Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:27, шпаргалка

Описание работы

Безработица: сущность и виды. Государственной регулирование занятости населения.
Безработица — соц. явление, предполагающ отсутствие работы у людей, сост эк-ки активное население. Общая числн-ость занятых и безраб сост раб силу. Занятость – наличие раб мест для эк активного населения. Полная - существует естественная безработица, но отсутствует циклич безработица. При этом реальный ВВП равен потенциальному валовому продукту. Частичная - наличие лиц, обладающих возможностью и желанием работать, но не имеющих работы.

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 571.77 Кб (Скачать файл)

Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно в свою очередь являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т. д.

Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):

  1. государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом.;
  2. местные финансы – средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправлениями, другие финансовые средства;
  3. специальные внебюджетные фонды (социальные и экономические);
  4. финансы государственных корпораций.

Финансовая система в современной экономике выполняет следующие функции.

1. Аккумулирование (мобилизация) свободных денежных ресурсов, которое  образуется в процессе кругооборота  и оборота капитала (выручка предприятий, амортизационные отчисления, нераспределенная  прибыль, фонд заработной платы  и т.п.)

2. Распределение и перераспределение  финансовых ресурсов. Концентрация  финансовых ресурсов в бюджете  и внебюджетных фондах государства  осуществляется за счет налоговых  и других обязательных платежей. Мобилизованные таким образом  финансовые ресурсы в дальнейшем  распределяются на финансирование  различного рода государственных  производственных и социальных  программ, расходов на оборону  и управление, закупки товаров  и услуг для государственных  нужд. Тем самым через бюджеты  разных уровней и государственные  внебюджетные фонды осуществляется  распределение и перераспределение  финансовых ресурсов между государством  и другими субъектами хозяйственной  деятельности.

Выполняя распределительные и перераспределительные функции, финансовая система, таким образом, обеспечивает постоянное движение денежных потоков, внутриотраслевой и межотраслевой перелив капиталов.

3. Стимулирующая функция  финансовой системы состоит в  том, что мобилизация и распределение  финансовых ресурсов через механизмы  государственного бюджета и финансового  рынка создают необходимые предпосылки  и условия для оптимизации  финансовых потоков, перелива капиталов  в соответствии с критериями  экономической эффективности. Тем  самым финансовая система способствует  ускорению научно-технического прогресса, структурной перестройке национального  хозяйства, повышению конкурентоспособности  и эффективности экономики в  целом.

 

Государственный бюджет и его структура - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода  в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

 

38. Дефицит и профицит  государственного бюджета. Теоретические  подходы к проблеме сбалансированности  бюджета.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системырасходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным иэффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

 

 

39.Налоги: сущность, функции и виды.

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Как правило, выплаты это не только обязательно, но и принудительны и безвозмездны.

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

 

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

 

Функции налогов:

- Фискальная - изъятие части доходов  в бюджет для использования  на определенные цели.

- Стимулирующая - при помощи налоговых  льгот, санкций решаются вопросы  технического прогресса, капитальных  вложений, расширение производства  первичных товаров и ограничение  вторичных.

- Регулирующая - регулирование отношений  между бюджетами и внутри бюджетной  системой.

- Распределительная и пере распределительная - При помощи налога распределяет  и перераспределяет национальный  доход. Перераспределяет первичные  доходы и формирует вторичные.

- Социальная функция - за счет  налоговых льгот осуществляется  поддержка объектов социальной  инфраструктуры: освобождение от  налогов отдельных физических  и юридических лиц.

- Контрольная - при помощи налогов  осуществляется контроль за деятельностью  предприятия, формирование затрат  и прибыли. Эффективность зависит  от деятельности органов налоговых  служб.

Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

  • прямые;
  • косвенные.

Виды налогов по субъекту:

  • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
  • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
  • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

  • маркированные;
  • немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств

Виды налогов по характеру налогообложения:

  • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

 

 

 

40.Принципы налогообложения  в рыночной экономике. Кривая  А. Лаффера.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития

 

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"