Экономические теории древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 12:17, доклад

Описание работы

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда-то будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества, на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Содержание работы

Введение
1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
- Древний Египет
- Вавилония
- Древний Китай
- Древняя Индия
2. Древняя Греция и Древний Рим
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

доклад по ЭТ.docx

— 107.84 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный технологический университет»

 

 

 

 

Доклад для участия в 47-ой международной научно-

технической конференции преподавателей и студентов

 

 

 

Тема доклада:

«Экономические теории древнего мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2014

Содержание:

Введение

1. Экономическая мысль  цивилизаций Древнего Востока

- Древний Египет

- Вавилония

- Древний Китай

- Древняя Индия

2. Древняя Греция и  Древний Рим

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 С  появлением  первых  государственных  образований   и   зарождением различных форм участия государства в хозяйственной  жизни,  т.е.  со  времен древних цивилизаций, перед обществом возникло  множество  насущных  проблем, актуальность и важность которых сохраняется до  сих  пор  и  едва  ли  когда-то будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет  всегда проблема толкования  идеальной  модели  социально-экономического  устройства общества, на основе логически выверенной систематизации экономических идей  и концепций  в  экономической  теории,  принимаемой  в  результате   всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении  хозяйственной политики. 

     

Как же эта проблема решалась в Древнем  мире?  Какими  аргументами  на протяжении с четвертого тысячелетия  до  нашей  эры  и  до  первых  столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления  в  странах  Древнего  Востока  и античного  рабства  поддерживалась   система   рабовладения   и   приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

 

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему:

 

1.  Выразители  экономической  мысли  Древнего  мира  —  крупные   мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств  —  стремились идеализировать и сохранить навсегда  рабовладение  и  натуральное  хозяйство как главные условия открытого разумом и  охраняемого  гражданскими  законами непреходящего «естественного порядка».

 

2. Доказательства идеологов  Древнего мира  базировались  преимущественно  на категориях морали, этики, нравственности и были  направлены  против  крупных торгово-ростовщических операций,  т.е.  против  свободного  функционирования денежного  и  торгового  капитала,  в  которых   усматривали   искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и  пропорциональности  процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

 

Однако  для   более   обстоятельной   и   полной   характеристики   эволюции экономической  мысли  Древнего  мира  необходимо  обособленное  рассмотрение особенностей  хозяйственной  жизни  восточного   рабства   и   классического (античного)  рабства  и  основных  идей  и  воззрений  в  дошедших  до   нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока  и  античных государств.

 

 

 

          

 

 

 

 

  1. Экономическая  мысль цивилизаций Древнего Востока

Главная особенность восточного рабства заключается,  как  известно,  в масштабных  хозяйственных  функциях  государства,  обусловленных  отчасти  и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы  и  контроль над ней  требовали  безусловного  участия  государственных  органов  в  этой деятельности,  в  том  числе  в  части  правовых  мер.   Однако   чрезмерная государственная  опека  (регулирование)  натурального  по   сути   хозяйства посредством  регламентации  сферы  ссудных  операций,  торговли  и  долговой кабалы и ведущая роль в  национальной  экономике  собственности  государства стали  теми  критериями,  в  соответствии  с  которыми  хозяйство  восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.

 

Древний Египет

 На примере  этой  страны  человечество  располагает  двумя  самыми  ранними памятниками экономической мысли за  всю  историю  самоорганизации  в  рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до  нашей эры  и  им  является   некое   послание,   получившее   название   «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся  «правила» государственного управления и  руководства  хозяйством,  овладение  которыми для правителя так же важно, как и  всякая  другая  сфера  искусства.  Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение  Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста  ссудных  операций  и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в  стране гражданской войны.

                              

 

Вавилония

Это древневосточное  государство  Месопотамии,  расположенное  в  междуречье Тигра  и  Евфрата,  оставило  потомкам  творение   своего   царя   Хаммурапи (царствовал в 1792—1750 гг. до  н.э.),  часто  именуемое  кодексом  законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним  во избежание   разрушения   натурально-хозяйственных   отношений    и    угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных  структур  и  армии  от сократившихся поступлений налогов  в  казну  вводились  чрезвычайно  жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой  самую  суровую  экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

  • посягнувший на  чужую  (частную)  собственность,  в  том  числе  на  раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
  • за несвоевременную уплату долгов ни царские  воины,  ни  другие  граждане-вавилоняне не лишаются своих земельных наделов, как ранее;
  • срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына,  дочери  либо  отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг  отменяется  по  отбытии срока наказания;
  • предел денежной ссуды не может превышать 20%,  натуральной  —  33%  от  ее первоначальной суммы.

