Экономические взгляды Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Платона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Биография………………………………………………………………………….4
Сочинения…………………………………………………………………………5
Экономические взгляды Платона………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и Науки Российской Федерации.docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………3
  2. Биография………………………………………………………………………….4
  3. Сочинения…………………………………………………………………………5
  4. Экономические взгляды Платона………………………………………………..8
  5. Заключение………………………………………………………………………14
  6. Список используемой литературы……………………………………………..15

 

 

Введение.

В начале XXI века наше общество находится  на этапе глубоких социально-экономических  преобразований. Таким периодам свойственны  переосмысление людьми окружающего  мира, возрождение старых и становление  новых философских учений, поэтому  представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Платона. Его особенный стиль в изложении  взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами его  творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.

Интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может, даже усиливается  в наше время ещё и потому, что  мнение людей, живших две с половиной  тысячи лет назад, интересно само по себе.

Несомненно, рассказывать об Платоне, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.

 

Биография

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство  исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в  Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой.

Первым учителем Платона был  Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

После смерти Сократа в 399 г. до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления». В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Академию.

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч., буквально, «наилучшая слава»). Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий». По преданию дал ему его Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.

 

 

Сочинения

Литературная деятельность Платона  продолжалась в течение полувека. Платон — первый крупнейший философ, от которого до нашего времени дошли  все (или почти все) его сочинения. Учение, излагаемое в них, несвободно от противоречий. В некоторых из них излагается идеалистическое  учение о бытии, получившее название теории «идей». Но есть среди сочинений, дошедших под именем Платона, и такие, в которых теория эта совершенно отсутствует. Есть, наконец, и такие сочинения, в которых сам Платон подвергает собственную теорию «идей» острой критике (например, «Парменид»). Существует, кроме указанного, и ряд других противоречий в произведениях, сохранившихся под именем Платона.

Не удивительно поэтому, что  уже более полутораста лет  в истории древнегреческой философии  и литературы обсуждается «платоновский  вопрос». Так называют филологические и философские исследования, посвященные  вопросам подлинности дошедших под  именем Платона сочинений, их хронологии, или исторической последовательности, их написания и опубликования.

 

«Платоновский вопрос» породил  необозримую в буквальном смысле слова специальную литературу. Из тридцати шести сочинений Платона, написанных в форме диалога, т. е. философской беседы, многие были заподозрены, по крайней мере отдельными исследователями, в том, что они в действительности не принадлежат Платону и только приписываются ему. Доводом, решающим вопрос о подлинности, считается наличие указание Аристотеля, который был учеником Платона, на принадлежность того или иного диалога именно Платону. Там, где такие указания отсутствуют, открывается поле для скептической критики.

Сейчас, удалось выделить четыре группы диалогов, начиная от ранних, так  называемых «сократических», исследующих  понятия этики, и кончая наиболее поздними, ряд которых замыкают «Законы».

 

К первой — «сократической» —  группе были отнесены «Апология Сократа», «Евтифрон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем», «Горгий».

Во вторую — более позднюю  — вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства».

 

Третью — еще более позднюю  — составили остальные книги  «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид».

 

Наконец, в четвертую — последнюю  по времени — вошли «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы». В подлинности всех этих сочинений, т. е. в их действительной принадлежности Платону, вряд ли приходится сомневаться.

 

Но подлинность остается вероятной  и в отношении таких неясных  в своей хронологии диалогов, как  «Ион», сильно заподозренный критикой, и как «Гиппий Больший», несомненно возвещающий начало будущей теории «идей».

 

По форме и достоинствам изложения  диалоги Платона неоднородны. Часть  из них написана в драматической  форме. Это блестящие сцены из умственной жизни Афин, изображение  сталкивающихся и борющихся философских  воззрений. Действующие герои этих диалогов — ярко очерченные характеры  и лица — философы, в центре которых  стоит личность Сократа, софисты, поэты, рапсоды, политические деятели. Таковы, например, диалоги «Протагор», «Федон», «Пир». Диалоги эти принадлежат истории древнегреческой литературы не в меньшей степени, чем истории древнегреческой философии.

