Экономические взгляды Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:42, сочинение

Описание работы

Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство. Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Содержание работы

1. Введение
2. Экономика Древнего Китая
3. Учения Конфуция
4. Экономические взгляды Конфуция
5. Заключение

Файлы: 1 файл

эссе титовой евдокии.docx

— 24.06 Кб (Скачать файл)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И  ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ  И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина «Экономическая теория»

Эссе на тему:

«Экономические взгляды  Конфуция»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса 

СВФУ ИМИ ПИ-12-1

Титова Евдокия

 

 

 

 

 

 

Якутск, 2013

Содержание

  1. Введение
  2. Экономика Древнего Китая
  3. Учения Конфуция
  4. Экономические взгляды Конфуция
  5. Заключение

 

Введение

Выразители экономической  мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители  рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.        Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала. В первобытности была экономическая мысль, но не было письменности. И когда она возникла в 4 тыс. лет до н. э., то это событие и отделило первобытную варварскую эпоху от эпохи цивилизации. Эпоха Древнего мира и Древнего востока началась в 4 веке до н. э. и закончилась эпохой Древнего востока 1-3 в. н. э.

Древний Китай существовал  с 1 тыс. лет до н.э. до 6 века до н. э. В Китае распространено Конфуцианство (Основатель учения Конфуций (Кун-цзы) жил в 551 - 479 гг. до н. э.) и оно окажет сильное влияние на развитие Китая.

 

Экономика Древнего Китая

Земледельческие неолитические  культуры бассейнов рек Хуанхэ и  Янцзы датируют III-II тысячелетиями  до нашей эры (Яншао, Луншань). Здесь возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Во втором тысячелетии до нашей эры в Северном Китае возникло раннегосударственное образование Инь, в котором сохранялись значительные черты первобытнообщинных отношений. Иньцы могли изготавливать орудия труда и оружие из бронзы, говорили на языке, который стал основой древнекитайского языка. Большинство ханьцев было занято в сельском хозяйстве; большое развитие получили различные виды ремесел, как хозяйственно-бытовых (ткачество, гончарство, плотничество, плетение), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лак, парча, вышивки).

Основой экономики Древнего Китая было земледелие. Согласно китайской  мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун, он считался изобретателем сохи. Уже в шанскую и иньскую эпохи в Китае строились сложные ирригационные сооружения, искусственные каналы и дамбы; в долинах рек Хуанхэ и Янцзы была создана развитая оросительная система. В Китае культивировали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. С XIII века до нашей эры стали использовать для обработки соху: произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному. С VIII века до нашей эры стали применять железные сошники и тягловую силу скота. В Китае не получили развития скотоводство и садоводство. Интенсивное развитие пашенного земледелия привело к исчезновению реликтовых лесов в среднем течении реки Хуанхэ уже к XI веку до нашей эры. Помимо земледелия в Древнем Китае развивались различные ремесла. В первую очередь здесь нужно сказать о производстве лаков, которое зародилось еще в неолите. Лак – это сок лакового дерева из семейства анакардиевых; он окрашивался, им покрывали интерьеры и экстерьеры зданий, щиты, ножны мечей, ювелирные изделия, посуду и пр.; лак был водонепроницаем, выдерживал температуру более 250°С, он придавал прочность и долговечность.

Столь же древним было шелководство. Согласно китайской мифологии, шелководство было введено женой Хуанди. Процесс начинался с разведения гусениц тутового шелкопряда, которые свивали коконы. Затем коконы вываривались в чанах, вытягивались в шелковую нить длиной до 1000 метров; затем нити протягивали через нефритовое кольцо, красились, сматывались на специальных нитекрутильных машинах. После этого переходили к ткачеству. Сначала делалась основа из сотканных поперечных (основных) и продольных (уточных) нитей. Затем ткались разнообразные по качеству шелковые материи. Секрет производства шелковых тканей, как, впрочем, и секрет изготовления китайских лаков, хранились в строгой тайне. Тутовые и лаковые деревья и шелкопряды запрещалось вывозить за пределы Китая.

