Экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:04, доклад

Описание работы

Формирование рыночных отношений, их большая или меньшая социальная направленность, существую¬щая структура занятости создают свои особые предпо¬сылки экономического поведения разных групп в со-циальном сообществе.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………...3
I. Эволюция моделей экономического поведения…………………….4
II. Типы экономического поведения…………………………………….5
• Дорыночный…………………………………………………….5
• Рыночный……………………………………………………….6
• Псевдорыночный……………………………………………….6
III. Определение экономического поведения……………………………8
IV. Принципы концепции экономического поведения П. Хейне……..11
V. Стратегии поведения лиц, потерявших работу…………………….12
VI. Формы проявления поведения………………………………………15
2. Заключение………………………………………………………………17
3. Список литературы……………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.docx

— 90.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………...3
    1. Эволюция моделей экономического поведения…………………….4
    1. Типы экономического поведения…………………………………….5
      • Дорыночный…………………………………………………….5
      • Рыночный……………………………………………………….6
      • Псевдорыночный……………………………………………….6
    1. Определение экономического поведения……………………………8
    1. Принципы концепции экономического поведения П. Хейне……..11
    2. Стратегии поведения лиц, потерявших работу…………………….12
    3. Формы проявления поведения………………………………………15
  1. Заключение………………………………………………………………17
  1. Список литературы……………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование рыночных отношений, их большая или меньшая социальная направленность, существующая структура занятости создают свои особые предпосылки экономического поведения разных групп в социальном сообществе. Через экономические формы деятельности субъектом (индивидами, слоями, социальными группами) реализуется способность соотносить свой образ мышления, свои экономические знания и мировоззренческие установки с реальной хозяйственной практикой для решения социально-экономических задач. Полнота реализации субъектом своих сущностных сил свидетельствует как о мере его включенности в экономическую деятельность, так и о возможности последней стимулировать эту деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Эволюция моделей экономического поведения

Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние  на развитие экономической социологии был английский экономист и философ  Адам Смит. Он жил в эпоху, когда  даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных  структур общество удерживается от состояния  беспорядка и бедности. А. Смит не согласился с этим. Но для того, чтобы опровергнуть общепринятое мнение, ему пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.

Существует, как считает  А. Смит1, пять главных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:

1) приятность или неприятность  самих занятий;

2) легкость и дешевизна  или трудность и дороговизна  обучения им;

3) постоянство или непостоянство занятий;

4) большее или меньшее  доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;

5) вероятность или невероятность успеха в них»2.

Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.

Выбор условия зарабатывания  денег, по данным социологического мониторинга «Человек и рынок»3, делит респондентов на две примерно равные половины: хотели бы жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем доходов, без риска — 47,8 %; жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой, — 41,1 %. Первых можно отнести к представителям дорыночного типа, а вторых — исходного рыночного типа поведения.

 

II.Типы экономического поведения

Дорыночный тип поведения.

Дорыночный тип поведения характеризуется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». Такой тип поведения хорошо вписывался в образ советской экономики и был сформирован мощной командно-административной системой, воспитавшей людей, не способных принимать ответственные решения и рисковать. Из года в год, по данным социологических исследований, прослеживалась устойчивая тенденция — 2/3 респондентов могли бы трудиться более эффективно, чем они трудятся, при наличии материального интереса.

В целом для носителей  дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием выработанных прежними условиями социальных стереотипов.

 

Рыночный тип поведения.

Исходный тип рыночного поведения можно охарактеризовать формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям (в частности, умению профессионально рисковать). Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Наличие достаточно гибкой структуры ценностных ориентаций позволяет им относительно быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и адекватно реагировать на изменения основных требований социальных институтов.

Рыночный тип поведения почти полностью ориентирован на предпринимательство. Однако отсутствие необходимых знаний у половины респондентов, отсутствие у 80 % респондентов связей в торговле (даже при наличии денежных средств) и другие обстоятельства в значительной мере способствуют модификации этого типа поведения в псевдорыночный.

Псевдорыночный тип поведения.

Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат».

Превращение исходного типа рыночного поведения на 2/3 в псевдорыночное поведение отражает неизбежные издержки формирующегося рынка труда. Необходимость подрабатывать в свободное от основной работы время означает, что труд человека на его рабочем месте оплачивается недостаточно, и это вынуждает его прибегать к поискам дополнительных источников существования. Отсутствие четкой экономической концепции переустройства общества ведет одних к утрате мотивации к профессиональному творчеству и инновациям, а других мотивирует к повышению благосостояния за счет авантюрного риска с весьма сомнительными морально-этическими нормами. Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.