 

Древний Китай

  Своеобразие  древнекитайской  экономической   мысли   ассоциируется,   как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником  «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями  популярного  в  IV—III  вв.  до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

 

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты  государством экономического благополучия родовой знати  и  всех  «вышестоящих»,  Конфуций настаивал на  мысли,  что  только  образованный  правитель,  являясь  «отцом народа» и гарантом «правильного  действия»,  способен  реально  повлиять  на равномерное распределение создаваемого  обществом  богатства.  Этот  философ хотя  и  признавал  божественное  и  природное  начало  деления   людей   по сословиям,  тем  не  менее  считал  обязательным  долгом  каждого   человека стремиться  к  моральному  совершенству,  постижению   естественных   правил уважения старших, сыновней  почтительности  и  дружбе  с  братьями.  По  его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет  умелым, а  труд,  приумножающий  богатство  народа  и  государя,  станет   одинаково выгодным как  в  условиях  «великой  общности»  (коллективной  собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной  аристократии  и непотомственных рабовладельцев.

 

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве  главной  выдвигали  задачу «сделать государство богатым и народ  довольным»  (посредством  равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так  же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества  (полагая,  что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела  бы  доходов и что не может быть, чтобы «все  были  знатны»,  так  как  «некому  было  бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных  отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен  на  хлеб  (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание  государственных  запасов  хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на  железо  и соль  косвенными   (перекладывая   эти   налоги   на   производимые   с   их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить  и  то  обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы,  наряду  с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых  на рынке не  подлежит  сомнению.  При  этом  роль  золота  как  товара  и  меры исчисления ресурсов государства «объяснялась»  прежде  всего  его  природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать  такому  обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

 

Древняя Индия

Наиболее  ярким  свидетельством  древнеиндийской  экономической   мысли   на протяжении IV—III вв. до н.э. является трактат под названием  «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о  доходах  («шастра»).  Его  автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в.  до  н.э.), возвещавший своему народу положения о  трудовом  происхождении  богатства  и необходимости регулирования процессов распределения торговой  прибыли  между купцами и государством. Именно  государство,  на  его  взгляд,  обеспечивает охрану  ирригационных  сооружений,   льготное   землепользование,   освоение источников  руды,  строительство  дорог,  развитие  промыслов,   борьбу   со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату,  «накопление  богатства» естественным образом предполагает деление  общества  на  рабов  и  свободных граждан-ариев, для которых «не  должно  быть  рабства»,  и  каждый,  кто  не возвращает  причитающиеся  за  пользование  землей  долги,  обязан  за   это разделить участь низшего  сословия  на  время  либо  навсегда.  Выступая  за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья  выдвинул  сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей  и купцов: им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и  10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

 

2. Древняя Греция  и Древний Рим

Рабство, которое имело место в  Древней  Греции  и  Древнем  Риме  в  первом тысячелетии до эры, называют  классическим,  или  античным.  Причем  лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца  V—IV  вв. до н.э.  явились  труды  древнегреческих  философов  Ксенофонта,  Платона  и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о  видении  «достоинств»  натурального хозяйства  и  «естественном»  характере  рабовладения  только   на   примере названных авторов.

 

Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения  этого  философа  нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в  котором  приводятся  следующие положения:

- разделение труда на  умственный и физический, а  людей  —  на  свободных  и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

- природному предначертанию  отвечает  преимущественное  развитие  земледелия по сравнению с  ремеслом  и  торговлей;  производительно  может  выполняться «наиболее  простая  работа»;  степень  разделения  труда  обусловлена,   как правило, размерами рынка сбыта;

- всякому товару присущи  полезные  свойства  (потребительная  стоимость)  и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

- деньги изобретены людьми  для  того,  чтобы  с  их  помощью  осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

 

Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд  элементов возникшей впоследствии так  называемой  коммунистической  модели  социально-экономического устройства, отстаивал, прежде  всего,  натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в  характеристике двух проектов идеального государства в  его  произведениях  «Государство»  и «Законы».

В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения  Платона, роли,  которую  совместно  призваны  выполнять  аристократическое   сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении  общественных  интересов.

Эти сословия, олицетворяя  аппарат  управления  идеального  государства,  не должны,  по  мысли  ученого,  обладать  собственностью  и  обременять   себя хозяйством, так как их материальное обеспечение  (по  уравнительному  принципу)   должно   стать   общественным.

Остальная   часть   общества   отнесена   в   проекте   к   обладающему    и распоряжающемуся  собственностью  третьему  сословию,  названному   Платоном чернью  (земледельцы,  ремесленники,  купцы),  и  к  рабам,  приравненным  к собственности свободных граждан.

Во  втором  произведении   философ   выдвигает   обновленную   модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию  в  части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли  в  хозяйстве  земледелия по сравнению с ремеслом  и  торговлей.  Основное  внимание  при  этом  вновь уделено аппарату  управления  обществом,  т.е.  гражданам  высших  сословий, которые,  в  частности,  будут  наделены  правом  владения   и   пользования (неполное право собственности) предоставляемым  им  по  жребию  государством домом и земельным наделом. Кроме того,  проектом  оговаривается  возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из  детей и требование, чтобы ценность общего имущества  граждан  не  разнилась  более чем в четыре раза.

 

Аристотель (384—322 до  н.э.).  Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более важную роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит как бы классификационный характер. Об этом свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он относит к одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

Информация о работе Экономические теории древнего мира