Экономика: наука и хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 08:13, лекция

Описание работы

Слово «экономика» является производным от слова «экономия», что в переводе с греческого означает искусство ведения домашнего хозяйства» («ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон). В настоящем термин «экономика» имеет два смысловых значения. Во-первых, экономика – это хозяйство, хозяйствование. Во-вторых, экономика – это наука о хозяйствовании. В англоязычной литературе данные значения закреплены за разными терминами. Первый – «икономи» - означает хозяйство, тогда как второй – «экономикс» - экономическую науку, а точнее ее фундаментальную часть (теоретическую экономику).

Файлы: 1 файл

Тема 1. Экономика_ наука и хозяйство.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА №1. ЭКОНОМИКА: НАУКА  И ХОЗЯЙСТВО

 

1. Экономика как наука

 

Этимология слова. Слово «экономика» является производным от слова «экономия», что в переводе с греческого означает искусство ведения домашнего хозяйства» («ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - правило, закон). В настоящем термин «экономика» имеет два смысловых значения. Во-первых, экономика – это хозяйство, хозяйствование. Во-вторых, экономика – это наука о хозяйствовании. В англоязычной литературе данные значения закреплены за разными терминами. Первый – «икономи» - означает хозяйство, тогда как второй – «экономикс» - экономическую науку, а точнее ее фундаментальную часть (теоретическую экономику). Поскольку прямое употребление слова «экономикс» некорректно в отечественной науке закрепился термин «экономическая теория». В противном случае нам бы пришлось всякий раз определять в контексте идет ли речь о самой экономической науке или о ее объекте.

Экономические дисциплины. На базе экономической теории сформировалась совокупность частных экономических дисциплин, изучающих отдельные аспекты экономической деятельности.

Отраслевая организация хозяйства  изучается такими дисциплинами как  «Экономика природопользования», «Экономика промышленности», «Экономика сельского  хозяйства», «Экономика туризма» и  т. д.

Ряд функциональных дисциплин составляют «Бухучет», «Аудит», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика труда» и др.

Кроме того, экономическая наука  активно развивается по линии  взаимодействия с другими науками. Результатом этого явился целый  ряд дисциплин, возникших на стыке экономики и других наук: «История экономики», «История экономических учений», «Экономическая география», «Экономическая социология», «Экономическая психология», «Демография», «Статистика».

Разделы экономической теории. С точки зрения масштабности объекта исследования в экономической теории выделяют следующие разделы:

1. Микроэкономика – это анализ экономической деятельности на уровне отдельных субъектов (фирм и домашних хозяйств).

2. Мезоэкономикой исследуются закономерности  функционирования отдельных рынков и отраслей.

3. Макроэкономика – это экономика  в целом, на уровне государственного  образования, а также её отдельные  сектора (частный и общественный, финансовый и реальный).

4. Мега- или мировая экономика  – это раздел экономической  теории, исследующий международные аспекты экономической деятельности.

Нормативная и позитивная экономика. Позитивный подход предполагает анализ явлений и процессов экономической действительности как они есть. Результатом позитивного анализа являются факты, термины и понятия, категории и законы. Нормативный анализ призван ответить на вопрос как должно быть? Результатом нормативного, то есть оценочного подхода выступают суждения о справедливости или допустимости чего-либо. Так, имущественное расслоение общества в рыночной экономике – факт очевидный. Однако общественностью, в том числе и научной, он воспринимается по-разному. Одни считают рыночные принципы распределения богатства абсолютно справедливыми, другие  – нет. Другой пример. Как вы думаете, почему правительство в числе первоочередных задач рассматривает борьбу с инфляцией. Ведь известно, что инфляция есть нечто внутренне присущее современной экономике. Это факт. Так как же к ней относиться? Общепризнанным является мнение, что допустимый рост цен не должен превышать 10 % в год. То есть в примере с инфляцией нормативный анализ состоит в определении ее допустимых пределов.

 

 

2. Производство, его ресурсы и факторы.