. В современном обществе  человек выбирает приемлемую  для него модель экономического  поведения из достаточно ограниченного  числа возможностей. Выступая в  роли хозяйствующего субъекта, он  проявляет свою экономическую  активность в контексте сложившихся  в обществе производственных  и распределительных отношений,  которые задают «правила игры»,  характерные для той или иной  сферы деятельности, и определяют  соответствующий этой сфере способ  хозяйствования. Кроме этого, в  обществе наличие денег неимоверно  облегчает задачу изучения и  прогнозирования экономического  поведения людей. Осуществляя  экономический выбор, почти каждый  предпочтет большее количество  денег меньшему, потому что деньги  обеспечивают человеку возможность  достижения его целей, в чем  бы они ни состояли. Поэтому  в узком смысле экономическое  поведение можно трактовать как  выбираемый человеком способ  зарабатывания денег. Современная  социально-экономическая система,  основанная на рыночных принципах  хозяйствования, может предложить  человеку несколько таких способов.

1. Наемный труд.

2. Предпринимательство.

3. Франчайзинг. Форма  предпринимательской активности, связанная  с вложением капитала в уже  апробированные способы производства  благ.

4. Фондовая биржа - форма  рынка, в рамках которой осуществляется  купля-продажа ценных бумаг и  фиксируется их текущая рыночная  цена. Появление фондовой биржи было изначально вызвано необходимостью поддержать развитие акционерных фирм, но со временем сама биржа стала местом зарабатывания денег и очень крупных.

5. Реализация индивидуальных  способностей (использование таланта).

 6. Сетевой (многоуровневый) маркетинг. Сетевой принцип построения производственно-торговых компаний широко развит во всем мире, так как показал себя наиболее гибким механизмом распространения товаров и услуг высокого качества. Например, в США более 50 % совокупного товарооборота осуществляется по сетевому принципу, в Японии - до 90 % всех товаров и услуг "находят" своего потребителя посредством сетевого маркетинга.

 Таким образом, взвешивая  выгоды и издержки каждого  из вариантов хозяйственной активности (связанной с добыванием, распределением, обменом различных благ или  способом их потребления), оценивая  свои потенциальные и реальные  возможности в каждом случае, человек совершает свой экономический  выбор. Выявление содержательно  близких образцов поведения, которые  различные субъекты используют  либо готовы использовать при  решении аналогичных экономических  задач, позволяет говорить о  сформированном типе экономического  поведения, а его реализаторов рассматривать как группу носителей данного типа экономического поведения.

III. Определение экономического поведения .

Экономическое поведение  в самом общем виде — это  поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен вносит нечто свое, по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения.

В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. В обществе, широко использующем деньги, каждый предпочитает иметь их больше, потому что деньги расширяют возможности достижения собственных интересов. Последнее обстоятельство очень помогает предсказать экономическое поведение.

Оно оказывается также  полезным, когда требуется повлиять на экономическое поведение других людей. В процессе общественного  сотрудничества, действуя в собственных  интересах, люди создают возможности  выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.

Динамичность социального  стереотипа, подвижное равновесие когнитивного образа и прагматической установки создают предпосылки выбора альтернативных вариантов — сформированные ценности глобального порядка или сиюминутные выгоды, интересы всеобщего плана или частные интересы.

На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор  в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и, наконец, более глубинными причинами— их экономическими интересами.

Обращение к экономическому образу мышления позволяет нам объяснять социальные явления, включая и изменение уровня безработицы как следствие меняющегося соотношения предполагаемых выгод и издержек.

Можно допустить, что темпы роста уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки поступления на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей будут весьма различными в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, обязательства перед семьей, другие источники дохода, собственные ценностные ориентации, сложившиеся стереотипы и даже взгляды тех, чьим мнением человек дорожит.

Экономические решения основываются на ожиданиях. Люди принимают решения поступить на работу, так как они ожидают найти подходящее место. Если ожидания ищущих работу будут необоснованно высоки, это приведет к повышению уровня безработицы. Если, например, выпускники средних и высших учебных заведений будут иметь завышенные представления о ценности своих дипломов на рынке труда, уровень безработицы среди них возрастет. Такое же воздействие на уровень безработицы оказывает инфляция, так как она создает «зазор» между ожидаемой и реально предлагаемой заработной платой.

Итак, уровень безработицы  складывается из целого комплекса решений, которые принимаются и теми, кто  предлагает свой труд, и теми, кто  предъявляет на него спрос. Очевидно, что все они учитывают и  ожидаемые издержки отказа от реальных возможностей в результа¬те своих решений. Более того, издержки безработицы далеко не для всех одинаковы: для разных индивидов они принимают разные формы. Для одних основными издержками безработицы является потеря дохода, для других такими издержками будет потеря благ, которые они ценят больше, чем денежный доход (неравнодушие к работе, ощущение причастности к делу, общение с коллегами, возможность делать карьеру и др.).

Информация о работе Экономическое поведение