Экономические проблемы развития АПК в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:38, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования выступил АПК и его трансформационные процессы в РФ.
Предметом исследования являются экономические процессы, происходящие в аграрном секторе России.
В первой главе рассмотрен агропромышленный комплекс России, его специфика, взаимосвязь с другими секторами экономики, а также тенденции развития современного АПК.
Во второй главе рассматривается современное состояние аграрного комплекса экономики России, инфраструктурные взаимосвязи, анализируется процесс реформирования АПК, выявляются современные проблемы и возможности и ресурсы поступательного развития агрокомплекса.
В третьей главе анализируются промежуточные итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», определяются тенденции, перспективы и потенциал развития аграрного сектора российской экономики на примере Тамбовской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ…

7
1.1. АПК как структурный элемент народнохозяйственного комплекса: специфика и взаимосвязь с другими секторами экономики………………….

7
1.2. Тенденции развития современного АПК………………………………….
18

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ИНФРАСТРУКТУРА, ХОД РЕФОРМ, ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ……………………………………………


34
Анализ хода реформ, обеспечение развития АПК………………….
34
Значение программ социальной поддержки сельской местности для поступательного развития агрокомплекса…………………………………

41

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..

64
Цели, задачи и условия реализации национального проекта «Развитие АПК»…………………………………………………………………

64
Тенденции и потенциал развития регионального АПК: на примере Тамбовской области……………………………………………………………..

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 4.16 Мб (Скачать файл)

ФЦП (Развитие сельского  хозяйства) опирается на более чем  весомые государственные регламенты, в частности, на такие нормативные документы, как Приказы Минсельхоза России, Федеральный закон и Постановления Правительства Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». При этом непосредственно ФЦП состоит из следующих блоков:

1. Нормативные документы.

2. Развитие физической  культуры и спорта в сельской  местности.

3. Развитие сети автомобильных  дорог.

4. Развитие сети общеобразовательных  учреждений в сельской местности.

5. Реализация ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».

6. Отчетность.

7. Соглашения.

Аграрная политика РФ, выраженная в данной ФЦП, наиболее четко  прослеживается в предпринятых Министерством  сельского хозяйства мероприятиях. Так, определены подразделения центрального аппарата Министерства сельского хозяйства РФ, которые обязаны осуществлять мероприятия ФЦП (в частности, развитие социальной инфраструктуры, инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развитие информационно-консультационного обслуживания, научное обеспечение реализации программы, координировать и контролировать ход реализации всех мероприятий ФЦП). Также Министерство сельского хозяйства утвердило форму соглашения о порядке и условиях предоставления федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ на указанные мероприятия (Об общих принципах организации местного самоуправления), в том числе на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, на развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Пока рано говорить о  результатах ФЦП в общероссийском масштабе, однако, по информации о ходе реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» за январь-май 2008 года, можно сказать с уверенность  – агропромышленный комплекс Российской Федерации существенно развивается. Так, в 2008 году на реализацию ФЦП предусматривается значительная федеральная поддержка в размере 7523,82 млн. руб., из которых 7388,52 млн. руб. за счет Минсельхоза, остальные средства выделены Рособразованием, Роскультурой, Росздравом и Россвязью. В результате инвестиций в 2008 году было предусмотрено построить 1489,2 тыс.кв.м. жилья, из которых 647, 1 тыс. кв.м. – в рамках программы по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности (в соответствии с мероприятиями по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности). По состоянию на 23.06.2008 федеральный бюджет выделил 1693,52 млн. руб. на реализацию ФЦП развитие сельского хозяйства, из которых 1323,906 млн. руб. пошли на жилье, 118,85 млн. руб. – на водоснабжение, 174,05 млн. руб. – на газификацию, 13,17 млн. руб. – на строительство общеобразовательных учреждений, 8,65 млн. руб. – на строительство учреждений первичной медико-санитарной помощи, 53,26 млн. руб. – на электроснабжение, 1,5 млн. руб. – на мероприятия по обеспечению противопожарной защиты сельского населения.

Так что вполне можно  сказать, что национальный проект развития АПК вполне себя оправдывает, а агропромышленный комплекс РФ становится более совершенным и конструктивным. Аграрная политика страны, опирающаяся на ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» реализуется во всем комплексе.

Таким образом, программы, направленные на социальную поддержку  сельской местности расширяют возможности для поступательного развития агрокомплекса.

