Экономическое поведение фирмы на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
· дать определение рынка и рыночной экономики;
· дать определение предпринимательской деятельности и рассмотреть виды предпринимателей РФ;
· дать определение фирмы и охарактеризовать ее микроэкономическую среду;
· определить понятие конкуренции и охарактеризовать совершенную и несовершенную конкуренцию в условиях рыночной экономики;
· охарактеризовать основные показатели конкурентоспособности фирмы и методы ее оценки;

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ
1.1 Рынок и закономерности его функционирования
1.2 Предпринимательство
1.3 Фирма как первичное звено.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ
2.1 Конкурентные рынки и выбор фирм
2.2 Факторы конкурентоспособности фирмы
2.3 Планирование деятельности и доходов фирмы
2.4 Проблемы российских предпринимателей при ведении ими бизнеса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержаие.docx

— 47.03 Кб (Скачать файл)

Содержаие

 

Введение

ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ

1.1 Рынок и закономерности  его функционирования

1.2 Предпринимательство

1.3 Фирма как первичное  звено.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ

2.1 Конкурентные рынки  и выбор фирм

2.2 Факторы конкурентоспособности  фирмы

2.3 Планирование деятельности  и доходов фирмы

2.4 Проблемы российских  предпринимателей при ведении  ими бизнеса

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы объясняется тем, что во всех развитых государствах существует рыночная экономика, которая функционирует благодаря деятельности фирм - представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:

· дать определение рынка и рыночной экономики;

· дать определение предпринимательской деятельности и рассмотреть виды предпринимателей РФ;

· дать определение фирмы и охарактеризовать ее микроэкономическую среду;

· определить понятие конкуренции и охарактеризовать совершенную и несовершенную конкуренцию в условиях рыночной экономики;

· охарактеризовать основные показатели конкурентоспособности фирмы и методы ее оценки;

· описать стратегическое и тактическое планирование деятельности фирмы;

· охарактеризовать основные проблемы, возникающие у российских предпринимателей при ведении бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ

1.1 Рынок и закономерности  его функционирования

Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. В течение длительного времени человечество жило в условиях натурального хозяйства. По мере совершенствования орудий труда и технологий, люди стали получать больше продуктов, чем необходимо для удовлетворения собственных жизненных потребностей. Излишки продуктов стали обменивать на необходимые блага. Появляются зачатки рынка и рыночных отношений.

В экономической литературе можно встретить разные определения рынка. Так, У. Джевонс в XIX веке понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. М.: Мысль, 2001. Стр. 12. Британская энциклопедия считает, что рынок есть совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом.

Ф. Хайек определяет рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с большой эффективностью использовать информацию множества индивидуальных агентов.

Можно определить рынок, как механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.

Рыночные отношения- это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.

Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки, среди них:

· разделение труда,

· обособленность производителей,

· независимое от других ведение своей деятельности,

· свобода предпринимательства.

Рыночная экономика не требует постановки целей и задач, субъект рынка решает свои корыстные экономические задачи, в конечном счете, действует в интересах всего общества. В своих действиях они направляются «невидимой рукой» (А. Смит) рынка, которая сводит эти эгоистические цели воедино. «Невидимая рука»- это действие объективных рыночных законов.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных её элементов, без которых немыслимы её функции, которые в совокупности составляют рыночную систему:

· производители и потребители;

· экономическая обособленность;

· цены;

· спрос и предложение;

· конкуренция;

Кроме того, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура: банки, биржи, страховые общества. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

· анализа - при выборе вариантов поведения предприниматели ориентируются на то, что принесет ему, прибыль или убыток, дополнительно произведенная единица продукта.

· издержки альтернативного выбора- они выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отходом от других способов использования ресурсов или деятельности.

· экономической рациональности - данный принцип основывается на составлении выгод и затрат.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, к важнейшим из которых можно отнести:

· функцию регулирования общественного производства, устанавливающую на рынке спрос и предложение- показывает какие товары и в каком объеме нужны потребителю;

· ценообразовательную функцию - цены на реализуемые товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения (образуется равновесная цена);

· информационную функцию;

Информация, являясь одним из видов ресурсов, позволяет фирмам в огромном количестве сведений о ценах, спросе, предложениях, процентных ставок и многого другого находить объективные данные, позволяющие правильно, безубыточно строить свою хозяйственную деятельность.

· посредническую функцию;

· санирующую функцию;

По средствам санирования экономика очищается от слабых ненужных объектов, позволяя в то же время появление новых предприятий.

