Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:28, шпаргалка

Описание работы

1.Теория – основная форма научного знания в экономической науке
2.Типология методов познания в экономической науке
3.Единство логического и исторического методов исследования в экономической науке

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Идея либерализма в хозяйствовании. Французский экономист Жан-Клод Гурнэ (1712-1759) пустил в обиход знаменитую фразу: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".

 

  1. Противоречия и идеологический дуализм учения Смита

В отличие от своих предшественников, большей частью, занятых решением конкретных хозяйственных задач, Смита интересуют внутренние причины (законы) f Э.

При описании объективной реальности – хозяйства, Смит использует формально-логический (дедуктивный) метод, исследования и обоснования своих положений. В своих рассуждениях А. Смит, стоял на почве экономических реалий и часто  сопровождал свои логические утверждения, примерами из практики разных времен и народов.

- Противоречие в понимании  хозяйства как объекта исследования. В одних случаях рассуждает о хозяйстве как народном хозяйстве в целом, в других случаях пишет о хозяйственном поведении «экономического человека», преследующего свой интерес; - Противоречие между общественным и индивидуальным началом в учении А. Смита. В учении А. Смита находит отражение противоречие между интересами «экономического человека» (личная выгода) и интересами общественного хозяйства.

-  Противоречие между эмпирическим и абстрактным методом исследования  А. Смита. С одной стороны, используется метод описания практической деятельности «экономического человека» (эмпиризм), а с другой используется метод описания общественного процесса хозяйствования при помощи абстрактных категорий труда, стоимости,  рынка, чистого продукта общества и т.д.

- Противоречие между  потребительной и меновой ценностью.

-  Противоречие между  законом стоимости и законом  прибавочной стоимости Суть этого противоречия заключается в том, что если исходить из опр ценности Т затратами труда, то, в таком случае, обмен эквивалентных Т, не может объяснить происхождение прибыли. Прибыль не может возникнуть из эквивалентного обмена.  Следовательно, она возникает в результате неэквивалентного обмена, но это противоречит ТТС, согласно кот ценность определяется только затратами труда.

Разрешение противоречий: 1 тенденция обозначила путь обобщения поверхностных, психологических, субъективистских явлений в хозяйственной жизни, получила название субъективистско-индивидуалистического направления в экономической науке. Ключевую роль здесь сыграли Ж-Б Сэй и Т. Мальтус/ 2 обозначила процесс выявления сущности явлений и выработку более строгих понятий и док-в. Абстрактный, аналитический метод исследования хоз-ва взятого в целом, был воспринят и развит в трудах сторонников, так называемого, политико-экономического, в последствии  марксистского направления в экономической науке (Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс).

  1. Учение А.Смита как первая теоретическая сист в описании хоз-ва

1776 "Исследование о природе и причине богатства народов», начало теоретическому этапу развития экономической науки. Учение А. Смита вобрало в себя накопленное знание о хозяйственных процессах и явлениях его предшественниками - прежде всего, это были французские экономисты и англичанин У. Петти.

Учение А. Смита поучило в литературе название классической п/э. Отличительной чертой классического экономического учения является его воспроизводственная направленность. Признаком классического направления является восприятие хозяйства как единого целого, создающего чистый продукт общества. Отсюда особенность предмета теоретического исследования  - хозяйство взятое в целом (воспроизводственный аспект).  

Исторические предпосылки: переход от ручных орудий труда к машинным. Машинное производство однородной массовой продукции привело к расширению рыночный обмен. В социальной структуре общества появляются классы собственников – промышленных, торговых и финансовых капиталистов (собственников капитала) и рабочих. Важным обстоятельством появления классической политической экономии А. Смита, были достижения его предшественников. 

Принципиально новым, отличающим классическую политическую экономию от предшествующих учений, стало то, что Смит смог дать описание Хозяйства как единого целого явления посредством единой системы категорий и понятий.

Труд - у Смита, приобретает значение абстрактной категории. Труд не мануфактурный, не коммерческий, не земледельческий, а как труд «вообще»; «Экономический человек» - субъект конкурентного рыночного хозяйства, обладатель частного интереса как внутренней пружины в повышении своего благосостояния; Рынок – механизм, в котором рыночные процессы направляются «невидимой рукой».

В отличие от денег, представляющих «богатство» у меркантилистов, у представителей классической политической экономии, выражением богатства становиться меновая ценность, в основе которой обнаруживаются издержки производства и прежде всего труда.

