Экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:04, доклад

Описание работы

Формирование рыночных отношений, их большая или меньшая социальная направленность, существую¬щая структура занятости создают свои особые предпо¬сылки экономического поведения разных групп в со-циальном сообществе.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………...3
I. Эволюция моделей экономического поведения…………………….4
II. Типы экономического поведения…………………………………….5
• Дорыночный…………………………………………………….5
• Рыночный……………………………………………………….6
• Псевдорыночный……………………………………………….6
III. Определение экономического поведения……………………………8
IV. Принципы концепции экономического поведения П. Хейне……..11
V. Стратегии поведения лиц, потерявших работу…………………….12
VI. Формы проявления поведения………………………………………15
2. Заключение………………………………………………………………17
3. Список литературы……………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.docx

— 90.71 Кб (Скачать файл)

IV. Принципы концепции экономического поведения П. Хейне.

Используя и развивая методологию  А. Смита определения экономического поведения людей, исходя из их предпочтений к тем или иным способам зарабатывания  денег, П. Хейне создает, как уже упоминалось, свою концепцию экономического поведения, непосредственно вытекающего из экономического образа мышления индивидов: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально.

Попробуем, исходя из концепции  американского экономиста П. Хейне, взглянуть на этот процесс глазами социолога, который в отличие от экономиста не ограничивается рассмотрением человека как безусловно рационального существа. Итак, зафиксируем свое внимание на том, что люди делают выбор. Выбор занимает настолько важное место в экономической теории, что некоторые критики обвиняют ее в том, что даже бедность и безработицу она трактует как результат добровольного выбора людей. Так ли это, мы выясним несколько позже, анализируя проблемы занятости в условиях формирующегося рынка труда.

Тесно связан с проблемой  выбора и акцент, который делается на индивиде. В реальности выбор  всегда осуществляет индивид, поэтому  экономисты пытаются расчленить решения, принимаемые во властных структурах, на решения отдельных лиц, входящих в эти структуры. Корректность такого подхода представляется спорной, но экономический образ мышления действительно  принимает индивида за исходную смысловую единицу. Иногда экономическую теорию критикуют и за свойственный ей акцент на рациональности. Экономисты полагают, что человек действует не по капризу, но предварительно взвесив ожидаемые плюсы и минусы доступных ему вариантов, что он учится на своих ошибках и, следовательно, не повторяет их. Иными словами, экономический подход исходит из того, что действия человека логически основываются на калькуляции затрат и выгод.

V. Стратегии поведения лиц, потерявших работу.

Анализ экономического поведения  индивидов в контексте методологии  П. Хейне позволяет создать типологию экономического поведения индивидов исходя, например, из оценки различными группами безработных того, что значила для них прежняя профессия как ценность. В ходе анализа выявлены, на этом основании, стратегии прагматического, профессионального и безразличного поведения лиц, потерявших работу.

На основе отношения к прежней работе, исключительно как к источнику материальных благ, формируется стратегия так называемою прагматического поведения. Его носители — в равной мере группы со средним общим, средним специальным и высшим образованием; как мужчины, так и женщины. Вместе с тем этот тип поведения значительно усиливается с возрастом и в старшей возрастной группе выражен втрое сильнее.

Данная категория безработных активно стремится к получению новой профессии путем переобучения. Представители этой категории активно ищут работу и по специальности, и любую, и учатся на курсах (примерно по 1/3); 1/7 занимается предпринимательством и в пределах 5 % работают на сезонных и временных работах. Индивиды равномерно и настоятельно используют все возможности для выживания в условиях формирующегося рынка. Вместе с тем носители этого типа поведения решительно отказываются от неквалифицированного физического труда и работы по уходу за больными и престарелыми вследствие его низкой оплаты. 

 На основе ценностного  восприятия прежней работы в  плане раскрытия способностей  и профессиональной карьеры формируется  стратегия поведения, которое можно назвать профессиональным. Большинство носителей данного типа поведения  проходят переобучение под давлением обстоятельств. До половины из них ищут работу только по специальности, 1/4 — любую работу, 1/3 — учатся на курсах. Большинство не соглашаются ни на какую работу с более низкой оплатой, чем прежняя, из соображения самоуважения и прежнего профессионального статуса. Что же касается личных перспектив относительно трудоустройства, то они в полтора раза меньше, чем у первой категории индивидов, а сроки трудоустройства — длиннее.

На основе отношения к прежней работе, при котором она «не представляла никакой ценности» или ее затруднялись как-либо оценить, формируется стратегия поведения, которое логично назвать безразличным. Характерно, что этот тип почти не связан с уровнем образования респондентов и с полом. В той или иной мере он связан с возрастом, уменьшаясь по мере увеличения возраста в 1,8 раза. Представители этой категории спокойно относятся к потере прежней работы и проявляют высокую степень готовности к получению новой профессии. Лишь 1/5 из них ищут работу по специальности, 1/3 согласны на любую работу, 1/3 учатся на курсах для получения новой специальности. Личные перспективы трудоустройства у них относительно успешны в связи с отсутствием профессиональных амбиций.

Разработка этих стратегий дает возможность проследить логику поведения прагматично, профессионально и безразлично ориентированных индивидов, основания их калькуляции выгод и издержек, рациональность выбора. Отслеживание логики каждого из типов поведения приводит к выводам, что с каждым из них нужно работать по-своему и с каждым из них можно прогнозировать в плане успешности поисков работы, готовности к обучению новым профессиям, ориентациям на определенные группы профессий.