Рынок это сложная система, состоящая из множества отдельных частей называемых так же рынками. Выделяют следующие группы рынков:

· рынок товаров и услуг (производственные и непроизводственные товары и транспортные услуги)

· рынок факторов производства (рынок рабочей силы, рынок материалов, рынок энергетических ресурсов)

· финансовый рынок (рынок капиталов, ценных бумаг, валютный, внутренний, национальный, международный, глобальный рынки)

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Предпринимательство

Предпринимательская деятельность - это, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Гражданский Кодекс РФ. Ст. 2.

Осуществление предпринимательской деятельности на свой риск предполагает экономическую самостоятельность и тесно связанную с этим ответственность за результаты своей деятельности.

В России существуют следующие виды предпринимательской деятельности:

ПБОЮЛ (Предприниматели без образования юридического лица)- это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Налоговый Кодекс РФ. Ст. 11.

ПБОЮЛ может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную и иную деятельность.

Предприниматель без образования юридического лица может осуществлять деятельность без применения наемного труда или с применением наемного труда.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданский Кодекс РФ. Ст. 23.

Ниже перечислены разновидности юридических лиц.

Полное товарищество - хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере - хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью - коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли определённых размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам.

Общество с дополнительной ответственностью - коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на доли заранее определённых размеров, образованная одним или нескольким лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Акционерное общество - коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по её обязательствам, с уставным капиталом, разделённым на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

Закрытое АО распределяет выпуски новых акций между конкретными заранее известными лицами. Число членов такого общества- не более 50, акционеры имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций. Открытое АО вправе предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.

Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Фирма как  первичное звено.

В современной экономической литературе выделяются два основных подхода к экономической организации:

1. Глобальное видение  организации. Основные идеи предложены  К. Эрроу. Движение предполагается нисходящим: от характеристик системы в крупных отраслях экономики к исходным единицам. При этом организация представляет собой искусственно создаваемый порядок.

2. Конструктивистский подход. Характерен для большинства современных исследований. Движение от анализа механизма, присущего простейшим экономическим формам организаций к отношениям между организациями и функционированию экономических систем в целом.

Оба подхода могут прекрасно дополнять друг друга, но при этом необходимо дать четкие признаки экономической организации, исходя из недостаточности изучения проблем функционирования рыночной экономики только из условий равновесия на рынке и концентрированного исследования функционирования частичных рынков.

Альфред Маршалл в «Принципах экономической теории» (1890 г.) полагал, что организация - это основа, которая обеспечивает единство сложных экономических организмов по аналогии с биологическими и необходима им в силу высокого уровня дифференциации и комплексности, с той лишь разницей, что в экономике необходимость организации вызвана разделением труда, означающим выделение специализированных функций. Таким образом, организация выступает характеристикой социально-экономической общности. Та же логика характерна для социологических концепций Макса Вебера и фундаментального определения Кеннета Эрроу: «рыночная экономика - одна большая организация».

На более поверхностном уровне А. Маршалл соединяет понятие организации с понятием «промышленность»: индустриальная организация обозначает форму общественной системы, в которой экономическая деятельность автономна, что типично для рыночной экономики. Индустриальная организация характеризует развитое общество, в котором деятельность нацелена на эффективное использование ресурсов посредством сочетания процедур технического разделения труда и расширения рынка. На этом уровне организация обозначает межфирменное взаимодействие в противоположность внутрифирменной организации деятельности.

А. Маршалл вводит понятие «деловая организация», подразумевая под ней фирму, как единицу принятия решений.

Следовательно, мы можем выделить три основных принципа любой экономической организации:

Органический - связан с устройством организации как сочетания наличных элементов (для экономической - элементов труда, капитала, земли, инициативы, информации);

Технологический - связан с типичными для производства данного блага технологиями, т.е. со специфическим использованием физических, химических, биологических и иных процессов;

Управленческий - связан с особенностями данной системы принятия решений, иерархией, властью, правовой системой.

Если интегрировать эти принципы, то можно прийти к следующему определению: рыночная экономика представляет собой упорядоченную организационную форму, характеризующуюся децентрализацией решений субъектов и преобладанием специфического конкурентного механизма координации. При этом мы подчеркиваем, что преобладание не означает исключительности.

Эти идеи А. Маршалла, К. Эрроу и других экономистов наталкивают на весьма принципиальное положение о том, что сделки между субъектами могут заключаться не только на рынке (купля-продажа), но и вне него (контракты между фирмами). Тогда сама возможность внерыночных сделок представляется частью рыночной организации экономического процесса.

Информация о работе Экономическое поведение фирмы на рынке