 

Экономическая наука, прежде всего, изучает  экономические потребности и  способы их удовлетворения. Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Производство есть общественный процесс, в том числе и на микроуровне. Несмотря на то, что объектом микроэкономики выступают отдельные производители и потребители, эти субъекты действуют в системе общественного разделения труда и в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности). Общественное производство – это процесс преобразования ресурсов в общественный продукт. К производственным ресурсам относят рабочую силу, природные ресурсы, капитальные блага, информационные ресурсы. Часто производственные ресурсы отождествляют с факторами производства. Строго говоря, ресурс – это потенциал, совокупность благ одного рода, определяющих производственные возможности общества.  Производственные возможности – это максимальный объем общественного продукта, достигаемый при полном использовании имеющихся на данный момент ресурсов. Факторы – это ресурсы, непосредственно задействованные в производственном процессе, причина этого процесса (лат. factor – делающий, производящий). Выделяют следующие факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Сегодня, в условиях становления постиндустриальной экономики есть много оснований считать, что технология (научно-технический прогресс) выступает в качестве самостоятельного фактора производства. 

Различия между  ресурсами и факторами находят свое проявление и в терминологии. Если рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, то труд есть функция рабочей силы, то есть проявление указанный способностей в действии. Разграничение ресурсов и факторов позволило ввести в научный оборот такие понятия как «потенциальный ВВП», «естественная безработица» и др.

Каждый фактор производства приносит его владельцу доход, величина которого соответствует вкладу фактора в  производство. Доход от реализации общественного продукта распадается на пять частей: заработную плату – факторный доход владельца рабочей силы, природную ренту, процент – доход с капитала, предпринимательскую прибыль и, наконец, технологическую ренту как доход собственника технологии. На практике далеко не всегда удается с большой степенью точности отнести получаемые доходы к тому или иному конкретному виду. Так, например, если владелец ювелирной мастерской одновременно занимается и изготовлением украшений, то получаемый им доход нельзя однозначно определить ни как прибыль (предпринимательский доход), ни как заработную плату, поскольку частично он является прибылью, а частично заработной платой. Здесь наиболее важно уяснить, что собственность на любой из экономических ресурсов приносит доход их владельцу.

  В результате общественного производства создается общественный продукт, который в своем движении проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.

 

3. Потребности и блага. Основное экономическое противоречие

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, которое он стремиться преодолеть. Другими словами потребности – это недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития индивидуума, организации и общества в целом. Потребности выступают как внутренний побудительный фактор производственной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные (с физиологической точки зрения) или низшие (с социологической точки зрения), удовлетворяющие жизненно важные потребности человека, и вторичные или высшие, к которым относятся все остальные потребности. Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут. По субъектам, то есть носителям потребностей различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту, то есть предмету, на который они направлены, потребности подразделяются на  материальные, духовные, этические, эстетические.

Под благом в  экономической теории понимают любое  средство, удовлетворяющее какую-либо потребность. Блага подразделяются на экономические и свободные. В  основе деления лежит универсальное  свойство благ - редкость. Свободные блага, коих подавляющее меньшинство, даны нам в неограниченном количестве (воздух, солнечный свет), остальные, напротив, более и менее редки. Последние и называются экономическими благами. Именно по поводу редких благ и возникают экономические отношения, прежде всего отношения собственности, а также обмена и т. п. Экономические блага делятся на блага длительного пользования и текущего потребления. Среди благ выделяют  взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные).

Потребности людей  растут количественно и качественно, они становятся не только многообразными, но и более совершенными. Так, количественный рост потребностей связан с ростом численности населения, которое за два с половиной столетия (с 1650 г.) увеличилось в 10 раз. В экономическом смысле потребности  практически безграничны. Степень удовлетворения потребностей зависит от наличия благ, объем потребления которых зависит от доходов субъекта, а объемы производства – производственными возможностями общества. Таким образом, основное экономическое противоречие состоит в безграничности потребностей при ограниченности ресурсов, необходимых для их удовлетворения.

Таким образом, вся деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей, отношения, связанные с производством, а также распределением, обменом и потреблением экономических благ, а также институты1, призванные обеспечить эту деятельность составляют экономическую сферу общества.

