Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:05, шпаргалка

Описание работы

1). Предмет экономической теории. Основные этапы развития экономической мысли.
2). Методы экономической теории. Модели в экономике. Макроэкономика и микроэкономика.
3). Блага, потребности, ресурсы. Три функциональные задачи, которые решают экономисты.
4). Кривая производственных возможностей. Производственные возможности в условиях неполного использования ресурсов, экономического роста и альтернативного выбора.

Файлы: 1 файл

Экономика(зачет).docx

— 133.41 Кб (Скачать файл)

Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а  предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.


14). Ординалистский (порядковый) подход к анализу поведения потребителя. Кривая безразличия и бюджетная линия. Равновесие потребителя.  
Ординалистская модель основана на менее жестких препосылках: от потребителя уже не требуется измерять полезность какого-либо блага в ютилах (условных единицах полезности в кардиналистской модели)

Ординалистский подход основан на следующих положениях:

1.        Спрос  зависит от предпочтений потребителя.  При этом предпочтения формируются  не на абсолютной оценке полезности  товара, а на относительном их  соизмерении. В результате происходит  ранжирование предпочтений потребителя.

2.        Спрос  зависит от намерений по закупке  других товаров и не только  с точки зрения дохода, но и  с точки зрения полезности.

3.        Инструментальный  анализ спроса потребителя.

Инструментами анализа выступают  кривые безразличия и бюджетная  линия.

Кривая безразличия –  это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные  комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Бюджетная линия потребителя  – это прямая, точки которой  показывают допустимые наборы благ при  условии полного использования  дохода.          Уравнение бюджетной линии: PхQх + PуQу = I.


15). Фирма в рыночной экономике . Мотивация фирмы. Организационные фирмы бизнеса.

Фирма (предприятие) – экономическая  единица, юридической и хозяйственной  самостоятельностью, занимающаяся производственной или коммерческой деятельностью  для получения прибыли и определяющая что, как и для кого производить.

Основные принципы:

1)    организация производства  товаров и услуг и инвестирование  в реальный капитал.

2)    Социальная функция  удовлетворения потребностей потребителя.

Цели:

1)  получение максимальной  прибыли за счёт максимизации  разности между доходами и  издержками 

2)максимизация объёма продаж (поведенческая теория фирмы),

3)достижение определённого условия прибыли удержание определённой доли рынка и определённого уровня продаж

4)стремление к получению максимальной прибыли, но не достижение её: фирма направляет усилие на завоевание и удержание определённой доли рынка

Организационной единицей бизнеса  является фирма или компания

Существует три вида фирм. Первым является предприятие, определяемое как единоличное владение или  единоличная собственность (Sole proprietorship). Фирма с единоличным владением, т. е. когда она принадлежит одному собственнику

Вторым организационным  видом фирм является партнерство, или  товарищество (partnership). Эта форма предполагает объединение капиталов двух или более хозяйствующих субъектов. Существуют два вида партнерств: генеральное и ограниченное. При генеральном партнерстве каждый из собственников несет неограниченную ответственность по всем обязательствам фирмы. При ограниченном партнерстве ответственность по обязательствам определяется в соответствии с юридически оформленным соглашением между компаньонами.

Третьей организационной  формой бизнеса является корпорация (corporation, public company). Это ведущая форма современного предпринимательства. Ее собственниками являются многочисленная армия держателей акций, имеющих ограниченную ответственность в размере своего вклада в акционерный капитал корпорации. Вся прибыль корпорации принадлежит ее акционерам.


16) Издержки фирмы: явные и неявные. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Экономическая эффективность фирмы. 
Явные (внешние) издержки – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (поставки материалов, ремонтные работы и т. д.).

Неявные (внутренние) издержки – это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных эти издержки не оплачиваются. Они носят скрытый характер, выступая как вмененные (или альтернативные) издержки собственных ресурсов предприятия, применяемых им в производстве

Бухгалтерская прибыль - это  результат реализации товаров и  услуг. Она определяется в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету и указывается в отчете о прибылях и убытках как положительная разница между доходами, определяемыми как приращение совокупной стоимости активов аптеки, приводящее к увеличению собственного капитала, и расходами аптеки, определяемыми как снижение совокупной стоимости активов, приводящее к уменьшению собственного капитала, признаваемыми в отчетном периоде. Экономическая прибыль - результат "работы" капитала, она характеризует прирост экономической стоимости аптечного предприятия. Она может быть определена как разность между рентабельностью инвестированного капитала и произведением средневзвешенной стоимости капитала на величину инвестированного капитала.экономическая эффективность (эффективность производства) — это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса.[1] Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности, также это - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики и получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты


17) Производство и производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимум производства.  
Производство - любая деятельность человека, направленная на преобразование ресурсов в необходимые блага, которые предназначены для удовлетворения потребностей непосредственно, или опосредованно через создание капитальных благ. Виды производства:

- материальное (производятся  осязаемые блага – продукты  и услуги) и нематериальное (производятся  неосязаемые блага – информация, знания, зрелища);

- массовое и мелкосерийное.

