Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Налоги: эволюция, определение и виды………………………………..…….5

2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………...…..14

3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19

Заключение…………………………………………………………………….…28

Список литературы…………………………………………………………...….30

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая теория.docx

— 65.75 Кб (Скачать файл)

     В НК РФ изложены следующие общие условия  установления налогов и сборов:

  • при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
  • в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком;
  • акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

     Важная  роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы  РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с  действующим законодательством  относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения  по всей территории государства.

     Система налоговых органов в РФ построена  в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы  и ее составляющие имеют свои функции  и специфику. Структура налоговых  органов представлена на рис.1.

     

     Рис. 1. Структура налоговых органов  РФ6.

     Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

     Основные  функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
  • ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

     ФНС России находится в ведении Минфина  России.

     ФНС России руководствуется в своей  деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

     ФНС России ведет деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными  фондами, общественными объединениями  и иными организациями.

     ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

     Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый  орган является самостоятельным  юридическим лицом, но в то же время  находится в вертикальной подчиненности  и входит в единую централизованную систему.

     Межрегиональные инспекции по федеральным округам  занимают промежуточное положение  между федеральной налоговой  службой и территориальными управлениями ФНС России.

     Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным  округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

     Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

  • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
  • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
  • Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
  • Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
  • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
  • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
 

 

     

     Заключение

     Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

     В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в  отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

     И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым  условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

     Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.

     Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

 

     

Список  литературы 

     
  1. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: уч. пос. – 2-е изд. – М.: Экспо, 2009. – 480 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 09.02. 2012).
  3. Налоги и налоговое право: уч. пособ. для вуз. [под ред. Брызгалина А.В.]. – М.: Аналитика-пресс, 1997. – 600 с.
  4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: уч. для вуз.– 7-е изд.– М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
  5. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: уч. пос.– М.: ГроссМедиа: Российский Бухгалтер, 2009. – 423 с.

Информация о работе Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства