Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:53, дипломная работа

Описание работы

Проблема регулирования антимонопольной деятельности и разработка способов государственной поддержки и защиты конкуренции очень важна для решения многих современных экономических проблем, возникающих в различных областях и сферах экономики разных стран.
В целях противостояния монополизации рынков и поддержки конкуренции государство:
создает законы, на базе которых становится возможным выявить и наказать фирмы, обвиненные в монополизации;
формирует организации, следящие за развитием рынков и выявляющие прецеденты их монополизации;
поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.

Содержание работы

Введение 3
1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы 6
1.1. Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки 6
1.2. Барьеры входа на рынок и потенциальная конкуренция 9
1.3. Необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике 10
2. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах 13
2.1. Антимонопольная политика в развитых странах: США и ЕС 13
2.2. Оценка практики применения антимонопольного регулирования в странах Азии 20
2.3. Антимонопольная политика в странах СНГ: сходства и различия 21
3. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России 24
3.1. Концентрация производства в России в конце XIX – начале XX вв. 24
3.2. Государственный монополизм в советской экономике 26
3.3. Становление современной антимонопольной политики в России 30
4. Антимонопольная политика и защита конкуренции в КНР 35
4.1. Экономика переходного периода: экономические, административные и правовые аспекты 35
4.2. Эволюция антимонопольного законодательства в годы реформ 38
4.3. Антимонопольный закон КНР 39
Заключение 44
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Казакова_диплом_антитраст.docx

— 249.56 Кб (Скачать файл)

Международное антимонопольное  право Европейского союза базируется на ст. 81 и 82 Римского договора о создании ЕС от 25.03.1957.9 В статье 81 вводится запрет на совместную деятельность компаний, ограничивающую торговлю между странами ЕС и конкуренцию на общем рынке. В статье 82 запрещается злоупотребление доминирующим положением любой компании на общем рынке, ограничивающее торговлю между странами. Статья также содержит список прочих противоправных деяний – навязывание несправедливых торговых условий, ограничение выпуска и рынка, дискриминация при совершении однородных сделок, применение монопольно высоких цен и связывающих контрактов и т.д.

Главный антимонопольный  орган ЕС – Европейская комиссия – занимается регулированием деятельности в четырех ключевых сферах:

    1. Ограничение антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением. Изначально принципы контроля были перечислены в ст. 81-82 Римского договора, однако в связи с расширением ЕС потребовалось реформирование системы контроля. Принятый в 2002 г. Регламент по применению ст. 81-82 содержал в себе новые меры контроля монополистической деятельности – расширение полномочий национальных правительств и ограничение полномочий Комиссии, формирование единого информационного пространства, изменения, касающиеся сделок по передаче технологий и т.д. Предполагается также введение изменений, делающих сотрудничество с антимонопольными органами привлекательным для компаний (частичное или полное освобождение от ответственности).
    2. Антимонопольный контроль слияний. Главный принцип Еврокомиссии – если сделка создает или усиливает доминирующее положение, она запрещена. Руководствуясь Регламентом о слиянии ЕС от 1997 г., Комиссия проводит превентивный контроль слияний. По каждой заявке Комиссия проводит расследование, одобряет слияние, выставляя структурные или поведенческие требования компаниям, либо запрещает сделку. В настоящее время лимит оборотов национальной компании при слиянии составляет 250 млн. евро, транснациональной – 5 млрд. евро.10
    3. Либерализация сектора естественных монополий. В обязанности Комиссии входит контроль и проверка естественных монополий на национальном уровне с целью недопущения несправедливого ограничения конкуренции.
    4. Контроль государственной поддержки компаний. Основы предоставления государственной помощи содержатся в ст. 87-89 Римского договора. Еврокомиссия регулярно отслеживает предоставляемые национальными правительствами кредиты и займы, налоговые льготы и субсидии. Разрешаются только меры государства по поддержке отдаленных и малоразвитых регионов, устранению последствий природных явлений и социальные выплаты.

Важно отметить, что двухуровневая  организация антимонопольной политики в ЕС является залогом успешности мер антимонопольного регулирования. Помимо штрафов, предусмотренных национальным законодательством, компании-нарушители должны также по требованию Еврокомиссии выплатить штраф в размере 10% оборота. Строгий контроль со стороны Европейской комиссии необходим для обеспечения свободной конкуренции на всем европейском пространстве и достижения целей эффективного функционирования единого рынка.

2.2. Оценка практики применения антимонопольного регулирования в странах Азии

 

Второй страной, вынужденно принявшей антимонопольное законодательство после поражения во Второй мировой  войне, стала Япония. Принятый в 1947 г. закон «О запрещении частных монополий  и обеспечении справедливости торговли»  был составлен на базе основных американских антимонопольных законов (Шермана, Клейтона и о Федеральной торговой комиссии). Главным результатом принятия акта стал роспуск «дзайбацу» - крупнейших фамильных банковских и промышленных синдикатов. Заложенная в законе институциональная  реформа в корне изменила структуру  экономики страны и во многом способствовала экономическому подъему в 1950-1960 гг. Законодательство Японии ограничивает главным образом создание картелей, монополий и других форм слияния, ограничивающих конкуренцию.

