  способность блага удовлетворять  какие-либо потребности потребителя.

 Общая полезность (U) – это сумма всех индивидуальных полезностей под потребление данного количества благ и услуг. По мере роста потребления определённого блага, общая полезность возрастает.

 Предельная полезность (MU) – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

 Закон убывающей  полезности (MU) – при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается.   Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.

Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении

равенства предельных полезностей  всех продуктов. Следующая степень  приближения учитывает условия  товарного хозяйства. Цена товаров  и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

 

  5. Концепция кривых безразличия.

 Желание приобрести  товары, входящие в набор потребителя,  отражают его предпочтения. Их  можно исследовать с помощью  так называемых кривых безразличия.  Кривые безразличия, или кривые  равных полезностей, показывают  все комбинации (наборы) потребления товаров, которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность.

 Кривые безразличия  обладают следующими свойствами:

1. Кривая безразличия,  лежащая выше и правее другой  кривой, представляет собой более  предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

2. Кривые безразличия  имеют нисходящий вид.

 Приобретая больше  товара В потребитель уменьшает  покупку товара А. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.

3. Кривые безразличия  имеют вогнутую форму. Это свойство означает принцип диверсификации потребления. Комбинируя наборы товаров потребитель замещает одно благо другим. Товар-заменитель при этом называют «субститутом». Для того, чтобы определить, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В) и при этом удовлетворить потребность, используется показатель предельной нормы замещения одного блага другим.

4. Кривые безразличия  никогда не пересекаются, ибо  наборы товаров на более высокой  кривой безразличия всегда предпочтительнее наборов кривой, лежащей ниже.

5. Через любую точку  пространства товаров можно провести  лишь одну кривую безразличия.

 

6.Потребительский  выбор и бюджетное ограничение.Равновесие  потребителя.

 Бюджетные ограничения,  потребительский, или личный, бюджет – это денежный доход потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отвечающие его запросам блага и услуги.

 Предположим, что  потребитель, имея фиксированный  доход, тратит в день 100 руб. на покупку только двух товаров – А и В. Если бы он тратил все 100 руб. на покупку товара А, то приобрел бы его в количестве 6 единиц. Если бы эти 100 руб. были израсходованы на покупку товара В, то потребитель имел бы 8 единиц этого товара. В пределах этих величин он может тратить 100 руб. на приобретение товаров А и В в любых комбинациях.

 Цена – это относительная  стоимость продукта труда, преобразованная  на основе формируемой обществом  заработной платы в процессе  рыночного обмена товарами так,  чтобы при обмене товарной продукцией всегда соблюдалось уравнение товарного баланса, где Цена = ЗарПлате.

 

 

 

 

7.Реакция потребителя  на изменение его дохода и  на изменение цен благ

 

Цены на рынке колеблются, доходы потребителей также не являются постоянной величиной, поэтому под их воздействием равновесие потребителя изменяется. Если доход потребителя растет, то его покупательная способность увеличивается и, наоборот, при сокращении дохода – сужается (рис. 13.1). Изменившиеся финансовые возможности заставляют потребителя переместиться на новую кривую безразличия, на которой он отыскивает точку нового оптимума.

 

Товары, для которых  соблюдается прямая зависимость  между доходом и потреблением, называются нормальными товарами. На рынке их большинство. Товары, для которых свойственна обратная зависимость между доходом и потреблением, называются низшими товарами.

 

По мере увеличения дохода потребитель от них отказывается, заменяя на более ценные, а по мере снижения дохода потребление некоторых  из них не только сохраняется, но даже увеличивается, как, например, потребление товаров Гиффена.

 

Следует иметь в виду, что речь идет об индивидуальных предпочтениях  и склонностях людей, поэтому  для одних потребителей товар  может быть нормальным, а для других – низшим.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"