Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:04, доклад
Формирование рыночных отношений, их большая или меньшая социальная направленность, существую¬щая структура занятости создают свои особые предпо¬сылки экономического поведения разных групп в со-циальном сообществе.
1. Введение…………………………………………………………………...3
I. Эволюция моделей экономического поведения…………………….4
II. Типы экономического поведения…………………………………….5
• Дорыночный…………………………………………………….5
• Рыночный……………………………………………………….6
• Псевдорыночный……………………………………………….6
III. Определение экономического поведения……………………………8
IV. Принципы концепции экономического поведения П. Хейне……..11
V. Стратегии поведения лиц, потерявших работу…………………….12
VI. Формы проявления поведения………………………………………15
2. Заключение………………………………………………………………17
3. Список литературы……………………………………………………...18
IV. Принципы концепции экономического поведения П. Хейне.
Используя и развивая методологию
А. Смита определения
Попробуем, исходя из концепции американского экономиста П. Хейне, взглянуть на этот процесс глазами социолога, который в отличие от экономиста не ограничивается рассмотрением человека как безусловно рационального существа. Итак, зафиксируем свое внимание на том, что люди делают выбор. Выбор занимает настолько важное место в экономической теории, что некоторые критики обвиняют ее в том, что даже бедность и безработицу она трактует как результат добровольного выбора людей. Так ли это, мы выясним несколько позже, анализируя проблемы занятости в условиях формирующегося рынка труда.
Тесно связан с проблемой выбора и акцент, который делается на индивиде. В реальности выбор всегда осуществляет индивид, поэтому экономисты пытаются расчленить решения, принимаемые во властных структурах, на решения отдельных лиц, входящих в эти структуры. Корректность такого подхода представляется спорной, но экономический образ мышления действительно принимает индивида за исходную смысловую единицу. Иногда экономическую теорию критикуют и за свойственный ей акцент на рациональности. Экономисты полагают, что человек действует не по капризу, но предварительно взвесив ожидаемые плюсы и минусы доступных ему вариантов, что он учится на своих ошибках и, следовательно, не повторяет их. Иными словами, экономический подход исходит из того, что действия человека логически основываются на калькуляции затрат и выгод.
V. Стратегии поведения лиц, потерявших работу.
Анализ экономического поведения
индивидов в контексте
На основе отношения к прежней работе, исключительно как к источнику материальных благ, формируется стратегия так называемою прагматического поведения. Его носители — в равной мере группы со средним общим, средним специальным и высшим образованием; как мужчины, так и женщины. Вместе с тем этот тип поведения значительно усиливается с возрастом и в старшей возрастной группе выражен втрое сильнее.
Данная категория безработных активно стремится к получению новой профессии путем переобучения. Представители этой категории активно ищут работу и по специальности, и любую, и учатся на курсах (примерно по 1/3); 1/7 занимается предпринимательством и в пределах 5 % работают на сезонных и временных работах. Индивиды равномерно и настоятельно используют все возможности для выживания в условиях формирующегося рынка. Вместе с тем носители этого типа поведения решительно отказываются от неквалифицированного физического труда и работы по уходу за больными и престарелыми вследствие его низкой оплаты.
На основе ценностного
восприятия прежней работы в
плане раскрытия способностей
и профессиональной карьеры
На основе отношения к прежней работе, при котором она «не представляла никакой ценности» или ее затруднялись как-либо оценить, формируется стратегия поведения, которое логично назвать безразличным. Характерно, что этот тип почти не связан с уровнем образования респондентов и с полом. В той или иной мере он связан с возрастом, уменьшаясь по мере увеличения возраста в 1,8 раза. Представители этой категории спокойно относятся к потере прежней работы и проявляют высокую степень готовности к получению новой профессии. Лишь 1/5 из них ищут работу по специальности, 1/3 согласны на любую работу, 1/3 учатся на курсах для получения новой специальности. Личные перспективы трудоустройства у них относительно успешны в связи с отсутствием профессиональных амбиций.