 

Другую часть философских сочинений  Платона составляют диалоги,, в которых диалогическая форма — лишь видимость, слабо обрамляющая основное содержание. Это диалоги-трактаты. В них исследуются труднейшие и отвлеченнейшие проблемы диалектики. Значение их не в художественном воплощении философских воззрений, а в их диалектическом развитии и обосновании. Образцы таких диалогов — «Софист», «Филеб», «Парменид». .

 

Наконец, есть и такие диалоги, в  которых перемежаются образ, миф  и отвлеченный анализ философских  проблем. Возможно, что некоторые  диалоги, как полагает Кьяппелли, в первоначальной редакции были написаны в повествовательной форме и лишь впоследствии были изложены в форме драматической.

 

Экономические взгляды Платона

Платон  свои экономирческие взгляды в основном передал в трудах «Государство» и «Законы». «Государство» – попытка объединения предыдущих исследований Платона. Этот диалог и по объёму самый большой. В нём рассмотрена сущность принципа справедливости; принципы воспитания граждан и четыре вопроса добродетели; организация воспитания как средства определения места человека в структуре государства; виды государства; обязательность философствования для царствования; государство как единственное средство осуществления добродетели.

Из экономических вопросов Платон в первую очередь затрагивает  проблему распределения труда. Распределение  труда он выводит первым долгом исходя из таланта человека: «Люди с самого рождения отличаются друг от друга  по тому, у кого из них какой талант к тому или иному делу», «он  может выполнить лишь отдельную  работу», «невозможно, чтобы один человек  в совершенстве владел многими ремёслами». По мнению Платона, различие человеческих возможностей опережает распределение  труда, как что-то первичное, созданное  самой природой. По его главной  точке зрения рабочий должен следовать  делу, а не наоборот, а последнее  обязательно при выполнении человеком  в одно и то же время разных работ, то есть когда для него то или иное дело является второсортным. «Производитель должен делать своё дело старательно, а не кое-как. «Наш гражданин не может раздвоиться и разделиться на десять частей, раз занят только одним делом». Поэтому «когда человек делает только одно дело, которое соответствует его таланту, к тому же в то время, когда другая работа ему не мешает, тогда всё более легко и хорошо получается» (книга II, 370 c). Он требовал наказывать тех людей, которые брались за несколько профессий. Платон отмечал, что если кто-то, допустим, владеет двумя-тремя ремёслами, это значит, что одно лицо одновременно представляет двух-трёх лиц», что он считал недопустимым. «Если ты сапожник, то займись только обувью, ты швея – займись шитьём и не вмешивайся в чужие дела».

Платон развивал и ту мысль, что  поскольку существует распределение  труда, должен быть и обмен. Для обмена нужны были торговцы, которые одновременно ввезли бы из других стран нужные государству  товары. По его мнению, государство  должно производить не только то, что  необходимо для удовлетворения нужд его граждан но и то, что нужно другим. Думаем, что этим он указывал на необходимость развития в стране импорта наряду с экспортом. Платон объясняет торговлю, как средство удовлетворения потребностей людей, но в то же время критикует её как источник получения прибыли и обогощения. На торговлю он смотрел как на ремесло, требующее определённых навыков и иногда врождённого таланта.  Вместе с тем Платон считал торговлю неуважительным ремеслом, и ею должны заниматься иностранцы и барбаросы, а для афинцев эта профессия позорная. (В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.) Он был против ростовщичества, посредников между продавцами и покупателями называет перекупщиками и в благоустроенном государстве они больше ни на что не пригодны, «они постоянно ошиваются на рынке, стараясь купить подешевле товар на рынке, чтобы потом перепродать его другому».

Платон считал необходимым создание рынка и для определения стоимости  ввести знак – деньги, но был категорически  против применения денег для обогащения. Для него чужд «меркантильный» подход Ксенофонта к деньгам. Он рассматривал деньги как орудие обмена и меру стоимости, вместе с тем требовал запретить скапливать деньги в сумме больше, чем было нужно для однодневного оборота. По его мнению, богатство можно было бы накопить в натуральной форме, но ни в коем случае оно не должно выражаться в денежной форме.

