Экономический потенциал субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономического потенциала субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики.

Задачи:

- изучить теоретические основы малого бизнеса;

- изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;

- рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Малый бизнес

1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса

1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Глава 2. Развитие малого предпринимательства в России

2.1 Этапы становления малого предпринимательства

2.2 Проблемы развития малого предпринимательства

Глава 3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

[Экономическая теория]Малый бизнес.docx

— 635.46 Кб (Скачать файл)

 

- малые предприятия - 400 млн. руб.;

 

- средние предприятия - 1 000 млн.  руб. 

 

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных  услуг. Категория субъекта малого или  среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность  работников ил и размер выручки держатся выше или ниже пределы 1ых значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.[9]

 

Глава 2. Развитие малого предпринимательства  в России

 

2.1 Этапы становления малого  предпринимательства

 

Рассматривая законодательные  документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в  хронологической последовательно, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

Таблица 2.1 - Развитие малого предпринимательства  в России

Законодательство о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы  деятельности малых предприятии  независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие, соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность ков за отчетный период не превышает следующих уровней:

 

Промышленность, строительство, транспорт -100

 

Сельское хозяйство, научно-техническая  сфера -60

 

Оптовая торговля -50

 

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения -30

 

Остальные отрасли и другие виды деятельности -50

 

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются так же физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Содержание учредительных документов малых предприятий ряд особенностей. В 80-90 случаях из 100 создается малое  предприятие, основанное на частной  или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

В начале 1990-х годов малые предприятия  образовывались чаще всего путем  отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ  с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объясняется сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев учредителями малых  предприятий становятся местные  власти (иногда совместно с другими  предприятиями). Их вклад как учредителей  состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программу  демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение  монопольных производств:

 

- выделение самостоятельных производственно  – хозяйственных блоков;

 

- выделение малых и средних  коллективов из состава крупных  предприятий;

 

- создание небольших дочерних  предприятий по инициативе крупных  предприятий.

 

Таким образом, малые предприятия  можно образовать, во – первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во – вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создание рыночной инфраструктуры оптимален.

Малые предприятия могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями  других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства  зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и в ее регионах и способности конкретного предпринимателя  использовать данные ему права для  реализации своих хозяйственных  целей. В большей степени эти  факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

 

2.2 Проблемы развития малого  предпринимательства 

 

Проблема дальнейшего развития малого предпринимательства в России остается в основном теми же, что  были отмечены еще в материалах первого  Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них:

 

- недостаточность начального капитала  и собственных оборотных средств;

 

- трудности с получением банковских  кредитов;

 

- усиление давления криминальных  структур;

 

- нехватка квалифицированных кадров  бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

 

- сложности с получением помещений  и крайне высокая арендная  плата;

 

- ограниченные возможности получения  лизинговых услуг;

 

- отсутствие должной социальной  защищенности и личной безопасности  владельцев и работников малых  предприятий и др.

 

Малые предприятия в России в  своей деятельности сталкиваются с  большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально – техническая, так и финансовая. Практически  речь идет о создании широкого сектора  национального хозяйства почти  на пустом месте. В течение десятилетий  такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живущей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начало собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны, к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке малого бизнеса. На существенный рост имеющихся  для этого материально-технических  и финансовых ресурсов, по крайней  мере, в ближайшее время, нет оснований  рассчитывать.

Следующая проблема - законодательная  база, на которую сейчас может опираться  малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ряда указов Президента РФ), однако трудность заключается в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавится от правого нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отделены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

Отсутствует система проведения глубокого  анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право малым предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение  малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные  для малых предприятий и учитывающие  их специфику, отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

Еще одна важная проблема - кадры. Часто  говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с  тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно  обществу, во-вторых, что и им требуется  приобрести определенный объем знаний.

Непростая проблема связана и с  социальной защитой предпринимательской  деятельности. Известно, что ранее  существовавшая на основе распределения  общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения  в условиях нынешнего переходного  периода оказалась практически  подорванной. Требуется, по сути, строить  эту систему заново по отношению  ко всему обществу, а по отношению  к предпринимателям – новому социальному  слою – тем более.

Общеизвестно, что снижение доходов  населения привело к значительному  ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания  и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа  реформ было вынуждено работать в  подавляющей мере на потребление. Производить  продукцию с длительным производственным циклом, разумеется, и наукоемкую стало  даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом  бизнесе. Если ныне идущие процессы будут  продолжаться и не встретят противодействия  в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование  окажется под вопросом. [7]

 

Глава 3. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства

В современной научной литературе экономический потенциал предприятия  рассматривается: в широком смысле - как способность достигать поставленные цели, используя имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы', а  в узком смысле: экономический  потенциал фирмы - это возможности  фирмы осуществлять в будущем  производство товаров и услуг, получать доходы и прибыль, т.е. экономический  потенциал - это система элементов, усиливающих позицию предприятия  на рынке в будущем. В соответствии с этим большинство исследователей выделяют такие составляющие экономического потенциала, как имущество и финансы. Однако в связи с увеличением числа предприятий и усилением конкуренткой борьбы необходимо более подробно изучить элементы экономическою потенциала малого предприятия и способы их анализа. Проанализируем систему сложившихся элементов экономического потенциала субъекта малого предпринимательства и разработаем более детальную методику для его оценки. [1]

Для формального описания экономического потенциала предпринимательской деятельности используется бухгалтерская отчетность, представляющая собой финансовую модель фирмы и описывающая имущественный  и финансовый потенциал конкретного  экономического субъекта. В этом случае выделяются две стороны экономического потенциала: имущественная и финансовая.

Первым показателем экономического потенциала предприятия является имущественный  потенциал фирмы, представленный как  совокупность целесообразно структурированных  ресурсов, информационно представлен  активом баланса. Количественно  он характеризуется величиной, составом и состоянием активов, которыми владеет  или распоряжается или которые  контролирует фирма. Имущественный  потенциал как характеристика генерирующих способностей фирмы изменяется с  течением времени за счет различных  факторов. В целом имущественный  потенциал представляет собой совокупность средств, находящихся под контролем  предприятия и предназначенных  для достижения основных целей, поставленных перед ним его собственниками. [5]

Несомненно, имущественный потенциал  является необходимым условием существования  предприятия малого предприятия, он также нуждается в системной  оценке, выраженной следующими показателями (табл. 3.1).

Таблица 3.1 - Система показателей, характеризующих  имущественный потенциал предприятия

Интегрирование локальных показателей  оценки имущественного потенциала экономического субъекта обеспечивает индекс имущественного потенциала, расчет которого произведен с использованием следующего алгоритма:

Информация о работе Экономический потенциал субъектов малого предпринимательства