Разработка этих стратегий дает возможность проследить логику поведения прагматично, профессионально и безразлично ориентированных индивидов, основания их калькуляции выгод и издержек, рациональность выбора. Отслеживание логики каждого из типов поведения приводит к выводам, что с каждым из них нужно работать по-своему и с каждым из них можно прогнозировать в плане успешности поисков работы, готовности к обучению новым профессиям, ориентациям на определенные группы профессий.
Анализ материалов исследования показывает, что рассмотренные типы экономического поведения только зарождаются, только начинают себя проявлять в конкретном экономическом поведении (как переборе альтернатив с целью максимизации выгоды) в условиях формирующегося рынка труда. Так, например, беспокойство выпускников по поводу будущего трудоустройства и безработных по поводу потери работы диктуется скорее создавшейся ситуацией, нежели наличием собственной стратегии, определяющей рациональность выбора.
И тем и другим одинаково трудно быть рациональными в условиях отсутствия экономической информации о положении на рынке труда и в связи с хронической боязнью предпринимать что-либо самостоятельное. Вместе с тем, у безработных по сравнению с выпускниками в полтора раза ослабевает прагматическая и во столько же раз усиливается безразличная стратегия поведения. Это может свидетельствовать об известной растерянности и неподготовленности вчерашних выпускников к коллизиям рынка и требует разработки государственной политики с целью активизации профессиональной стратегии экономического поведения.
Что касается выпускников, то они наиболее расположены к работе по контрактам и субконтрактам, временной и сезонной работе, а также работе в сфере обслуживания. При этом подобная расположенность наиболее выражена в прагматической и профессиональной стратегиях.
Что же касается безработных, то их шкала предпочтений выглядит более равномерной: работа по контрактам и субконтрактам, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, временная и сезонная работа и работа в сфере обслуживания. Вместе с тем их прагматическая и профессиональная стратегия ослабляются почти вдвое и становятся соизмеримыми со стратегией безразличного поведения. Вступление молодого поколения в рынок без четко выраженных профессиональных ориентаций — не лучший способ формирования универсальной рабочей силы, необходимой для проведения экономического реформирования. Поиск путей усиления профессиональной стратегии экономического поведения — важнейший фактор развития цивилизованных рыночных отношений.
VI. Формы проявления экономического поведения
Экономическое поведение. Всякое
поведение должно ориентироваться
на результат, на количество и качество
затраченных человеческих ресурсов.
Применяя свои профессиональные способности,
индивид постоянно
Существуют различные формы экономического поведения и в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение
характеризуется понятием «эффективность».
Применительно к
На экономическое поведение в разной степени оказывает влияние ряд факторов:
• технический (использование новой техники и технологии);
• организационный; (пути улучшения организации производства и труда), социально-экономический (влияние условий, содержания труда, его нормирования и оплаты),
• социально-психологический
(сюда входят удовлетворенность трудом,
морально-психологический
• личностный (образовательный и культурный уровень работника), общественно-политический (солидарность наемных работников, деятельность профсоюза и т.д.).
Важным фактором, детерминирующим
экономическое поведение
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что
Список литературы
1. Автономов
В.С. Модель человека в
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Московского университета,2006. - 199 с.
3. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс,2003. - 368 с.
4. Ромашов О.В.
Социология труда: Учебное
5. Соколова
Г. Н. Экономическая
6. Экономика
и социология труда. Серия «
7. Экономическая психология. Социокультурный подход / Под редакцией Андреевой И.В. - СПб, 2000.
8. http://www.planetadruzey.com/
9. http://studentbank.ru/view.
10. http://www.bibliofond.ru/view.
11. http://socioline.ru/
12. http://www.disserr.ru/
13. http://kurs.ido.tpu.ru/
1 Смит А. Исследование о природе и причинах 6огатства народов Т I. С. 164-181.
2 Там же. С. 164.
3 Человек и рынок (социологический мониторинг). Мн., 1992. С. 140-149.
3 См.: Соколова Г. И.. Неверовская Я. В. Социально-профессиональные ориентации безработных в условиях формирующегося рынка труда. Мн., 1993.
1 Хейне П. Экономический образ мышления. М.. 1991. С. 37-45.