Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:53, дипломная работа

Описание работы

Проблема регулирования антимонопольной деятельности и разработка способов государственной поддержки и защиты конкуренции очень важна для решения многих современных экономических проблем, возникающих в различных областях и сферах экономики разных стран.
В целях противостояния монополизации рынков и поддержки конкуренции государство:
создает законы, на базе которых становится возможным выявить и наказать фирмы, обвиненные в монополизации;
формирует организации, следящие за развитием рынков и выявляющие прецеденты их монополизации;
поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.

Содержание работы

Введение 3
1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы 6
1.1. Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки 6
1.2. Барьеры входа на рынок и потенциальная конкуренция 9
1.3. Необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике 10
2. Практика антимонопольного регулирования в зарубежных странах 13
2.1. Антимонопольная политика в развитых странах: США и ЕС 13
2.2. Оценка практики применения антимонопольного регулирования в странах Азии 20
2.3. Антимонопольная политика в странах СНГ: сходства и различия 21
3. Эволюция политики антимонопольного регулирования в России 24
3.1. Концентрация производства в России в конце XIX – начале XX вв. 24
3.2. Государственный монополизм в советской экономике 26
3.3. Становление современной антимонопольной политики в России 30
4. Антимонопольная политика и защита конкуренции в КНР 35
4.1. Экономика переходного периода: экономические, административные и правовые аспекты 35
4.2. Эволюция антимонопольного законодательства в годы реформ 38
4.3. Антимонопольный закон КНР 39
Заключение 44
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

Казакова_диплом_антитраст.docx

— 249.56 Кб (Скачать файл)

 

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Национальный исследовательский университет  
«Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой  политики
Кафедра международного бизнеса

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

На  тему «Эволюция антимонопольной  политики государства и её влияние  на развитие конкуренции (на примере  России и Китая)»

 

 

Студент группы № 462

Казакова А. Д.

 

Руководитель ВКР

Философова Т. Г.

Доктор э. н., профессор  кафедры международного бизнеса

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 г.

Оглавление

 

Введение 3

1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы 6

1.1. Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки 6

1.2. Барьеры входа на рынок и потенциальная конкуренция 9

1.3. Необходимость формирования и проведения антимонопольной политики в современной экономике 10

2. Практика  антимонопольного регулирования  в зарубежных странах 13

2.1. Антимонопольная политика в развитых странах: США и ЕС 13

2.2. Оценка практики применения антимонопольного регулирования в странах Азии 20

2.3. Антимонопольная политика в странах СНГ: сходства и различия 21

3. Эволюция  политики антимонопольного регулирования  в России 24

3.1. Концентрация производства в России в конце XIX – начале XX вв. 24

3.2. Государственный монополизм в советской экономике 26

3.3. Становление современной антимонопольной политики в России 30

4. Антимонопольная  политика и защита конкуренции  в КНР 35

4.1. Экономика  переходного периода: экономические,  административные и правовые  аспекты 35

4.2. Эволюция антимонопольного законодательства в годы реформ 38

4.3. Антимонопольный закон КНР 39

Заключение 44

Список литературы 47

Приложения 51

 

 

Введение

Проблема регулирования  антимонопольной деятельности и  разработка способов государственной  поддержки и защиты конкуренции  очень важна для решения многих современных экономических проблем, возникающих в различных областях и сферах экономики разных стран.

В целях противостояния монополизации  рынков и поддержки конкуренции  государство:

  • создает законы, на базе которых становится возможным выявить и наказать фирмы, обвиненные в монополизации;
  • формирует организации, следящие за развитием рынков и выявляющие прецеденты их монополизации;
  • поддерживает создание новых компаний, которые могут противостоять монополизации рынков или уничтожить ее.

Процесс формирования антимонопольной  политики неразрывно связан с процессом  создания и укрепления монополий, что  можно считать неотъемлемой составляющей индустриализации развитых стран, а  позже и развивающихся стран. На протяжении почти двух столетий монополии, синдикаты и прочие формы  производственных объединений были главной движущей силой в процессе становления промышленной мощи стран. Однако со временем стало ясно, что  монополизм может существенно ограничивать техническое развитие, консервировать устаревшие формы и методы управления, снижать темпы роста экономики  страны, если нововведения идут вразрез  с финансовыми интересами самих  монополий.