Аксиоматика: Экономические отношения подчинены естественному порядку; Богатство или жизненные блага имеют трудовое происхождение; Присущая только человеку склонность к обмену услугами или плодами своего труда отличает человека от животных.

 

  1. Учение Жан-Батист Сэя о полезности как источнике богатства

Ж-Б. Сей (1767-1832) - идея оценки ценности блага со стороны его полезности положила начало субъективистскому направлению в экономической науке. Вместе с этими положением Сэя меняется объект исследования в экономической науке. Вместо «богатства народов» как результата общественного труда, отправным пунктом исследования становиться субъективное отношение человека к полезности благ, способных удовлетворить его потребности. Предметом исследования в эк  науке становиться рациональное поведение хозяйствующего субъекта

Принципиальным положением, сыгравшим революционную роль в изменении пути развития экономической науки, стали утверждения Ж. Б. Сэя о возможности измерения стоимости степенью полезности вещи. Он был первым, кто поставил меновую ценность в зависимость от полезности, и положил начало теории оценки стоимости со стороны полезности.

Ж.-Б. Сэй в отличие от А. Смита, не видел разницы между потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Появление субъективистского направления в экономической науке, - следствие изменений в объекте исследования – хозяйстве. Развитые товарно-денежные отношения к началу XIX на монополистической стадии своего развития, привели к пониманию роли и места конкуренции в экономике, в борьбе за конкурентные преимущества. Для успешной конкурентной борьбы стало необходимым знание потребительского поведения участников рынка.

Хозяйство, понятое как хозяйственная деятельность субъекта, его рациональное поведение представляет объект науки в этом научном направлении.

Цена - непосредственное выражение ценности вещи, т.е. «…количество монет, которое владелец соглашается дать в обмен за приобретаемый предмет».

 

 

  1. Модель конского рынка (Бем-Баверк)

Покупатели

Оценка не выше (флорины)

Продавцы

Оценка не ниже (флорины)

Бём-Баверк иллюстрирует возникновение цены  как продукта многочисленных индивидуальных оценок полезности товара со стороны продавцов и покупателей.

Если бы на рынке лошадей были бы покупатель А1 и продавец Б1, то можно было сказать, что цена на лошадь находится где-то в интервале между 300 и 100 рублями.

Но, предположим, - цена за лошадь в 115 руб. Эта цена устроила бы покупателя А1 и продавца Б1 и Б2. Но, продавца Б3, который также присутствует на рынке, такая цена не устроила бы. Но, к удовольствию продавца Б3 на рынке присутствуют и другие покупатели. Если цена будет двигаться вверх и дальше, то, как только она превысит 210 руб., отпадет шестой покупатель. Желающих купить по более высокой цене уже не будет. Но тогда  число желающих продать и желающих купить совпадет. Таким образом, границы оценок при которых будет найдено равновесие будет находиться между 210 и 215 руб.

Установившаяся окончательная цена на рынке зависит от высоты оценок со стороны покупателей, и с другой стороны, от количества и цен предложения. Определяется не рыночная цена как таковая (это будет показано позже в неоклассической теории), а пределы, в которых будет происходить обмены между субъектами, руководствующихся своими субъективными представлениями.  

Конский рынок показывает как устанавливается рыночное равновесие, которое выявляет  общественную оценку предельной полезности товара Б по отношению к товару А (деньги по отношению к лошадям). Полезность измеряется той ценой, при которой спрос и предложение взаимно покрывают друг друга.  Но, решающим фактором здесь при установлении рыночного равновесия является субъективный спрос (на лошадь с одной стороны, и деньги, с другой). Речь в этой модели идет о взаимодействии субъективных спросов!

У Бём-Баверка выбор индивидов происходит «в сфере межличностного обмена» (Мизес).

А1

300

Б1

100

А2

280

Б2

110

А3

260

Б3

150

А4

240

Б4

170

А5

220

Б5

200

А6

210

Б6

215

А7

200

Б7

250

А8

180

Б8

260

А9

170

   

 

 

  1. Осн направления в экономической науке и их аксиоматика

Предмет научного исследования политической экономии – производственные  отношения между людьми, сложившиеся на определенном уровне развития производительных сил общества.

А общественного характера хозяйственной деятельности; А о трудовом происхождении богатства; А примата материальных изменений в общественных хозяйственных отношениях; Утверждение о социальной обусловленности интересов хозяйствующих субъектов; А объективности познавательного процесса; Предположение о прогрессивном (формационном) развитии общества и его хозяйства.