На сегодняшний день агропромышленный комплекс в России начинает возрождаться. Это связанно с тем, что появились новые  рычаги стимулирования. Для засева, посадки и орошения сельскохозяйственных культур используются новые технологии, а так же предпочтение для выращивания тех или иных культур отдаётся наиболее рентабельным культурам. Селекционеры постоянно выводят новые культуры растений, которые способны дать урожай в три – четыре раза больше, чем предыдущие, при этом используя вдвое меньшую территорию. Так же появилось множество химических удобрений, способных не только увеличить рост и созревание культур, а также избавить от вредителей, не нанося при этом вреда растению и конечному потребителю. В нынешней обстановке частное фермерство занимает, хоть и не главную, но неотъемлемую часть в валовой продукции сельского хозяйства. Государство, в свою очередь, старается стимулировать рост сельского хозяйства, путём дотирования и инвестирования. Всё большие капиталовложения в эту отрасль делают и сами фермеры, помогая этим вывести аграрию на новый уровень. Даже не смотря на то, что агропромышленный комплекс в России, к сегодняшнему дню, не достиг желаемого уровня, он продолжает развиваться с каждым годом всё более высокими темпами. Это дает возможность понять, что в не далёком будущем сельское хозяйство станет одной из наиболее рентабельный отраслей производства.

В Тамбовской области финансирование в рамках национального проекта "Развитие АПК" смогли получить семь объектов - животноводческие комплексы ООО "Тамбовмясопром" Гавриловского района, ООО "Центральное" Никифоровского района, ООО "Золотая Нива" Знаменского района, ОАО "Бондариагропромхимия" Бондарского района, ООО "Федоровское" Жердевского района, ООО "Сельхозинвест" Тамбовского района и одного из КФХ Инжавинского района. Плюс к этому, четыре свинокомплекса в Тамбовском районе строит ООО "Сельхозинвест", бройлерную птицефабрику в Знаменском районе - ООО "Управляющая компания "Провиант", и четыре свинокомплекса в Рассказовском районе - ООО "DANTAM". За два года в строительство этих животноводческих комплексов было вложено почти полтора миллиарда рублей за счет долгосрочных кредитов.

Сельхозпредприятия благодаря участию в национальном проекте получили из федерального и областного бюджета больше 55 миллионов рублей для субсидирования банковской процентной ставки.

Сегодня можно констатировать, что банковские кредиты стали для сельского населения намного доступнее благодаря тому, что они теперь субсидированные.

Федеральный и областной бюджеты взяли на себя погашение процентов за пользование кредитом. В общей сложности для субсидирования личных и фермерских хозяйств из бюджета был выделен 51 миллион рублей. И еще 2,4 миллиона рублей областной бюджет выделил в виде безвозмездной финансовой поддержки потребительским кооперативам - для приобретения оргтехники, телефонов и мебели. По словам исполняющего обязанности начальника областного управления сельского хозяйства Николая Толмачева, ставшие более доступными и дешевыми кредиты позволили сельчанам приобрести 15,5 тысяч голов крупного рогатого скота, 40 тысяч поросят, больше 2 тысяч овец и 50 тысяч тонн концентрированных кормов20.

Если подвести общий итог реализации национального проекта в 2009-2010 годах, то к успехам можно отнести рост поголовья свиней, овец и коз. Объем продукции, произведенной личными подсобными хозяйствами, вырос на 6,7% при запланированных 3,4%, а в фермерских хозяйствах - почти на 30% при плане в 6,5%. Как и предполагалось, на селе создано больше одной тысячи новых рабочих мест. Больше 150 молодых семей, живущих и работающих в сельской местности, справили новоселье21.

А вот с ростом производства молока и мяса - проблема. По данным Тамбовстата, за время реализации национального проекта численность крупного рогатого скота уменьшилась на 21,7 тысячи голов, в том числе коров - на 17,3 тысячи голов. Не удалось выполнить план ввода в эксплуатацию первой очереди свиноводческого комплекса в Гавриловском районе.

Но самые большие потери в птицеводстве.

Численность птицы на птицефабриках сократилась на 70%, с миллиона до трехсот тысяч голов. Причина такого положения дел - в падении закупочных цен на яйца, от которого сильнее всего пострадал госплемптицезавод "Арженка". Как утверждает руководство управления сельского хозяйства области, спасти птицеводство сегодня может только появление серьезного инвестора, готового вкладывать средства в развитие этой отрасли животноводства.