Если в развитых странах  необходимость ограничения монополизма  и поддержки конкуренции осознали довольно рано (принятый в США закон  Шермана 1890 года), то в некоторых  других странах, например, в России или Китае, имела место поддерживаемая и поощряемая государством монополия, а в СССР идея государственного монополизма  на полвека исключила саму возможность существования антимонопольной политики и поддержки конкуренции.

Однако в свете произошедших коренных изменений в социально-экономической  и политической жизни ряда стран  в начале 1990 гг., а также последствий  глобального экономического кризиса  в конце 2000 гг., антимонопольная политика претерпевает трансформацию, связанную  с переменами в политической и  экономической сферах как на национальном, так и на международном уровне.

Формы и методы антимонопольного регулирования имеют свои особенности  в каждой правовой системе, равно  как и каждой отдельной стране. Однако сравнение антимонопольной  политики России и Китая представляется наиболее интересным в силу специфики  исторического развития данных стран, особенностей экономической деятельности, а также претворения в жизнь  демократических преобразований в  области либерализации рынка. Россия и Китай – крупные державы  с устоявшимися традициями государственности; обе страны в начале XX столетия пошли по пути коммунистического развития; самобытная культура обеих стран отличается от западноевропейской; в настоящее время обе державы развивают модель, согласно которой именно государство является гарантом безопасности народа в свете глобальных вызовов. Однако есть и существенные различия: экономические реформы в Китае не повлекли за собой смену политического строя, в отличие от России; китайскую модель перехода к капитализму принято считать более удачной; исходные условия в период реформ кардинально отличались в двух странах; в переходный период Россия обладала богатыми запасами природных ресурсов и бедными – трудовых, Китай – наоборот; многонациональность Советского Союза породила ряд внутренних конфликтов, тогда как в Китае этническая однородность (ханьское население составляет 90%) обеспечила плавность проведения реформ.1 Поэтому главной целью данной работы является сравнение и всесторонний анализ становления и развития антимонопольной политики в России и Китае.

Данная тема недостаточно освещена как в отечественной, так  и в зарубежной литературе. Из использованных источников необходимо выделить труды  Д. С. Бэйна, Д. Тироля, О. Шая; в отечественной  литературе наиболее полезными оказались  исследования С. Б. Авдашевой, А. Е. Шаститко, а также И. В. Князевой, в китайской  – труды Ма Шу-Ю, Вей Шанг-Дзиня  и Джанг Вей-Вея.

Главные задачи исследовательской  работы:

    • дать общее представление о целях, принципах и методах антимонопольной политики, необходимости стимулирования конкуренции в современной экономике, а также описать основные угрозы конкуренции;
    • представить опыт различных стран, как развитых, так и развивающихся, в области антимонопольного регулирования с целью выявления национальной специфики политики России и Китая;
    • проанализировать процесс формирования монополий и дальнейшего создания антимонопольной политики в России  с конца XIX в. до начала XXI в.;
    • дать описание антимонопольной политики КНР, ее ключевых принципов, а также особенностей проведения;
    • сделать выводы на основании представленной информации с целью выявления принципиальных сходств и различий в антимонопольной политике России и Китая.

 

  1. Политика антимонопольного регулирования: понятие, цели, основные принципы

    1. Конкуренция, монополия, конкурентные и неконкурентные рынки

 

Создание здоровой конкурентной среды является важнейшим условием становления и развития рыночных отношений. Конкуренция не только напрямую способствует формированию рынка, но и  является естественных регулятором  диспропорций, возникающих в результате хозяйственной деятельности. Существует большое количество подходов к определению  понятия конкуренции. В одних  толкованиях конкуренция определяется через поведение субъектов рынка (продавцов и покупателей), в других – через структурную организацию  рынка и наличие барьеров, в  третьих основной акцент делается на интенсивность использования достижений научно-технического прогресса, в четвертых  рассматривается распределение  ограниченных ресурсов, в пятых –  отношение производителя к потребителю. Каждое из определений конкуренции акцентирует внимание на специфическом аспекте понятия. Например, на основании того, что каждый конкурент старается дифференцировать свою продукцию для получения большего влияния на цены; или акцент делается на продолжительную борьбу конкурирующих компаний за влияние на рынке в области цен и потенциальных покупателей. Экономисты и философы второй половины XX в. в основном акцентировали внимание на сравнительно большом количестве фирм в отрасли, сравнительно малой доле отдельной фирмы на рынке, а также невозможности отдельной фирмы существенно повлиять на цену товара.

