Экономический потенциал субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономического потенциала субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики.

Задачи:

- изучить теоретические основы малого бизнеса;

- изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;

- рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Малый бизнес

1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса

1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России

2.1 Этапы становления малого предпринимательства

2.2 Проблемы развития малого предпринимательства

Глава 3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

[Экономическая теория]Малый бизнес.docx

— 635.46 Кб (Скачать файл)

где xi - компоненты, формирующие имущественный потенциал (Рim1, Рim2, Рim3, Рim4).

Финансовое состояние малого предприятия  в значительной степени зависит  от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Таким образом, вторым показателем  экономического потенциала субъекта малого предпринимательства является финансовый потенциал.

Финансовый потенциал предприятия  как характеристика состояния и  возможностей фирмы в финансовом обеспечении и поддержании целевого и имущественного потенциала и генерировании  приемлемой доходности информационно  представлен пассивом баланса, активными  статьями расчетов и отчетом о  прибылях и убытках. Количественного  этот элемент экономического потенциала характеризуется: показателями ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, внутрифирменной эффективности, прибыльности, рентабельности и инвестиционной привлекательности. В соответствии с этим следующие показатели могут быть положены в основу интегрированной оценки финансового потенциала предприятия (табл.3.2). [4]

Таблица 3.2 - Система показателей, характеризующих  финансовый потенциал предприятия

Индекс финансового потенциала субъекта малого предпринимательства  рассчитывается следующим образом:

где xi - компоненты, формирующие финансовый потенциал (Рf1, Рf2, Рf3, Рf4, Рf5).

Понятно, что описанные выше стороны  экономического потенциала предприятия  взаимосвязаны - нерациональная структура  имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового  положения и наоборот. Так, изношенность оборудования, несвоевременная его  замена могут повлечь за собой  срывы в выполнении производственной программы. Неоправданное омертвление  средств в производственных запасах, дебиторской задолженности может сказаться на своевременности текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств привести к необходимости сократить имущество коммерческой организации для расчетов с кредиторами.

Имущественный и финансовый потенциал - это два основных элемента в  структуре экономического потенциала. Как правило, большинство исследователей считают, что этого достаточно для оценки экономического потенциала в целом. Однако не стоит забывать о том, что в систему элементов экономического потенциала должны входить такие, как (недостаточно полно раскрытые в большей части экономической литературы): инновационный потенциал, кадровый потенциал, а также коммерческий потенциал экономического субъекта. Далее будет представлены характеристики и методики оценки перечисленных показателей, входящих в структуру экономического потенциала. Кроме того, выведем интегральную величину экономического потенциала субъекта малого предпринимательства.

Одной из важнейших функций малого предпринимательства является его  склонность к инновациям и способность  быстро апробировать новые идеи с  минимальными затратами. Данное обстоятельство и предопределило выбор такого показателя в структуре экономического потенциала, как инновационный потенциал.

По данным Госкомстата, около 9% предприятий  занимаются инновациями в течение  каждого года в период 1999-2001 гг. В 2005г. в России было 2708 инновационно-активных организаций. Опрос, проведенный Госкомстатом России совместно с Институтом экономики переходного периода6, показал, что более чем 40% предприятий занимались инновационной деятельностью в этот период, и среди таких предприятий увеличивается число субъектов малого предпринимательства.

Чаше всего инновационная деятельность сводится к простому приобретению технологического оборудования и технологий (62% предприятий - новаторов в выборке Госкомстата7 приобретают новое оборудование - основной вид инноваций; 33 % предприятий занимаются НИОКР, т.е. проводят исследования и разрабатывают новые продукты), а значит, не ведется работа по их усовершенствованию и модернизации. В результате технический уровень предприятий консервируется на более низком уровне по сравнению с техническим уровнем предприятий развитых стран.

Теоретические основы формирования инновационного потенциала взаимосвязаны с эффективностью рыночных методов хозяйствования. При  этом экономические категории, отражающие инновационную деятельность, в отечественной  научной литературе небыли четко  сформулированы.

Предлагается следующая система  показателей, характеризующая инновационный  потенциал предприятия (табл. 3.3).

Таблица 3.3 - Система показателей, характеризующих  инновационную деятельность предприятия

Индекс инновационного потенциала субъекта малого предпринимательства  рассчитывается следующим образом:

 

где хi - компоненты, формирующие инновационный потенциал (Рin1, Рin2, Рin3, Рin4).

Инновации самым существенным образом  влияют на экономические и социальные процессы, происходящие внутри организации, однако механизм этого влияния в научной литературе исследован недостаточно.

Условно малые предприятия можно  разделить на две группы: первая - активно использует достижения НТП в своей деятельности, вторая - не уделяет должного внимания инновациям, отсюда инновационный потенциал этих двух групп будет существенно отличаться.

