Экономические проблемы развития АПК в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:38, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования выступил АПК и его трансформационные процессы в РФ.
Предметом исследования являются экономические процессы, происходящие в аграрном секторе России.
В первой главе рассмотрен агропромышленный комплекс России, его специфика, взаимосвязь с другими секторами экономики, а также тенденции развития современного АПК.
Во второй главе рассматривается современное состояние аграрного комплекса экономики России, инфраструктурные взаимосвязи, анализируется процесс реформирования АПК, выявляются современные проблемы и возможности и ресурсы поступательного развития агрокомплекса.
В третьей главе анализируются промежуточные итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», определяются тенденции, перспективы и потенциал развития аграрного сектора российской экономики на примере Тамбовской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ…

7
1.1. АПК как структурный элемент народнохозяйственного комплекса: специфика и взаимосвязь с другими секторами экономики………………….

7
1.2. Тенденции развития современного АПК………………………………….
18

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ИНФРАСТРУКТУРА, ХОД РЕФОРМ, ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛИ……………………………………………


34
Анализ хода реформ, обеспечение развития АПК………………….
34
Значение программ социальной поддержки сельской местности для поступательного развития агрокомплекса…………………………………

41

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………..

64
Цели, задачи и условия реализации национального проекта «Развитие АПК»…………………………………………………………………

64
Тенденции и потенциал развития регионального АПК: на примере Тамбовской области……………………………………………………………..

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 4.16 Мб (Скачать файл)

- приобретение жилого помещения  путем участия в долевом  строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

Согласно программе реализуется  поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства  сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Целями осуществления  мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

- обеспечение благоустройства  сельских поселений в рамках пилотных проектов;

- повышение уровня  архитектурно-планировочных решений  массовой жилищной застройки  и объектов социальной инфраструктуры;

- распространение передового  опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди субъектов Российской Федерации.

Предполагается реализовать  проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2008-2012 годы в 220 сельских населенных пунктах. Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.

В состав проекта комплексной  компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:

- инженерной подготовки строительной  площадки массовой жилищной застройки,  озеленения, уличных дорог и тротуаров; 

- социальной и культурно-бытовой  сферы, необходимые для  обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.

Для эффективного функционирования сельского  хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий  функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.

Программой также предусмотрено  оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства.

Целями осуществления мероприятий  по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

Для достижения поставленных целей  решаются следующие задачи:

- развитие на федеральном уровне  учебно-методического центра по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в субъектах Российской Федерации;

- интеграция учебно-методических  центров с системой информационного обеспечения;

-  обеспечение переподготовки  специалистов для сельского хозяйства  с учетом современных экологически  чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению.

Развитие учебно-методических центров  предусматривается осуществлять путем реализации следующих мероприятий:

- квалифицированное предоставление  консультационной помощи, в том  числе при оформлении кредитов, по которым предоставляются субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- методическая работа учебно-методических  центров; 

- подготовка специалистов по  оказанию консультационной помощи  сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- мониторинг, маркетинг и публикация материалов для распространения опыта консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- интеграция консультационной  помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям  с системой информационного обеспечения,  в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании.

Приоритетным является участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики.

Целями осуществления  мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Для достижения поставленных целей  решаются следующие задачи:

- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных  товаропроизводителей в разработке  проектов нормативных правовых  актов, целевых программ, национального  доклада о ходе и результатах  реализации Программы;

- обобщение и распространение  достижений науки и техники,  российского и иностранного инновационного  опыта в сфере развития сельского  хозяйства, сохранение и поддержание  генофонда животных и  растений;

- разработка технических заданий  на технические регламенты, определяющие требования по качеству и безопасности продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимые для функционирования системы технического регулирования отрасли;

- предоставление необходимой информации  для формирования и реализации государственной аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;

- реформирование органами  государственной власти системы стандартизации в сельском хозяйстве путем организации механизмов разработки и внедрения национальных стандартов, унифицированных в соответствии с международными стандартами, обеспечивающих применение передовых технологий, методов рационального использования ресурсов, а также техническую и информационную совместимость;

-  содействие внедрению  систем управления качеством продукции на базе международных стандартов, комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок по вопросам обеспечения качества продукции.

Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации государственной аграрной политики, разработке технических регламентов, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли, а также предложения по реформированию системы стандартизации в сельском хозяйстве.

Согласно Программе  также идет активное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства:

Приоритетное развитие животноводства.

Поддержка племенного животноводства.

Развитие северного  оленеводства и табунного коневодства.

Развитие овцеводства  и козоводства.

Проведение противоэпизоотических  мероприятий.

Развитие приоритетных отраслей растениеводства.

Поддержка элитного семеноводства.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях.

Развитие производства льна.

Производство рапса.

Закладка многолетних  насаждений.

Поддержка экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации

Программой предусмотрено  повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе.

Целями осуществления  мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.

Для достижения указанных  целей решаются следующие задачи:

- обеспечение доступа  личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных  потребительских кооперативов к  кредитам;

- развитие системы  сельскохозяйственной кредитной  кооперации;

- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;

- повышение доходов  сельского населения. 

Государственная поддержка  осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

Реализация мер по развитию малых форм хозяйствования на селе будет осуществляться в том числе посредством предоставления кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк". В этих целях предусматривается осуществить увеличение уставного капитала указанного акционерного общества.

Кроме того, государственная  поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья) в размере 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов осуществляется в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

Общий объем финансирования Программы в 2008-2012 годах за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд. рублей, в том числе:

в 2009 году - 100 млрд. рублей;

в 2010 году - 120 млрд. рублей;

в 2011 году - 125 млрд. рублей;

в 2012 году - 130 млрд. рублей.

Для целей нашего исследования необходимо такде рассмотреть значение Федеральной Целевой Программы «Социальное развитие села до 2012 года» для поступательного развития агрокомплекса.

ФЦП «Социальное развитие села» (ФЦП развитие сельского хозяйства) была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 № 858. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 № 143 в нее были внесены определенные изменения, и главное – срок действия программы продлен до 2012 года.

Целью ФЦП было и является комплексное развитие социальной сфера и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также сельских территорий муниципальных образований; обеспечение правовых, административный и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; обеспечение условий для окончательной передачи объектов социальной сфера и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; развитие и рост рынка труда в сельской местности и гарантия его привлекательности для населения; создание фундамента для повышения престижности проживания в сельской местности. Данная Федеральная Программа (ФЦП развития сельского хозяйства), по-сути, - национальный проект развития АПК, современная аграрная политика Российской Федерации в ее концентрированном варианте.

Информация о работе Экономические проблемы развития АПК в современной России