Экономика: наука и хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:13, лекция

Описание работы

Слово «экономика» является производным от слова «экономия», что в переводе с греческого означает искусство ведения домашнего хозяйства» («ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон). В настоящем термин «экономика» имеет два смысловых значения. Во-первых, экономика – это хозяйство, хозяйствование. Во-вторых, экономика – это наука о хозяйствовании. В англоязычной литературе данные значения закреплены за разными терминами. Первый – «икономи» - означает хозяйство, тогда как второй – «экономикс» - экономическую науку, а точнее ее фундаментальную часть (теоретическую экономику).

Файлы: 1 файл

Тема 1. Экономика_ наука и хозяйство.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

При решении вопроса  «Что производить?» мы можем выбирать не из двух (как в предыдущем примере), а из нескольких альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов. Например, вы получили в наследство значительную сумму денег и размышляете над тем, как наилучшим образом распорядиться ими. В этом случае вопрос «Что производить?» получает новую интерпретацию: «Во что инвестировать?». Вы можете положить деньги в банк и получать ежегодный процент. Вы можете купить на них акции компании и получать ежегодные дивиденды. Можете вложить средства в корпоративные облигации. Наконец, открыть собственное дело и стать предпринимателем. Предположим, вы выбрали последний из альтернативных вариантов вложения денег. Как определить цену вашего выбора? Возникает вопрос: можно ли считать, что альтернативная стоимость, или цена выбора, - это суммарные потери, связанные с отказом от альтернативных вариантов? Ответ будет отрицательным. Мы не можем одновременно вложить всю сумму и в акции и в облигации и в банковский депозит. Следовательно, если мы от чего-то отказываемся, то отказываемся от чего-то одного. Тогда от какого варианта? Ответ на этот вопрос таков: альтернативной стоимостью будет потеря самого лучшего из отвергнутых вариантов. Посмотрите, какая из отвepгнyтых альтернатив дала бы вам больший годовой доход. Пусть, например, банковский депозит приносит 10 % годовых, доход по облигациям – 20 %, а в форме дивидендов вы могли бы получить 60 % годовых. В этом случае к альтернативной стоимости вложения денег в собственный бизнес относится упущенный денежный доход в форме дивидендов на акции.

Из приведенного примера следует, что альтернативная стоимость может быть выражена и в денежной форме. В нашем случае упущенная выгода определяется не количеством благ, от производства которых приходится отказаться, а потерянным денежным доходом. Но еще более важно уяснить, что альтернативные издержки – понятие субъективное. Известно, что чем выше предполагаемый доход, тем больше вероятность потери капитала, то есть доходность и риск изменяются в одном направлении. Так достаточно ли в таком случае критерия доходности для принятия решения? Ответ очевиден. Но нам также хорошо известно, что люди неодинаковы в своей склонности к риску. Следовательно, субъект не склонный к риску посчитает наилучшей альтернативой вложение средств в банк, тогда как другой не захочет довольствоваться малым.

     Причиной существования альтернативных издержек является ограниченность. У бесплатных (свободных) благ альтернативные издержки равны нулю. Экономические (платные) блага имеют положительные (>0) альтернативные издержки. Чем ограниченнее благо, тем выше его альтернативные издержки.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму. Объясняется это тем, что одни и те же ресурсы могут быть использованы в производстве с разной эффективностью. Как вы думаете, в каком случае боевые потери будут выше: если на передовой линии используются части профессиональной армии или военного ополчения, состоящего из лиц гражданских профессий? Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя, таким образом структуру производства в пользу увеличения выпуска другого блага, нам придется все больше вовлекать в производство сравнительно малоэффективные для его производства ресурсы. На графике это будет выражаться в увеличении угла наклона кривой относительно горизонтальной оси.

      Поэтому производство каждой дополнительной единицы блага военного назначения будет требовать все большего сокращения производства блага А. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти издержки замещения или альтернативные затраты (закон возрастающих затрат).

