Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

ЭТ шпоры.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

№20. Чистая монополия. Особенности ценообразования  в условиях чистой монополии.

 В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Чистая (экономическая) монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек (муниципальные коммунальные хозяйства). В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там  и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией  от масштаба, с естественной монополией. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии, возникает  легальная монополия. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем производства и назначать цену (рис.7.1). Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

 

где IL - лернеровский индекс монопольной власти;

Pm - монопольная цена;

MC - предельные  издержки;

E –Коэффициент  ценовой эластичности спроса  на продукцию.

Чем выше этот индекс, тем больше монопольная  власть.

Для характеристики монопольной власти используется и  показатель, определяющий степень концентрации     рынка. Он назван индексом Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):

где S1 – удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей отрасли;

S2 - удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;

Sn - удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.

 

№22. Олигополия. Модели поведения олигополиста.

Олигополия – это такая рыночн. структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии:

1. Немногочисл-ть фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов).

2. Высокие барьеры  для вступления в отрасль. Они  связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигопол-кая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.

3. Всеобщая взаимозависимость.  Каждая из фирм при формировании  своей экономической политики  вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигопол-ких структур: некооперативное и  кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самост-но решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Ценовая война – это цикл постеп. снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигопол-кого рынка. Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах.

Статистический  анализ взаимоотношения 2-х фирм в условиях дуополии был предложен в 1838г. французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801-1877). Курно исходил из след-щих предпосылок. Обе фирмы «А» и «B» производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы приним. решения о произв-ве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют с «завязанными глазами»).

Отметив на графике (рис.7.2), как меняется выпуск фирмы «А» в зависимости от изменения выпуска фирмой «В», Курно получил кривую реакции фирмы «А» – QА (QВ). Затем осуществил аналогичный анализ отношении фирмы «В», получив в результате еще одну кривую реакции - QВ (QА).

Пересечение кривых реагирования этих 2-х фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем произв-ва. Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы конкурируют друг с другом.

Обычно изучение олигопол-кого ценообразованиия начинается с анализа ломаной кривой спроса. Допустим, на отраслевом рынке конкурируют 3 фирмы. Рассмотрим реакцию фирм «В» и «С» на поведение фирмы «А». Возможны 2 ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает. В случае, если фирма «А» повышает цены выше Р0 (рис.7.3), ее спрос изображается кривой D1 выше линии Р0А. Конкуренты не будут следовать за ней, и их цены либо останутся неизменными, либо вырастут в меньшей пропорции (как показывает кривая D2 выше линии Р0А).

При понижении  фирмой «А» цены ниже Р0 фирмы «В» и «С» будут следовать за ней, что показывает кривая D1 ниже линии Р0А. В результ. возникает ломаная кривая спроса D2AD1, высокоэластичная выше уровня текущей цены Р0 и малоэластичная ниже нее.

Предложенная  модель объясняет относ-ную негибкость цен при олигополии. Повыш-е цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами. Пониж-е цен также может не привести к желаемому росту объема продаж, т.к. конкуренты, точно также понизив цены, сохранят свои квоты на рынке.

Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, если бы они слились в чистую монополию.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Олигопол-кое ценообразование часто осущес-ся по принципу «издержки плюс». Сначала рассчит-ся средний уровень издержек. При их планир-нии предпол-тся неполная загрузка мощностей (на уровне 75-80%). Наибольший удельный вес имеют переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар (чем выше эластичность, тем он ниже).

 

№21. Монополистическая  конкуренция. Равновесие фирмы в  краткоср. и долгосрочных периодах.

Монополистическая конкуренция возникает там, где  хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама   определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность).

В условиях дифференциации благ трудно найти 2 фирмы, которые производили  бы один и тот же продукт. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта.

Нет высоких  барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся  для начала своего дела, невелик.

Кривая спроса менее эластична, чем при чистой конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта.

Объем выпуска, при котором прибыль фирмы  максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

В течение короткого  промежутка времени фирмы могут  как получать прибыль, так и нести  убытки. Однако отсутствие высоких  входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие фирмы. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: экономическая прибыль равна нулю.

P > min AC, это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей. Эти избыточные мощности являются платой за дифференциацию продукта.

Равновесие  фирмы в краткосрочном периоде: современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).

Отложим на оси  абсцисс количество продукции, а  на оси ординат – совокупные доходы и издержки (рис.6.2). Максимальная прибыль  получается, когда разрыв между TR и TC наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход, такое производство убыточно. Именно в интервале производства от точки К до точки N фирма получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном 0М. Задача – закрепиться в ближайшей окрестности точки В.

В этой точке  угловые коэффициенты предельного  дохода и предельных издержек равны (MR = MC). Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам.

Равновесие  фирмы в долгосрочном периоде: в условиях долгосрочного периода фирма может изменить все факторы производства, а отрасль может менять число своих фирм. Фирма стремится расширить производство, снижая средние издержки.

В случае возрастающей производительности средние общие  издержки уменьшаются. При убывающей  производительности они растут. Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет значительный отрицательный наклон; если имеет место постоянная отдача от масштаба, то она горизонтальна; в случае отрицательного эффекта масштаба кривая устремляется вверх.

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение  в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы, то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными.

Однако в большинстве  отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены. Бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис.6.3) максимум прибыли достигается тогда, когда выполяется равенство:

MR = MC = P = AC.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№23. Рынок  труда. Заработная плата.

Рынок труда — это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Объектом купли-продажи  на рынке труда является право  на использование рабочей силы, предметом  торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.

Понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы» не тождественны, но взаимосвязаны. Под рабочей силой понимают потенциальные способности человека к труду, а под трудом — целесообразную человеческую деятельность.

К рынку труда  относится сфера обмена (купля-продажа) труда, сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

Составляющими элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.

Функции рынка труда:

Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.

Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функция проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"