Экономика отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Россия находится на новом этапе своего развития - этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие РФ на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.
Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей, среди которых особое место традиционно принадлежит промышленности. Промышленность - главная и ведущая отрасль материального производства. Она оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. Отрасль и отраслевая структура промышленности 3
1.1. Классификация отраслей промышленности 15
2.Приватизация промышленности 20
Заключение 38
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

Экономика отрасли.docx

— 101.65 Кб (Скачать файл)

Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей. По запасам древесины (около 82 млрд м3) Россия занимает ведущее место в мире и в 3 раза превосходит США, в 30 раз - Швецию и в 40 раз - Финляндию. При этом лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает в ВВП лишь 2,6 %, а в валютной выручке от экспорта - 4,3 %.

Агропромышленный  комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.

Строительный  комплекс включает систему отраслей строительства, промышленность строительных материалов, машиностроение, ремонтную базу. Отрасли комплекса объединены общей целью - ввод в действие объектов основных фондов.

Социальный  комплекс объединяет отрасли легкой промышленности, производящие товары народного потребления.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) представлен отраслями и видами деятельности (прежде всего НИОКР), ориентированными на удовлетворение потребностей Вооруженных Сил.

В последние десятилетия  происходили значительные структурные сдвиги в экономике России. (21)

 

 

 

 

 

 

 

2.Приватизация промышленности

Реформирование  отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной  экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих  им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных  форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран - залог успешного функционирования экономики.

Приватизация - способ в короткий срок образовать систему экономических отношений и форм собственности, которая сможет удовлетворить политическую систему в государстве.

Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований.

Опыт приватизации исторически начался довольно давно. Процесс перехода государственной, церковной, королевской собственности  в частную в результате буржуазных революций известен уже на протяжении нескольких веков. Раздел земель во время французской революции также является приватизацией.

Первые опыты  приватизации в России проводились  ещё Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки несколько десятков предприятий. Мотивами, побудившими его к этому, были развитие предпринимательского духа в  обществе и привлечение частного капитала. Это и являлось одной  из главных целей на начальном  этапе приватизации в России.

Процесс приватизации государственной собственности  необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных  реформ как важнейшее условие  преобразования командной экономики  в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать социальный эффект и воздействие приватизации на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Проблема  приватизации - это самая дискутируемая проблема, так как последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения блага, состояния нации и социальной справедливости, т.е. неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Это действительно так только в кратко срочном аспекте: Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как процесс, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание эффективной общественной системы.

Целью приватизации является формировании новых форм собственности: частной и смешанной, что обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения; привлечение иностранных инвестиций; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации; содействие демонополизации экономики; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию капиталистического способа производства, или рыночной системы хозяйствования.

Пути  приватизации сводятся к выбору централизованного подхода (приватизация "сверху") или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий. Второй - государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия.(1)

Во многих странах  процесс приватизации не охватывает отрасли, для которых характерна естественная монополия (железнодорожный  транспорт, коммунальные службы и т.д.). В этих отраслях, даже приватизированных, невозможно создать конкурентную среду и тем самым повысить эффективность их деятельности.

Существуют  две модели приватизации: платная  и бесплатная.

1. Платная  приватизация - это модель передачи государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета. Такая модель приватизации:

  • обеспечивает появление частного собственника;
  • дает государству дополнительные средства;
  • создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Существует  два вида продажи предприятии: закрытая и открытая.

Закрытая  продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития.

Открытая  продажа (или "открытая подписка») позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет.

2. Бесплатное распределение - это модель приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен.

Разновидностью  этой модели приватизации является ваучерная приватизация - выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, боков и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятии. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги.

На практике приватизация редко осуществляется по одной "чистой" модели, в большинстве случаев - это  комбинация разных подходов.

Приватизация  с одной стороны, должна стать  элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера.

Основными способами приватизации являются:

  • - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
  • - продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
  • - выкуп арендованного имущества;
  • - банкротство.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер то есть в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе иностранного, который обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест.(12)

На основе опыта  приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного  периода можно сформулировать ряд принципов:

  1. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ;
  2. приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения;
  3. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи;
  4. обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; приватизация должна проводиться с учетом национальной безопасности; каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю;

Приватизации - появление  так называемых "стратегических инвесторов", то есть собственников  факторов производства, прежде всего  финансовых, в интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в которые они вкладывают свои ресурсы. Государство не может быть стратегическим инвестором для каждого предприятия. Не всегда может выступать в этой роли и коллектив, например, работники атомной электростанции при всем желании не могут иметь достаточно собственных средств, чтобы вкладывать их в развитие производства электроэнергии, строительство новых энергоблоков. Особенно остро стоит проблема поиска стратегического инвестора для предприятий, которые применяют устаревшие технологии. Чтобы добиться наибольшего результата, надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов. Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике. Широкое толкование понятия приватизация включает в себя общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового. (18)

Существует, по крайней мере, несколько доводов  в пользу частных предприятий:

  • - социальный: государственные предприятия представляют собой инструмент «лечения» недостатков рынка с помощью ценовой политики, учитывающей социальные маржинальные цены. Такие функции и затраты негативно влияют на эффективность предприятий;
  • - политический: политическое (бюрократическое) вмешательство в деятельность предприятия приводит к излишней занятости, неоптимальному выбору продукции, неоптимальному размещению и нехватке инвестиций, нечетким стимулам для менеджеров. Эти предприятия более подвержены давлению заинтересованных групп в ущерб максимизации прибыли;
  • - конкурентный: приватизация усиливает конкуренцию, которая заставляет предприятия работать более эффективно. Частные предприятия в большей степени подвержены дисциплине коммерческих финансовых рынков;
  • - стимулирующий: менеджеры государственных предприятий могут не иметь необходимых стимулов к эффективной работе или их недостаточно контролируют.

В течение всего  переходного периода доля государственных  предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.

Рыночные реформы 1990-х годов затронули в основном макроэкономический уровень, т.е. были нацелены на создание рыночной среды  для производителей. И хотя предприятия  не были в полной мере вовлечены  в процесс рыночных трансформаций, тем не менее, и они претерпели ряд существенных изменений.

Начнем с основных количественных характеристик российских предприятий. К началу 2000 г. в России было зарегистрировано более 3 мл самостоятельных  предприятий и организаций, примерно каждое девятое из них относится  к промышленному сектору экономики. При этом собственно действующие  промышленные предприятия составляют в этой совокупности около 5%. На протяжении 1990-х годов число предприятии  и организаций увеличилось почти в 6 раз. Одновременно с ростом числа промышленных предприятий объем производства на них упал примерно в 2 раза, в том числе в обрабатывающих отраслях не менее чем в 3-3,5 раза. Коэффициент использования мощностей в целом по промышленности сократился к 2000 г. до 64,1%. Изменились и средние показатели размеров предприятии. Если в начале 90-х годов на промышленном предприятии работало в среднем 800 человек, то в 1999 г. - 83 человека. Представление о характере спада производственной деятельности в различных отраслях промышленности в течение 1990-х годов дает табл. 2.1.

Информация о работе Экономика отрасли