      Отсутствие совершенной взаимозаменяемости ресурсов, а, следовательно, увеличения расхода имеющихся ресурсов при переключении с производства одного продукта на производство другого обусловливает снижение общей доходности производства. Если бы издержки замещения оставались постоянными при любых объемах производства, то кривая производственных возможностей была представлена прямой линией. Тем ни менее, в экономическом анализе иногда используется подобное упрощающее допущение.

        Закон возрастающих затрат позволяет объяснить, в частности, почему максимальный выигрыш от внешней торговли происходит не при полной, а частичной специализации страны.

        Наконец, кривая производственных возможностей позволяет проиллюстрировать проблему экономической эффективности. С макроэкономической точки зрения эффективным будет считаться такое состояние экономики, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах. Другими словами экономическая эффективность – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективностью (по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето). Когда же выполняется условие Парето? В том случае, когда все ресурсы задействованы (точка на кривой ПВ). То есть эффективная экономика – это экономика полной занятости.

 

4. Предмет экономической теории

 

Предмет есть круг проблем, исследуемых данной наукой. И сегодня общепризнанного определения предмета экономической теории не существует. Так в получившем мировое признание учебнике П. Самуэльсона «Экономика», приводится пять типичных определений предмета. Однако, как отмечает сам автор, «если заставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности остановился бы на..» определении экономической теории как науки «…об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов… для производства различных товаров… и распределения их между членами общества в целях потребления». Другими словами, экономика – это наука, изучающая что, как и для кого производить в условиях ограниченности ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей. Ее цель – определить рациональные методы экономической деятельности на микро- и макроуровне.

Однако представления  о предмете экономической теории с течением времени изменялись.

Донаучный период. До 16 в. экономическая проблематика выступала составной частью работ, посвященным религиозным, политическим, нравственным проблемам. Уже из самих названий работ мыслителей прошлого («Беседы и суждения» Конфуция, «Никомахова этика» и «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, «Вершина богословия» Фомы Аквинского) очевидно, что экономика ещё не выделилась из обществознания в самостоятельную науку. Экономические проблемы рассматривались в рамках учения о справедливости. Сам термин «экономия» используется Аристотелем как антитеза «хрематистике» (хрема – «имущество») - «искусству делать деньги», которое Аристотель считал противоестественным занятием. Ярким примером оценочного подхода к явлениям хозяйственной жизни служит библейское учение. В Новом Завете, вопреки бытующему мнению не содержится осуждение богатства как такового. Безусловному осуждению подвергается неправедное богатство, основанных на нарушении нравственных принципов человеческого общежития. Особым нападкам подвергалось ростовщичество.

Религиозные заповеди трактуются и как правила хозяйственной деятельности.

Таким образом, в  донаучный период в экономической  мысли иррациональный (мифотворческий) подход доминирует над рациональным (научным), нормативный – над позитивным, дедуктивный метод – над индуктивным.

Политэкономия богатства. Разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых научных школ в экономике. Исторически экономика возникла как наука о богатстве. Предмет политической экономии можно сформулировать в виде двух основных вопросов:

  • Что является богатством?
  • Каков его источник?

Меркантилизм – первая научная школа в экономической теории, отождествлял богатство с деньгами, золотом. Источником богатства объявлялась внешняя торговля. «Богатство Англии – во внешней торговле» - так назывался трактат одного из наиболее известных проповедников идей меркантилизма Томаса Манна. Это был период расцвета внешней торговли, и меркантилисты выступили выразителями реалий того времени – эпохи «первоначального накопления капитала» (англ. мёркант – купец, торговец).  Считалось, что увеличение богатства нации возможно за счёт положительного денежного баланса, т. е. превышения притока золота в страну над его вывозом. Отсюда практическая функция экономической науки заключалась в разработке методов государственной политики, направленной на увеличение золотого запаса (концепция протекционизма).

Представители школы физиократов (лат. «физиос» - природа и «кратос» - власть) искали источник богатства не в сфере обращения, а в сфере производства. По мнению физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.) только в земледелии создается новое богатство, так называемый «чистый продукт», т. е. продукт превышающий затраты. Благодаря «Экономическим таблицам» Ф. Кенэ экономика предстала как процесс воспроизводства общественного богатства, включавший четыре последовательных стадии – производство, распределение, обмен и потребление.

