Экономические системы и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявить основные модели экономических систем и раскрыть их достоинства и недостатки.
Задачи, решаемые в ходе исследования:
охарактеризовать понятие экономической системы;
рассмотреть критерии классификации экономических систем;
описать особенности традиционной, командной, рыночной, переходной моделей экономических систем.

Содержание работы

Введение
1. Классификация экономических систем.
1.1 Административно-командная система.
1.2 Традиционная система.
1.3 Рыночная система.
1.3.1 Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства.
1.3.2 Свобода выбора видов и форм деятельности.
1.3.3 Равноправие форм собственности в рыночной экономике.
1.3.4 Независимость хозяйствования.
1.3.5 Принципы функционирования рынка.
1.3.6 Аргументы в пользу рыночной экономики.
1.3.7 Аргументы против рыночной экономики.
1.4 Смешанная экономическая система.
2 Основные модели развитых стран.
2.1 Американская модель.
2.2 Шведская модель.
2.3 Германская модель.
2.4 Японская модель.
2.5 Китайская модель.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для успешного проведения ее установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50 % валового национального продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний.

Успешное  функционирование экономической системы  зависит от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста.

Шведская  модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело  к очень большой роли государства  в Швеции в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Германская модель.

Германская  модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической  модели государство не устанавливает  экономические цели - это лежит  в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для  реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов. Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.

Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская  модель характеризуется следующими чертами:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции
  • социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве
  • антициклическое регулирование
  • стимулирование технологических и организационных инноваций
  • проведение структурной политики
  • защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Японская модель.

Японская модель экономики  отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны.

Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение  Японии во второй мировой войне дало мощный импульс социально-экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и  политических препон, мешавших более свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи.

Сегодня рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, и темпы прироста производительности труда в Японии выше, чем во многих других странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США и странах Западной Европы, отпуска короче, затраты на социальное обеспечение ниже. Отношение японских рабочих и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании своего предприятия или фирмы более высокая, чем во многих других странах. Вопрос о взаимоотношениях труда и капитала в Японии заслуживает отдельного рассмотрения. Сейчас же важно подчеркнуть, что без трудолюбия, дисциплины и до известной степени самоограничения японского народа экономический подъем, вряд ли бы состоялся.

Потерпевшая поражение  в войне Япония не допустила в  сколь либо значительных размерах иностранный капитал в свою экономику. А сегодня ее заграничные капиталовложения значительно превосходят вклады иностранных инвесторов в японскую экономику. Японские страховые компании, банки и сберегательные учреждения аккумулируют огромные средства, складывающиеся из непрерывного притока личных сбережений японского народа.

В Японии низкий уровень военных расходов. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного  обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов.

Однако по мере того как Япония подтягивается до уровня США и других промышленно  развитых стран, темпы прироста производительности труда в японской промышленности будут неизбежно выравниваться.

В течение 50-70-х  годов японцы буквально «впитывали» иностранную технологию после почти 20 лет «технической изоляции» страны. Приток этой технологии направлялся, прежде всего, на техническое обновление тяжелой промышленности - машиностроения, в первую очередь электротехнического и транспортного, химической промышленности и черной металлургии.

Массированный приток передовой иностранной технологии позволил Японии выиграть время и  сэкономить значительные средства в  процессе модернизации своей экономики. Пожалуй, наиболее разительный пример - это приобретение «Сони Корпорэйшн» у американской компании «Вестерн электрик» неограниченного права на производство транзисторов.

Таким образом, японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

 

 

    1. Китайская модель.

Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. Решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики - низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России.

Утверждается, что феноменальные  результаты экономического развития Китая  обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом  в тенденциях развития, и Китай  с огромной скоростью стал сокращать  свое отставание от многих стран мира. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Успехи китайской  экономики обусловлены примененной  моделью экономического реформирования. В Китае государство сохранило  значительный контроль над экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г.

В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г.

В тезисах настоящей  работы совершенно очевидно определяется место Китая в мировой экономике. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям.

За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное  место в мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проблема любой  современной экономики - это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить, ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

Сегодня необходимо создать благоприятную среду, как  для предпринимателей, так и для  наемных работников. Органы власти должны завершить формирование государственных  и частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.

Очень важно  обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности  и бизнеса от вымогательства со стороны  криминальных структур, минимизацию процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность за регистрацию прав частной собственности и сделок по ее передаче, проведение открытых и честных конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности и распределению государственных заказов.

Полномочия  государственного органа по ценным бумагам  нужно расширить так, чтобы он мог требовать полного раскрытия  информации, пресекать обман и  махинации, гарантировать акционерам защиту их прав и соблюдение корпоративного (акционерного) права.

Особого внимания требует  внедрение современных методов  бухгалтерского учета и аудита. Необходимо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы  и доходы. В этой связи также целесообразно расширить возможности и компетенцию специального государственного органа в обеспечении соблюдения принятых стандартов отчетности, надзора за административными нарушениями и злоупотреблениями, в принятии мер по наказанию виновных. От его внимания не должны ускользать попытки искусственного раздувания издержек, создания излишних посреднических звеньев в процессе движения товаров и услуг на рынке.

Следует подчеркнуть  главное: не существует однозначного или  общепризнанного решения проблем  экономики. Разные общества с различными культурным и историческим прошлым, разными обычаями и традициями, противоположными идеологическими устоями, используют различные институциональные структуры для решения реальной проблемы относительно нехватки ресурсов. Наиболее  подходящий и продуктивный для одной экономи-ческой системы способ действий может оказаться  непригодным для другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред.  В.Д. Камаева. – 7 –е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Курс экономической теории: Учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание/ Под ред. Проф. Киселевой Е.А.; проф. Чепурина М.Н.. – Киров : «АСА», 2007.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 1999.
  4. Добрынин А. И. Экономическая теория: Учебник. - М., 1999.

Информация о работе Экономические системы и их классификация