Японская Комиссия по справедливым сделкам при принятии решения  в рассмотрении дела руководствуется  в первую очередь принципом доли рынка. Если доля одной крупнейшей компании превышает 50%, а  двух крупнейших – 75% доли рынка, то такие компании признаются доминирующими, а концентрация в  отрасли высокой.

С началом экономического подъема в азиатских странах  приняла антимонопольное законодательство и Республика Корея. До начала 1980 гг. основной акцент в развитии экономики  делался на расширении производства, что привело к диспропорции  в распределении капитала и рыночной власти. Поэтому в 1980 г. был принят закон «Об антимонопольном регулировании  и справедливой торговле», нацеленный на четкое разграничение прав и обязанностей участников рынка. Главный корейский антимонопольный орган – Комиссия по справедливой торговле. Основные элементы корейского антимонопольного законодательства включают:

    • Запрет на злоупотребление доминирующим положением (доминирующей считается компания, обладающая более 50% долей рынка либо три иди менее компании, в сумме обладающее 75% или большей долей рынка);
    • Контроль за сделками экономической концентрации, запрет на образование картелей и антиконкурентную деятельность фирм;
    • Пресечение недобросовестной конкурентной практики (сговор в сфере цен, объема выпуска или условий продаж, недобросовестная реклама или другие методы отграничения конкуренции).

Реформирование корейского антимонопольного законодательства с 1999 г.11 пошло по пути ужесточения мер антимонопольного регулирования.

Особенность современного состояния  конкурентной политики Южной Кореи  заключается в том, что стране проводится целый комплекс экономических  реформ, направленных на дерегулирование  экономической сферы при одновременной  активизации крупнейших промышленных концернов и транснациональных  корпораций с целью усиления рыночной власти.12

2.3. Антимонопольная политика в странах СНГ

 

Последним современным этапом формирования международной системы  антимонопольного регулирования стало  принятие антимонопольных законодательств странами - бывшими республиками СССР в период либерализации экономики.

В 1993 г. вступил в силу белорусский закон «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции», и с того момента главными приоритетами последующей  либерализации стали дерегулирование  государственного сектора экономики, создание условий для здоровой рыночной конкуренции, а также обеспечение  необходимых условий для доступа  новых хозяйственных образований  на белорусский рынок.

В Таджикистане закон «Об  ограничении монополистической  деятельности и развитии конкуренции» был также принят в 1993 г. Данный закон  и последовавший за ним в 2002 г. закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» практически полностью  дублировали российские антимонопольные  законы.

Украина приняла первый антимонопольный  закон «Об ограничении монополизма  и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской  деятельности» в 1992 г. Закон был  нацелен в первую очередь на демонополизацию  экономики и установление строгих  процедур контроля за исполнением норм антимонопольного законодательства.

В целом, все принятые на территории постсоветского пространства антимонопольные законы и сам  процесс их принятия обладали значительными  сходствами и имели одинаковые цели, а именно:

    1. Формирование и внедрение антимонопольных норм происходило параллельно с радикальными экономическими и политическими реформами;
    2. Антимонопольная политика направлена одновременно на ликвидацию и ограничение существующих монополий и недопущение появления новых монополий;
    3. Имплементациия антимонопольной политики осуществлялась в два этапа: на первом проводилось общехозяйственное дерегулирование экономики и преодоление всеобщей экономической монополизации, на втором – создавались законы и подзаконные акты, направленные на создание условий для развития конкуренции, и законодательство приводилось в соответствие с общемировыми стандартами.

С целью координации мер  антимонопольного регулирования на постсоветском пространстве в 1993 г. был создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике. Основной целью функционирования Совета является координация и гармонизация методологических подходов к антимонопольному регулированию в странах-участницах Договора. В условиях нарастающей глобализации, международной и региональной интеграции перед антимонопольными органами Совета встает важнейшая задача – выработка единой антимонопольной политики и совершенствование методов антимонопольного регулирования с целью обеспечения условий для свободной конкуренции.

 

 

3. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России

Детальное изучение российской дореволюционной, послереволюционной (советской) и современной экономики  в сфере антимонопольного регулирования  позволяет охватить и структурировать  весь процесс становления антимонопольной  политики в России с момента зарождения до современного состояния.

    1. Концентрация производства в России в конце XIX – начале XX вв.

 

Российская Империя вступила на путь капиталистического развития позже развитых индустриальных стран  Запада: промышленный рост Англии начался  с середины XVIII в., США – с начала XIX в., а России – только с конца XIX в. Доля России в мировом промышленном производстве составляла примерно 5% (Приложение 2). Однако за счет экономического подъема и концентрации производства она сумела догнать мировых лидеров и войти в пятерку крупнейших производителей. Во многом этому способствовала политика государства по развитию отраслей промышленности и одновременное использование мирового опыта. Быстрыми темпами росло количество фабрик и число занятых в производстве (Приложение 3). Кри


Информация о работе Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)