Платон в первой книге «Государство» рассматривает и вопрос оплаты труда. По его мнению, каждое искусство по-своему полезно:  «Каждый ремесленник по своему назначению приносит пользу, но если к этому не добавляеся оплата, какая польза для мастера?» – ставит вопрос Платон и сам же отвечает:  «Каждый мастер получает вознаграждение только по милости того, что к его собственному ремеслу добавляется искусство оплаты труда» (376 с.). Что касается управляющих, для них за их труд тоже должна быть установлена соответствующая оплата, всё равно это будут деньги или уважение.

Платон в своём труде затрагивает  и демографическую проблему. В  частности, он во II части «Государства», во время беседы о жизненных правилах людей, что количество их детей зависит  от их состояния: «Они соберут урожай пшеницы и винограда, возьмутся  за шитьё одежды и обуви и строительство  домов; в летнюю жару, босые и голые  по пояс, будут работать, зимой же, укутавшись потеплее, помелют ячмень и пшеницу на пропитание. Из ячменя сварят кашу, а из пшеничной муки замесят тесто и испекут румяный хлеб и булочки, которые аппетитно разложат на тростниковой циновке или свежих листьях. Вместе с детьми, с венками на голове, будут лежать вальяжно на ложе из веток мирты и тиса, потягивая вино, воздадут хвалу господу и в весёлой беседе проведут время; боясь голода и войн, детей будут иметь столько, сколько им позволит иметь их состояние» (372c.).

По его мнению, природное размножение  населения вызовет войну с  соседними государствами: «Если  хотим иметь достаточно пастбищ  и пахотных земель, вынуждены будем  присвоить большую часть соседнего  государства, а соседнее государство  в свою очередь постарается присвоить  наши земли» (373 с). Поэтому становится необходимостью создание воинских соединений, которые защитят государство как от внутренних беспорядков, так и от внешних врагов.

В третьей части «Государства»  продолжается разговор о вопросах воспитания военных. В  начале четвёртой книги  «Государство» идёт разговор  о  жизни защитников. Государство должно строиться для счастья не только какого-то  сословия, но целого государства.

Платон  заостряет внимание на необходимости  защиты порядка. «Нарушение  законнности влечёт за собой такой результат, который проявляется постепенно: сперва проявляется в изменении нравов, потом постепенно охватывает всё – деловые отношения граждан, само право и даже основы государственного правления» (424 с).

Там же рассмотрены вопросы рынка  и правового регулирования города. «Можно ли привести в  порядок  рынок  посредством закона, то есть различные  сделки, куплю-продажу, получить-отдать, или, если хотите, взаимоотношения ремесленников, споры, драки, выставление иска или  разборку дела? Или же установление налогов  и сбор пошлины на рынках и в портах, одним словом, всё то, что касается рыночных, городских, портовых или других подобных дел» – спрашивает  Платон и почему-то выше юридического законодательства ставит традиции, морально-нравственные каноны и считает, что «нельзя навязать порядочному и честному народу правила поведения; они сами определят, где какой закон преимущественно необходим». «Иначе, всю жизнь будут вынуждены устанавливать новые и новые законы и вносить изменения в него с надеждой, что хоть когда-то достигнут совершенства» (425 с).

В идеальном государстве Платона  свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять  государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие  орудия производства. Философы и воины  составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что  дало повод толковать это как  некий «аристократический коммунизм».

Позже Платон в работе "Законы" создает упрощенный вариант проекта "идеального государства":

1)Распределение земель (как объекта собственности)- равномерное, ибо излишняя концентрация приводит к обезземеливанию крестьян, потере социальных резервов. Предпринимается попытка возродить мелкое крестьянство как политическую опору рабовладельцев и противовес городской бедноте. Чтобы защитить крестьян от разорения и сохранить за ними земельную собственность, Платон предлагает ввести законодательно "пределы бедности и богатства": "пределом бедности" должен считаться один земельный надел, который нельзя потерять ни при каких обстоятельствах, включая долговые обязательства - этот земельный надел всегда сохраняется в семье, "предел богатства" - четыре-пять земельных наделов(или стоимость их в деньгах), имущество сверх "предела богатства" перераспределяется государством в пользу неимущих.

Информация о работе Экономические взгляды Платона