Анализ материалов исследования показывает, что рассмотренные типы экономического поведения только зарождаются, только начинают себя проявлять в конкретном экономическом поведении (как переборе альтернатив с целью максимизации выгоды) в условиях формирующегося рынка труда. Так, например, беспокойство выпускников по поводу будущего трудоустройства и безработных по поводу потери работы диктуется скорее создавшейся ситуацией, нежели наличием собственной стратегии, определяющей рациональность выбора.

И тем и другим одинаково трудно быть рациональными в условиях отсутствия экономической информации о положении на рынке труда и в связи с хронической боязнью предпринимать что-либо самостоятельное. Вместе с тем, у безработных по сравнению с выпускниками в полтора раза ослабевает прагматическая и во столько же раз усиливается безразличная стратегия поведения. Это может свидетельствовать об известной растерянности и неподготовленности вчерашних выпускников к коллизиям рынка и требует разработки государственной политики с целью активизации профессиональной стратегии экономического поведения.

Что касается выпускников, то они наиболее расположены к работе по контрактам и субконтрактам, временной и сезонной работе, а также работе в сфере обслуживания. При этом подобная расположенность наиболее выражена в прагматической и профессиональной стратегиях.

Что же касается безработных, то их шкала предпочтений выглядит более равномерной: работа по контрактам и субконтрактам, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, временная и сезонная работа и работа в сфере обслуживания. Вместе с тем их прагматическая и профессиональная стратегия ослабляются почти вдвое и становятся соизмеримыми со стратегией безразличного поведения. Вступление молодого поколения в рынок без четко выраженных профессиональных ориентаций — не лучший способ формирования универсальной рабочей силы, необходимой для проведения экономического реформирования. Поиск путей усиления профессиональной стратегии экономического поведения — важнейший фактор развития цивилизованных рыночных отношений.

 

VI. Формы проявления экономического поведения

Экономическое поведение. Всякое поведение должно ориентироваться  на результат, на количество и качество затраченных человеческих ресурсов. Применяя свои профессиональные способности, индивид постоянно ориентируется  на оптимальный баланс между затратами  и их компенсацией. Должно существовать устойчивое равновесие в процессе обмена и в процессе производства. В противном  случае, при отсутствии компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), будет наблюдаться падение  интереса к такого рода деятельности.

Существуют различные  формы экономического поведения  и в сфере распределения и  потребления.

Экономическое поведение  характеризуется понятием «эффективность». Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность  часто определяется как соотношение  между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести  как к производству, так и к  работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, затраты  рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д. Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельности, выражается в характере воспроизводства  работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, навыков, умений.

На экономическое поведение  в разной степени оказывает влияние  ряд факторов:

• технический (использование  новой техники и технологии);

• организационный; (пути улучшения  организации производства и труда), социально-экономический (влияние условий, содержания труда, его нормирования и оплаты),

• социально-психологический (сюда входят удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в  коллективе),

• личностный (образовательный  и культурный уровень работника), общественно-политический (солидарность наемных работников, деятельность профсоюза  и т.д.).

Важным фактором, детерминирующим  экономическое поведение работника, является его отношение к форме  собственности (когда работник является полным или частичным собственником  средств производства). 

Заключение

Таким образом, мы выяснили, что

  1. Экономическое поведение — это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.
  2. Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы.
  3. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу.
  4. В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия.
  5. Динамичность социального стереотипа, подвижное равновесие когнитивного образа и прагматической установки создают предпосылку того, что именно превалирует в выборе альтернативных вариантов — сформированные ценности глобального порядка или сиюминутные выгоды, интересы всеобщего плана или частные интересы.

 

 

Список литературы

 

1.     Автономов  В.С. Модель человека в экономической  науке. СПб: Экономическая школа,2005. - 230 с.

2.     Климов Е.А.  Введение в психологию труда.  М.: Изд-во Московского университета,2006. - 199 с.

3.     Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс,2003. - 368 с.

4.     Ромашов О.В.  Социология труда: Учебное пособие.  - М.: Гардарики, 2001. - 320 с.

5.      Соколова  Г. Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. - Мн.: Высш. шк.,2005. - 368 с.

6.     Экономика  и социология труда. Серия «Учебники,  учебные пособия». Под ред. Б.Ю.  Сербиновского и В.А. Чуланова. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003. - 512 с

7.     Экономическая  психология. Социокультурный подход / Под редакцией Андреевой И.В. - СПб, 2000.

8. http://www.planetadruzey.com/articles/art_view.php?id=219

9. http://studentbank.ru/view.php?id=18349&p=2

10. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=122788

11.  http://socioline.ru/

12. http://www.disserr.ru/contents/82887.html

13. http://kurs.ido.tpu.ru/courses/economy_soc/mod2_4.htm

1 Смит А. Исследование о природе и причинах 6огатства народов Т I. С. 164-181.

2 Там же. С. 164.

3 Человек и рынок (социологический мониторинг). Мн., 1992. С. 140-149.

3 См.: Соколова Г. И.. Неверовская Я. В. Социально-профессиональные ориентации безработных в условиях формирующегося рынка труда. Мн., 1993.





1 Хейне П. Экономический образ мышления. М.. 1991. С. 37-45.












Информация о работе Экономическое поведение