Фирма - институт, преобразующий  ресурсы в продукцию, который  присутствует на рынках путем приобретения ресурсов и продажи товаров. В микроэкономике принято рассматривать фирму, максимизирующую прибыль.

Производственная функция - это соотношение между ресурсами, затраченными фирмой (трудом, капиталом, землей, предпринимательскими способностями) и получаемой продукцией или услугами. Определяет максимальный объем производимого  продукта при каждом заданном количестве ресурсов.

Изокванта - кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска. Изокоста - линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства (рис. 21.5). На рис. 21.5 каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны. Задача производителя состоит в том, чтобы, использовав все бюджетные средства на два переменных фактора, получить наибольший объем продукта, то есть занять максимально удаленную от начала координат изокванту.

18) Расширение производства. Отдача от масштаба (эффект масштаба).  
Расширение производства возможно различными путями. При сохранении неизменной технической базы увеличить выпуск можно за счет увеличения применения всех видов ресурсов. В этом случае имеет место увеличение масштабов производства, для его анализа используется понятие отдача от масштаба. В коротком периоде можно увеличить объем применения лишь переменного ресурса. В этом случае имеет место изменение пропорций, в которых применяются производственные ресурсы. Расширение производства в коротком периоде исследуется с помощью понятия убывающей отдачи (или убывающей производительности) переменного ресурса или, как иногда говорят, закона изменяющихся пропорций. Возможно также расширение производства за счет изменения его технической базы, то есть научно-технического прогресса. Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства. Отдача от масштаба выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства.


19) Продукт труда и производительность труда. Закон убывающей производительности. 
Производи́тельность труда́ — мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. Обратная величина — трудоёмкость — измеряется количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции. Обычно под производительностью труда в экономической статистике разумеется фактическая производительность труда, однако в экономической кибернетике, в частности, в модели жизнеспособных систем Стаффорда Бира, вводятся понятия наличной и потенциальной производительности труда. Продукт труда (от лат. productus — произведённый, созданный), потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное трудом работника с помощью орудий производства к человеческим потребностям. П. т. представляет собой материальный результат труда человека. Предметы труда, подвергаемые обработке в процессе производства, изменяют свою форму, превращаются в П. т., которые распадаются на средства производства и предметы потребления. Средства производства (машины, сырьё и материалы) идут в производственное потребление, а предметы потребления (продукты питания, одежда, обувь и т.п.) — в индивидуальное, личное потребление. Сущность закона

При увеличении использования  факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

Закон гласит: увеличение переменного  фактора при фиксированных значениях  остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.


 
20). Общие, постоянные, переменные и предельные издержки.  
Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

К постоянным издержкам относятся  издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного  оборудования, арендой, капитальным  ремонтом, а также административные расходы.

Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние  постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.

AFC = FC/ Q.

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.

К переменным издержкам относятся  затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные  материалы, оплату труда.

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.

Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек (рис.6.1).

Предельные издержки (MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

21). Средние издержки и их кривые. Определение оптимального объема выпуска. Принцип максимизации прибыли.


Для того чтобы более четко  определить возможные объемы производства, при которых фирма ограждает себя от чрезмерного роста издержек производства, исследуется динамика средних издержек.

Если валовые издержки отнести к количеству выпускаемой  продукции  , получим средние издержки (кривая  ).

Средние издержки различают: Средние постоянные ( ), Средние переменные ( ), Средние общие совокупные( )

Средние постоянные издержки   — представляют собой постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Средние переменные издержки   - представляют собой переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Принципы максимизации прибыли: два  подхода

1. Сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом объеме производства:  
а) TR>TC. Фирма имеет экономическую прибыль и может увеличивать объем производства до критической точки TR=TC, 
б) TR<TC. Фирма убыточна. Ее цель – минимизировать убытки: 
– фирма может продолжать функционировать в краткосрочном периоде, если при всех объемах производства ее выручка превышает переменные издержки: TR>VC. Если выручка обеспечивает возмещение переменных издержек, часть постоянных – производство следует продолжать; 
– фирма банкрот, если при всех уровнях производства убытки превышают потери постоянных издержек. Фирма минимизирует убытки путем остановки производства.

2. Сравнение предельного дохода и предельных издержек: 
а) MR>MC. На каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем прибавляет к издержкам, производя эту единицу; 
б) MR=MC. Фирма максимизирует прибыль на оптимальном объеме производства; 
в) MR<MC. Фирме следует избегать производства этой единицы продукции, так как она не будет окуплена.


22). Рыночные структуры и их  классификация.  
Рыночная структура определяется условиями, в которой фирмы, ее создающие, конкурируют между собой. К этим условиям относятся: 
а)количество и размер фирм; 
б) характер продукции; 
в) контроль над ценой; 
г) условия входа и выхода из отрасли; 
д) доступность информации и другие параметры.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"