Эластичность спроса и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Эластичность спроса…………………………………………………….5
Измерение эластичности спроса…………………………8
Факторы влияющие на эластичность спроса……..10
Перекрестная эластичности спроса……………………12
Эластичность спроса по доходу…………………………..13
Учет эластичности в структуре налогообложения………..17
Влияния налогообложения на эластичность…………..17
Влияния налогообложения на спрос покупателя……..20
Заключение…………………………………………………..24
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Эластичность спроса и налогообложение 1 курс Злоказов Эдуард Александрович касли риподо.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Налогообложение продаж, при уже сформировавшемся спросе всякое повышение цены (вследствие налога) вызывает эффект сокращения покупок подорожавших товаров. Производители отреагируют на такую ситуацию сокращением производства товаров, поскольку спрос на них снизился.

Государство на законодательной  основе может влиять на производителей с помощью установления цен. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе.

Контроль над ценами приводит также к таким экономическим  последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах.

 

2.2 Влияние  налогообложения на спрос покупателя

 

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов  на экономику происходит не прямо, а  опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста.

Основной налог, уплачиваемый любым физическим лицом это налог  на доходы физических лиц. Подоходный налог с физических лиц - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых выплат. В современных условиях наряду с фискальной особое внимание стало уделяться перераспределительной и регулирующей функциям налога на доходы физических лиц, так как они оказывают серьезное влияние на уровень и структуру доходов, сдерживая или усиливая темпы роста, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Налог на доходы физических лиц позволяет изменять размер конечных доходов населения без изменения соответствия между результатами труда и его оплатой. Выступая одним из инструментов формирования конечных доходов, налог на доходы соответственно влияет на их структуру, а следовательно, и на структуру потребностей населения. Посредством налога происходит перераспределение части доходов, прежде всего высоких, в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом, для того, чтобы сгладить степень неравенства в доходах.

Государство может фиксировать  цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста: цена предприятия равна фиксированной цене. Государство фиксирует цены следующими способами.

Оно может ввести государственные прейскурантные цены. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами.

Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные и авиатарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен.

Если государство устанавливает  цены, то это приводит к двум очень  важным последствиям: если цена “свободна”, то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту. В данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций.

К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных.

Дотация (от лат. dotatio —  дар, пожертвование) - это денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки  убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело, бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими; Также дотации государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Государство может на определенное время “заморозить”, т.е. зафиксировать на определенном уровне, рыночные цены. Причем практика долгосрочного замораживания цен в странах с рыночной экономикой оказалась крайне неэффективной, так как по различным причинам государству приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию. Эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций и подавления всплесков инфляции.

Государство может зафиксировать цены монополиста или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим.

 

 

Заключение

 

В результате выполненного нами курсового исследования мы можем  сделать следующие выводы.

1. Эластичность, введенная в экономическую науку А. Маршаллом, — одна из важнейших экономических категорий, которая характеризует реакцию одной переменной величины на изменение другой.

2. Экономисты  исследуют эластичность, как спроса, так и предложения. При этом  различают эластичность спроса  по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной.

3. Прямая эластичность  спроса по цене — это степень  воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос. Коэффициент ценовой эластичности Е рассчитывается по формуле:

Если Δ (дельта, обозначающая изменение) очень мала, то результат называется точечной эластичностью спроса. Если она велика, то полученный результат обычно называется дуговой эластичностью спроса.

4. Коэффициент  эластичности спроса по цене  почти для всех товаров является отрицательной величиной, так как при снижении цены объем спроса на товар увеличивается и наоборот. Однако в экономической литературе знак "минус" опускается и коэффициент берется по модулю (в абсолютном значении).

5. Если коэффициент  эластичности больше единицы,  то спрос считается эластичным, если меньше единицы — неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о единичной эластичности спроса. Существует также предельная эластичность — абсолютно эластичный спрос (коэффициент эластичности равен бесконечности) и абсол

6. Перекрестная  эластичность спроса характеризует  относительное изменение величины спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y):

Взаимозаменяемые товары имеют Еxy > 0. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше взаимозаменяемость двух товаров. Взаимодополняемые товары имеют Еxy < 0. Чем больше отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров. Независимые товары имеют Еxy = 0, т.е. изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой товар. Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной, т. е. обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой может быть совсем иной

7. Эластичность  спроса по доходу характеризует  чувствительность спроса потребителей  к изменению их дохода:

Для большей  части товаров непроизводственного  назначения коэффициент эластичности спроса по доходу положителен. Он положителен для предметов роскоши, для регулярно используемых, но не являющихся крайне необходимыми товаров и отрицателен для некачественных товаров. Эластичность спроса по доходу показывает перспективность производства. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем благоприятнее перспективы производства данного товара.

 

Список использованной литературы

 

  1. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
  2. Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство “ДИС”, 1999. – 320 с.
  3. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: “ВЛАДОС”, 2000. – 384 с.: ил.
  4. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 1999. – 272 с.: ил.
  5. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД “МиМ”, 2001. – 224 с. с ил.
  6. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство “Вита-Пресс”, 2002. – 496 с.  [с. 113-116]
  7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс.  В  2 т. – М.: 2002. Т. 2. С. 400
  8. Современная экономика.  Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу “Основы экономической теории”. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 1999. – 352 с.
  9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика.  Пер. с англ.  со 2-го изд. – М.: “Дело ЛТД”, 2002. – 864 с.




Информация о работе Эластичность спроса и налогообложения