В иньскую эпоху зародилось производство фарфора, который изготавливался из каолиновой глины с добавлением кварца или песка. Производство фарфора совершенствовалось в чжоускую эпоху. В III веке до нашей эры стали изготавливать цин-тао (зеленую керамику), или селадон, для чего использовали каолиновую глину, песок, глазурь зеленого тона. Тайны производства фарфора передавались из поколения в поколение; ремеслом занимались в одних и тех же семьях, строго регламентировались брачные союзы между семьями фарфористов, чтобы ремесленные секреты не стали достоянием конкурентов. Наряду с ремеслом развивалась торговля. Центрами ремесла и торговли были города. Уже в иньскую эпоху насчитывалось более 160 городов. В чжоускую эпоху были основаны 560 новых городов. Китай был самой урбанизированной страной древности. Уже с VIII столетия до нашей эры в Китае были известны деньги, чеканилась монета. Китай вел активную внешнюю торговлю, экспортировал лак, шелк, фарфор, железо, некоторые цветные металлы, косметические средства, а импортировал золото, серебро, коней, ценную древесину, виноград. Со II века до нашей эры начал функционировать Великий Шелковый путь. Он начинался в столице Ханьской империи, в городе Сиань, а заканчивался в Римской империи.

 

 

Учения Конфуция

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее" (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: "О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна" (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном" (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. 

Экономические взгляды Конфуция

Все мы знаем Конфуция как  великого мыслителя и философа Древнего Китая и Восточной Азии. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца. А каковы были его экономические взгляды?

В хозяйственных воззрениях Конфуция обосновывается необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех вышестоящих.

Экономические воззрения  Конфуция, являясь продуктом своей  эпохи, были противоречивы. Идеализация  старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с  разработкой правил, регулирующих взаимоотношения  рабов и рабовладельцев. Он представлял, прежде всего, позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

В общине все равны имущественно. Конфуций допускал накопление богатства, но не в ущерб основной массе населения  и в рамках устойчивого порядка. Им осуждалась погоня за наслаждениями, рекомендовалась умеренность потребления, относительная равномерность распределения  богатства, хотя он и не был сторонником  равенства. Задача князя усматривалась  в обогащении народа, так как это  будет означать обогащение государя. Во главу всего ставилась добродетель и подчеркивался неустойчивый характер богатств, присвоенных нечестными методами. В одном из сочинений приписываемых Конфуцию ("Ли-цзи"- "Книга о ритуале") развивалась идея "великого пути", ведущего к водворению правды, мира, всеобщего благополучия, исчезновению эгоизма, воровства, разбоя. В таких условиях люди не будут запирать ворота, прятать имущество и будут работать только на себя. Огромное значение он придавал росту населения в увеличении материального богатства. Конфуцию приписывается изречение, что если будет население, то будет земля и появится богатство. Значит, в экономических воззрениях Конфуция имелись элементы социальных утопий. Он мечтал о наступлении эры всеобщего благоденствия, когда частная собственность не будет кумиром, порождающим бедствия всякого рода (общинные иллюзии крестьянства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение, я могу сделать  такой вывод. Государство это большая семья император это отец народа, а народ его дети. Богатство императора основывается на богатстве народа и для того что бы быть богатым следует больше работать и меньше потреблять. Обмен должен быть эквивалентным и не допустимо что бы в результате обмена выгоды одних были больше чем у других. В целом народ должен трудится одинаково и потреблять все поровну. Государство высшая ценность. Государству принадлежит самая активная роль в экономики регулирования хозяйственной жизни граждан. Экономические функции государства: налоговая, организация общественных работ, регулирование цен, создание запаса на случай Ч.П., регулирования кредита.

 

Использованная литература

    1. http://www.irkutsker.com/labs/econom/vopros2.html
    2. http://xn--1-7sbaipkia5auwiv.xn--p1ai/Teachers/Konfuchii.php
    3. http://wikipedia.org.ru
    4. http://саморазвитие1.рф/Teachers/Konfuchii.php
    5. http://godsbay.ru/civilizations/drevny_kitai_ekonomika.html
    6. http://www.library.vladimir.ru/pisat_konfuc.htm
    7. http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Konphutsii/Uchenie_Konf/
    8. http://referats.allbest.ru/journalism/8100044473.html

 


Информация о работе Экономические взгляды Конфуция