В области осуществляется строительство, восстановление и усовершенствование животноводческих комплексов и ферм. Сейчас строятся семь объектов на сумму 5,9 миллиардов рублей. В начале лета 2008 года в ООО «Тамбовмясопром» Гавриловского района была сдана в эксплуатацию первая часть свиноводческого комплекса, завезено 1500 свиней. Сейчас комплекс целиком укомплектован.

Проводится деятельность по реконструкции птицефабрики «Пушкарская». Рост производства молока предполагается благодаря строительству животноводческих комплексов в ООО «Моршанская  земля» на 6000 коров, ООО «Никольское» на 4800 коров, ООО «Пичаево-Нива» на 4000 коров и других.

Стимулируется развитие малых форм хозяйствования. Основной мерой, направленной на это, является формирование структуры сельскохозяйственных потребительских  кооперативов. В 2008-2009 годах в рамках осуществления национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» кооперативы взяли кредиты на сумму 106 миллионов рублей, малым формам хозяйствования оказаны услуги на 76,2 миллионов рублей. На развитие фермерских и личных подсобных хозяйств у кооперативов было взято займов на сумму 37,2 миллионов рублей.

Государством поддерживается организация выдачи займов малым  формам хозяйствования в виде предоставления залогового имущества из областного и муниципальных залоговых фондов. В 2009-2010 годах для гарантии банкам залогового имущества выделено на 201 миллион рублей.

Начал свою деятельность областной потребительский кооператив по сбыту второго уровня. В стадии оформления кредит на поставку сырья  под областной залог. Основной задачей  кооператива является заготовка  и реализация продукции посредством торгов и аукционов в целях обеспечения социальной сферы, и выход на розничные и оптовые рынки на региональном и всероссийском уровне.

В итоге деятельности по развитию малых форм хозяйствования рост производства продукции сельского  хозяйства в фермерских и личных подсобных хозяйствах области в 2010 году составил 6,5%.

Для осуществления мероприятий  Государственной программы между  российским Министерством сельского  хозяйства и администрацией Тамбовской области на 2008-2012 годы был заключен договор, в котором определены взаимные обязательства. Такие же договоры заключены областной администрацией с районными администрациями.

Реализовывать основные задачи Государственной программы  планируется посредством всеобъемлющего внедрения современных технологий в животноводстве и растениеводстве, финансирования строительства новейших животноводческих комплексов, восстановления существующих ферм, укрепления материально-технической базы сельских производителей, высокоэффективной эксплуатации земли и выделяемых на сельское хозяйство бюджетных средств, развития малых форм хозяйствования, развития социальной структуры села.

В 2012 году планируется  производство мяса и птицы увеличить  в 1,6 раза от уровня 2007 года и довести  до 140 тысяч тонн, производство молока повысить до 322 тысяч тонн, то есть увеличить на 14,5%.

В целях реализации намеченных задач в рамках утвержденной «Программы развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2008-2012 годы» планируется освоить 13 миллиардов рублей бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета 7,6 миллиардов рублей и из областного – 5,4 миллиардов рублей.

В среднем увеличение объема производства продукции сельского  хозяйства составило около 5% во всех типах хозяйств.

Таким образом, программы, направленные на социальную поддержку  сельской местности, способствуют поступательному  развитию агрокомплекса.

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1. Цели, задачи и условия реализации национального проекта «Развитие АПК»

Результаты реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" известны. Действительно, большинство намеченных показателей  достигнуто, однако общий прирост  производства не столь велик: дополнительно к сложившемуся в среднем за два предшествующих года он составил менее 1%-ного пункта. Важность проекта заключается прежде всего в том, что он открыл "дверь", в том числе и в общественном сознании, для дальнейшего наращивания усилий по восстановлению и развитию АПК22.

Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России, март 2008 г.) предполагает в качестве стратегической цели "...достижение уровня экономического и социального  развития, соответствующего статусу  России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан". Такого результата намечается достичь с переходом российской экономики "...от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития".

В качестве целей государственной  аграрной политики поставлены:

-обеспечение потребностей  населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства;

-устойчивое развитие  сельских территорий, повышение  уровня жизни сельского населения  и сокращение его отставания  от городского;

-повышение конкурентоспособности  отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом аграрном рынке;

Информация о работе Экономические проблемы развития АПК в современной России