Поэтому в последствии представители классической школы политэкономии расширили предмет науки до исследований условий накопления и производства (А. Смит), распределения (Д. Рикардо) и потребления (С. Де Сисмонди) национального богатства. Его источник видели в труде в сфере материального производства, а само богатство отождествляли со всей совокупностью материальных благ.

Практическая функция классической политэкономии состояла в обосновании факторов увеличения национального богатства на основе идеи о невмешательстве государства в экономику как благе (концепция экономического либерализма).

Марксистская политэкономия. Учение К. Маркса основано на классовом, политическом подходе к экономическим проблемам. Предметом марксистской политэкономии выступают производственные отношения между классами, объективно складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Предпосылки марксизма были заложены классиками политэкономии. Исследуя национальное богатство, они сделали объектом анализа не только отдельных индивидуумов, но и социальные классы. Так, рикардовскую концепцию распределения богатства в капиталистическом обществе современники назвали «теорией вражды между классами». Однако в целом предметом научных изысканий классиков оставался не сам общественный процесс производства, а его внешний результат – капиталистическое богатство. Учение Маркса основано на идее классиков о труде как источнике всякой стоимости. Исследуя в диалектическом развитии производительные силы (трудовые навыки и средства труда), форты организации труда и социально-экономические отношения Маркс делает попытку обосновать идею эксплуатации в обществе, основанной на частной собственности (теория прибавочной стоимости). В этом состоит практическая функция марксизма, а главный вывод, следующий из его учения, заключается в неизбежности смены капитализма новым общественным строем.

Экономикс. Предпосылки для смены парадигмы экономической теории складываются во второй половине 19 в., когда в ряде стран прочно утверждается рыночная экономика. Разработка общих принципов экономической теории вытесняется исследованиями различных проблем экономической практики. В центре внимания экономистов оказывается понятие ограниченности ресурсов и связанная с этим проблема выбора. Редкость определяется как «почти универсальное свойство» среды человеческой жизнедеятельности. Экономика рассматривается как наука, изучающая «поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, допускающими альтернативное использование» (Л.Роббинс).

В «экономиксе» качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты второй половины 19 в. разработали метод  анализа предельных величин (маржинализм). Практическая функция маржинализма (фр. «marginal» - предельный) сводилась к разработке правил функционирования фирмы на основе сравнения предельных выгод и издержек. С этой теорией связано появление микроэкономики.

А. Маршалл попытался синтезировать положения классической политэкономии и маржинализма, став основателем неоклассического направления в экономической теории. Теория А. Маршалла представляет собой анализ рыночного равновесия в условиях совершенной конкуренции на основе принципа функциональных взаимосвязей.

С новым направлением связана и  смена названия экономической теории. Вместо понятия «политическая экономия»  приходит понятие «экономикс», которое  трактуется как наука, свободная  от нормативного, политического подхода к экономическим проблемам, «чистая» экономика. Тогда же  утверждается более узкая трактовка политической экономии как самостоятельной отрасли научных знаний об экономической политике.

В 30-е годы прошлого столетия зарождается  новое направление в экономиксе, связанное с именем Дж. М. Кейнса.  Предметом изучения кейнсианской школы стало функционирование экономики на макроуровне. Практическая функция нового направления состояла в выработке рецептов государственного воздействия на макроэкономическую динамику.

Институционализм - течение экономической мысли, возникшее в конце 19 в. и выступающее с критикой теории и метода экономикс. Прежде всего, в трактовке социально-экономических явлений институционалисты исходят из определяющей роли не индивидуальной, а групповой психологии.  Институционализм основан на междисциплинарном подходе, который предполагает использование в экономическом анализе таких дисциплин как психология, биология, социология, право. Предметом изучения данного направления выступают институты - устойчивые привычки мышления, правила поведения, в том числе закрепленные в виде законов и организаций (лат. institution – указание, наставление). Практическая функция институционализма состоит в определении наиболее эффективных общественных институтов, коими, по мнению Р. Коуза являются «наименее дорогостоящие способы координации».

Информация о работе Экономика: наука и хозяйство