Предмет научного исследования неоклассики – рациональное поведение отдельного хозяйствующего субъекта в условиях ограниченных ресурсов с целью максимизации своей выгоды.

А приоритета индивидуалистического интереса относительно общественных интересов (индивидуализм); А ограниченности наличных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей индивида; А о состоянии неудовлетворенности  имеющегося у субъекта хозяйствования; А разумности или рациональности выбора; А свободы в принятии решения о выборе (либерализм); Предположение о наличие правовых и иных условий осуществления свободного выбора.

 

  1. Маржинальная революция в экономической науке и два ее этапа

М- теория, дающая объяснение ценности вещей ч/з их полезность. Революционность подхода в объяснении ценности через полезность состоит в том, что происходит оценка не общей полезности того или иного блага (блага вообще), а его конкретного количества, т.е. ценность  посл (предельной) единицы блага. Отсюда предельный анализ в маржинальной теории  

1 этап - Австрийская школа: Первые австрийские экономисты Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926), Евгений Бем-Баверк (1851-1919).Основным в теории предельной полезности становится идея о том, что в основу стоимости (ценности) кладутся не затраты труда, а предельная (дополнительная) полезность блага для потребителя. Вместо объективных затрат в основу ценности благ кладется субъективная их оценка. Ценность средств производства определяется не прямо через затраты ресурсов, а косвенно – через оценку предельной полезности товаров потребительского назначения, в пр-ве кот принимают участие средства пр-ва.

«Маржинализм» исходит из необходимости и возможности анализа экономических процессов с позиций индивидуальных предпочтений, используя при этом анализ предельных величин. На основе индивидуальных оценок выгод и издержек строится система ценностей. Цена у маржиналистов:результат субъективных оценок. Деньги выполняют здесь лишь функцию обозначения рыночной цены. Цена представляет своего рода норму обмена товара на деньги.

1-й З Госсена: Принцип убывающей полезности - напряженность потребности убывает по мере ее удовлетворения, соответственно,  полезность и ценность  каждой последующей единицы блага падает и достигает нуля в точке  полного насыщения.

2=й З Госсена: каждый Т может  пользоваться повышенным спросом, но только до того момента, когда пред полезность данного Т, приходящаяся на одну денежную единицу, не становиться равной пред полезности всех других Т, приходящихся на ту же ден ед.

1 этап – неоклассический  анализ

Ключевым моментом, отличающим неоклассиков от маржиналистов, стал перенос ими дискуссий о ценности в сферу изучения условий и факторов формирования цены. Маршаллом была предложенная теория цены (ценности), кот устанавливается в рез-те взаимодействия спроса и предложения. Учет в цене затрат - дань классике, отсюда и «неоклассика». Маршалл ввел в эк науку категорию «равновесной цены», кот образуется в точке пересечения кривой спроса и предложения. При этом учитывается как объективная (издержки производства), так и субъективная (полезность блага) сторона  рыночного обмена.

 

  1. Неоклассическое направление в экономической науке

Книга Маршала «Принципы п/э» (1890г.) положила основание для появления учения, оказывающей мощное влияние на совр эк науку.

Ключевым моментом, отличающим неоклассиков от маржиналистов, стал перенос ими дискуссий о ценности в сферу изучения условий и факторов формирования цены. Маршаллом была предложенная теория цены (ценности), кот устанавливается в рез-те взаимодействия спроса и предложения. Учет в цене затрат - дань классике, отсюда и «неоклассика». Маршалл ввел в эк науку категорию «равновесной цены», кот образуется в точке пересечения кривой спроса и предложения. При этом учитывается как объективная (издержки производства), так и субъективная (полезность блага) сторона  рыночного обмена. Учение Маршала имеет фундамент теоретическое  знач и представляет основу современной эк науки, прежде всего ее микроэкономического раздела. 

Теория равновесной цены Маршалла основана на аксиоматическом утверждении, что цена устанавливается на равновесном уровне спроса и предложения («крест Маршалла»). Это утверждение исходит из допущений: полная взаимосвязанность процессов рынка; одновременное участие всех в торге; тождественность единиц товара; полная осведомленность участников «равновесного» обмена; неизменность предпочтений участников обмена.

Ценность денег – имеет обратную зависимость – Чем больше денег, тем выше ценность благ на них приобретаемых. Увеличение денег расширяет возможность приобретения. 

Неоклассическая теория исходила из возможности рыночного саморегулирования и оптимального распределения ресурсов. Но в нее плохо вписывались кризисы и безработица.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"