Каждое из определений  или моделей определения конкуренции  имеет право на существование, но, несмотря на существенные различия в  подходах, ни одна модель не отрицает рациональности и эффективности существования  конкуренции. Принято считать, что  конкуренция способствует максимизации общественного благосостояния и  выигрыша потребителя за счет роста  эффективности размещения и использования ресурсов, а это, в свою очередь, ускоряет научно-технический прогресс.

Противоположностью конкуренции  является монополия, характеризующаяся  наличием одной фирмы, производящей продукцию, которая не имеет близких  субститутов. Такое рыночное положение  фирмы позволяет ей распоряжаться  ресурсами в собственных монопольных  интересах, оказывать давление на остальных  продавцов, потребителей и общество и получать сверхприбыли. Графическое  сравнение моделей конкуренции  и монополии представлено в Приложении 1.

Формы монополий многообразны, их можно классифицировать следующим  образом:

  1. По особенностям движущих сил:
    • Естественная монополия (экономически и технически целесообразна в силу специфических особенностей функционирования рынка);
    • Продуктовая монополия (образуется за счет внедрения нового товара, характеризуется высоким уровнем финансовой концентрации, активным внедрением научно-технических достижений и масштабных маркетинговых проектов);
    • Протекционистская монополия (связана с активной протекционистской политикой государства и характеризуется низкой конкурентоспособностью, наличием административного иммунитета, получением различных льгот и субсидий со стороны государства).
  1. По форме собственности:
    • Частная монополия (ориентирована на интересы частного предпринимателя, находится в частной собственности);
    • Государственная монополия (ориентирована на интересы общества, государства и отдельных потребителей, находится в государственной собственности).
  1. По территориальному признаку:
    • Транснациональная монополия (действует на мировом рынке);
    • Национальная монополия (действует в пределах одной страны);
    • Региональная монополия (на территории нескольких территориальных образований);
    • Локальная монополия (в пределах города, района, территориального образования).
  1. По характеру возникновения:
    • Организационная монополия (формируется на основе соглашений и принимает форму трестов, концернов, синдикатов и т.д.);
    • Технологическая монополия (существует при наличии уникального продукта, не имеющего субститута, или уникальной технологии производства);
    • Экономическая монополия (результат слияний и поглощений для увеличения концентрации производства и экономических активов).

Как правило, при укрупнении субъекта рынка растут его экономическая сила и рыночная власть. Рыночная сила – это способность субъекта рынка поддерживать цену на уровне выше равновесной в долгосрочном периоде. Под монопольной властью обычно понимается способность монополиста изменять цену и выпуск в одностороннем порядке, изменяя при этом и структуру рынка в целом. При соблюдении этих условий компания получает статус доминирующего субъекта. Участник рынка, обладающий доминирующим положением, имеет возможность влиять на обращение товара на рынке, устранять действующих конкурентов либо препятствовать  появлению новых.

В современной экономике  соотношение монополии и конкуренции  имеет свою специфику: под действием  процессов глобализации сокращается  число монополий на товарных рынках и увеличивается в сфере услуг. Кроме того, характерной особенностью современной монополии является повышение цен, а не расширение предложения товаров и услуг как реакция на увеличение спроса со стороны потребителей.

    1. Барьеры входа на рынок и потенциальная конкуренция

 

Под потенциальной конкуренцией обычно понимают вероятность вхождения  новых фирм-конкурентов на рынок  с целью получения экономической  прибыли. Реальный или возможный  вход новых компаний на рынок –  важнейший фактор конкуренции и  ограничение монопольной власти. При условии, что фирма-новичок  обладает достаточным капиталом  и сбалансированной стратегией развития на рынке, появляется и реальная угроза доминирующему положению уже  существующих компаний, которым придется вступать в конкурентную борьбу, внедрять новые методы производства и расширять  ассортимент продукции. К числу  потенциальных конкурентов относятся:

    • Компании, обладающие достаточным финансовым, технологическим и кадровым резервом для производства товара-субститута, однако не реализующие эту возможность по различным причинам;
    • Недавно появившиеся новые компании;
    • Компании, уже производящие идентичный товар или товар-субститут, но за территориальными пределами данного рынка.

Информация о работе Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)