Следующим элементом в системе  экономического потенциала является кадровый потенциал. В настоящее время  дополнительные преимущества получает тот субъект малого предпринимательства, который в немногочисленной структуре персонала имеет большую долю квалифицированных кадров. При оценке эффективности кадрового потенциала большое значение имеет показатель рентабельности персонала, который определяется как отношение прибыли к среднегодовой численности персонала. В экономической литературе отражена взаимосвязь данного показателя с уровнем производительности труда следующим образом:

 

где Rp - рентабельность персонала;

 

П - прибыль от реализации продукции;

 

ППП - среднесписочная численность  производственного персонала;

 

В - выручка от реализации продукции;

 

ВП - стоимость выпуска продукции  в действующих ценах;

 

Rоб - рентабельность оборота;

 

Дрп реализованной продукции в общем объеме выпуска товарной продукции;

 

ГВ - среднегодовая выработка продукции  одним работником в текущих ценах. [6]

 

Однако рентабельность персонала  лишь частично раскрывает сущность кадрового  потенциала, поэтому нами предлагается более детальное исследование его  элементов посредством выделения  следующих показателей (табл. 3.4).

Таблица 3.4 - Система показателей, характеризующих  кадровый потенциал предприятия

Интегрирование локальных показателей  опенки кадрового потенциала субъекта малого предпринимательства обеспечивает индекс кадрового потенциала субъекта малого предпринимательства, расчет которого произведен с использованием следующего алгоритма:

где хi - компоненты, формирующие кадровый потенциал (Рk1, Рk2, Рk3, Рk4).

Заключительным элементом, предложенным нами для характеристики экономического потенциала субъекта малого предпринимательства, будет являться коммерческий потенциал.

Сущность этого показателя заключается  в характеристике степени активности предприятия в условиях конкурентной борьбы, то есть «способность предприятия  к выживанию». К показателям коммерческого  потенциала следует отнести (табл. 3.5).

Таблица 3.5 - Система показателей, характеризующих  коммерческий потенциал предприятия

Показатели, характеризующие коммерческий потенциал предприятия, могут рассматриваться  как по отдельности, так и в  совокупности. Так, например, коэффициент  реинвестирования отражает политику предприятия  по распределению прибыли. Чем выше этот коэффициент, тем выше экономический  рост компании. Коэффициент роста  собственного капитала показывает рост собственного капитала относительно его  значения на начало отчетного периода.

В целом индекс коммерческого потенциала субъекта малого предпринимательства  рассчитывается следующим образом:

где хi - компоненты, формирующие коммерческий потенциал (Рkom1, Рkom2, Рkom3).

Итак, представленная системная характеристика экономического потенциала субъекта малого предпринимательства включает в  себя следующие подсистемы: имущественный  потенциал, финансовый потенциал, инновационный  потенциал, кадровый потенциал, информационный потенциал и коммерческий потенциал. Данные показатели могут быть проанализированы по отдельности, но для обобщенного  представления субъекта в структуре  региональной или национальной экономики  необходимо агрегировать локальные  показатели, используя следующий  алгоритм:

Таким образом, используя данную методику, можно оценить экономический  потенциал любого хозяйственного субъекта различных сфер деятельности, но относящихся  к группе малых предпринимательских  структур. Кроме того, представляется возможным сравнивать и анализировать  величину экономического потенциала малого предприятия в различные периоды  времени. [10]

 

Заключение

 

Тема курсовой работы является актуальной, так как в настоящее время  развитию малого бизнеса уделяется  значительное внимание на всех уровнях  власти.

Подводя итог, следует сказать, что  малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться  в любом секторе экономики  в ответ на неудовлетворенные  нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами  для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано  оказывать существенную поддержку  развитию малого бизнеса.

В курсовой работе предложено ввести в систему экономического потенциала дополнительные подсистемы: инновационный, кадровый и коммерческий потенциал. Представлены характеристики и методики оценки перечисленных показателей, а также выведена интегральная величина экономического потенциала субъекта малого предпринимательства. Представленная методика является основой для дальнейшей оценки эффективности использования  капитала а малом бизнесе.

Итак, следует отметить, что огромное значение при определении величины экономического потенциала имеет учет множества подсистем, входящих в  его состав. Сегодня экономический  потенциал предприятия рассматривается  преимущественно как общность имущественного и финансового капитала, однако данную категорию необходимо рассматривать  как совокупность имущественных, финансовых, инновационных, кадровых, информационных и коммерческих возможностей экономического субъекта, способствующих достижению цели и обеспечивающих запас устойчивости в кризисных ситуациях.

 

Список литературы

 

1. Бердникова Т.Б Анализ и  диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 20007.

2. Горфенкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Предпринимательство: учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008,-735 с.

3. Горфенкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 670 с.

4. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ  финансового состояния предприятия.  М., 2000.

5. Ковалев В.В. Основы теории  финансового менеджмента. М.: Изд-во  Проспект, 2008.

6. Савицкая Г.В. Экономический  анализ. М.: Новое знание, 2004.

7. Сергеев И.В. Экономика организации  (предприятия): Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 576 с.

8. Сергеев И.В., Веретенникова И.И.  Экономика организаций (предприятий): учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 20007. - 560 с.

9. «Анализ особенностей развития  малого предпринимательства на  современном этапе». Экономический  анализ: теория и практика. Журнал. № 4(133) – 2009г. Стр. 66-71.

10. «Системный анализ экономического  потенциала субъектов малого  предпринимательства». Экономический  анализ: теория и практика. Журнал. № 18(147) -2009г. Стр. 64-69.


Информация о работе Экономический потенциал субъектов малого предпринимательства