 

3. Проблема выбора  и эффективность использования  ресурсов

 

Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Эффективность как экономическую категорию в самом общем виде можно определить как отношение между результатом и затратами на этот результат. Различают производственную эффективность, то есть эффективность на микроуровне и экономическую эффективность, то есть результативность всего общественного производства. Производственная эффективность – это всегда отношение, относительная величина. Например, известно, что фирма А получила за отчетный период прибыль в размере 100 тыс. руб., а фирма В за тот же период – 200 тыс. руб. В данном случае речь идет об эффекте как абсолютном показателе, характеризующим результат деятельности двух фирм. На основании указанных данных видно, что результат фирмы В в два раза выше. Однако абсолютные величины не дают представления об эффективности использования ресурсов. Если, скажем, в нашем примере окажется, что фирма А получила прибыль с оборота в 1 млн. руб., а фирма В – с оборота в 2 млн. руб., то из данного условия следует, что фирмы действовали с одинаковой эффективностью. Важнейшим показателем производственной эффективности выступает рентабельность, которая отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. В частности показатель рентабельности активов исчисляется по формуле:

,

где Р – рентабельность активов, %;

      П – сумма прибыли  после уплаты налогов, т. е.  чистая прибыль, руб.;

      А – сумма активов  фирмы, руб.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

 ,

где Р – рентабельность продаж, %;

      Пв – валовая  прибыль, руб.;

      В – выручка,  руб. 

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.  Распределение ресурсов при любых обстоятельствах решается посредством выбора. Выбор необходим, ибо всегда возможны многочисленные варианты использования факторов. Эти варианты конкурируют между собой. Окончательное решение о конкретном использовании фактора – результат выбора. При этом всегда ставятся три главных экономических вопроса основанных на выборе.

Что производить из ограниченных ресурсов, т.е. какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?

Как производить, какая комбинация факторов окажется наиболее производительной.

Для кого производить  блага из ограниченных ресурсов, т.е. кто должен располагать этими товарами и услугами и извлекать из них пользу?

 Проблему экономического выбора можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей. Это кривая, которая очерчивает границы полного использования экономических ресурсов. Предположим, что перед обществом стоит  выбор между производством благ военного и гражданского назначения. Теоретически общество может использовать все свои ресурсы только в гражданском секторе (точка А), либо в военном секторе (точка В). На практике имеет место распределение ресурсов между секторами (рис. 1). Все точки, расположенные внутри линии АВ, означают неполное использование ресурсов.

И, напротив, любая производственная программа, характеризующаяся точками  за пределами линии АВ, не будет обеспечена производственными ресурсами (точка D).

Кривая производственных возможностей исторична, она отражает достигнутый  уровень развития технологии и степень  использования имеющихся ресурсов. Если увеличиваются ресурсы или  улучшается технология, кривая сдвигается вверх и вправо. Если процесс происходит равномерно, то кривая АВ смещается до положения А1В1. При одностороннем расширении производства происходит ассиметричное смещение кривой производственных возможностей.

Рис. 1

 

Кривая производственных возможностей может быть использована для характеристики экономических потенциалов разных стран, структурных сдвигов между  секторами экономики, общественными  и частными благами, текущим потреблением и накоплением (потребительскими и инвестиционными благами) и т. п.

Экономический смысл кривой ПВ в том, что экономика полной занятости всегда альтернативна. Общество, находящееся на иллюстрируемом кривой максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов, не в состоянии одновременно увеличить производство двух благ. В варианте неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации находятся не на кривой, а внутри ее (точка D). Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить и гражданское, и военное производство.

Каждый раз, принимая решение о  выборе, мы должны чем-то пожертвовать ради выбранного.  Что бы произвести дополнительное количество, например, военной продукции, необходимо отказаться от производства части продукции гражданского назначения. В этом случае говорят об альтернативной стоимости (альтернативных издержках, издержках упущенных возможностей). Для понимания сути данной категории следует учесть, что альтернативная стоимость - это упущенная выгода, т. е. то, чем пришлось пожертвовать ради производства данного продукта. Поскольку существует ограниченность ресурсов, то, затрачивая какие-либо из наших ограниченных ресурсов на достижение определенной цели, мы вынуждены поступиться возможностью использовать те же ресурсы в других целях. Выбрав учебу в университете, вы упустили зарплату, которую могли бы получать, работая, например,  секретарем. Эта зарплата – альтернативные издержки вашей учебы в университете. Альтернативные издержки означают упущенную альтернативу – цену, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Информация о работе Экономика: наука и хозяйство