Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Налоги: эволюция, определение и виды………………………………..…….5

2. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………………...…..14

3. Налоговая политика и налоговая система России……………………..……19

Заключение…………………………………………………………………….…28

Список литературы…………………………………………………………...….30

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая теория.docx

— 65.75 Кб (Скачать файл)

     Ярким примером прогрессивной (сложной) процентной ставки в российской налоговой системе  служит шкала обложения физических лиц подоходным налогом, действовавшая  до 2001 г. Вся сумма годового облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%; вторая часть (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) – по ставке 20%; третья часть (более 150 тыс. руб.) – по ставке 30%. В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

     Регрессивные  ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по единому социальному налогу.

     За  налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

     Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

     Действующим законодательством предусмотрена  следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

     В настоящее время виды налогов  и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

     Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида (табл. 2):

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

     Таблица 2.

     Классификация налогов в РФ в зависимости  от уровня установления3

Уровень установления Налоги
Федеральные Налог на добавленную  стоимость 

Акцизы

Налог на доходы физических лиц 

Налог на прибыль  организаций 

Налог на добычу полезных ископаемых

 Водный налог

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов Государственная пошлина

Региональные Налог на имущество  организаций 

Транспортный  налог 

Налог на игорный  бизнес

Местные Земельный налог

Налог на имущество  физических лиц


 

     Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

     Региональные  налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

     Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

     При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и  земельного налога.

     В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

     Прямые  налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

     Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

     Косвенные налоги – наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

     Вместе  с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения  вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

     Нередко на практике проводят разделение налогов  в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

     К общим налогам относятся большинство  взимаемых в любой налоговой  системе налогов. Их отличительная  особенность заключается том, что  после поступления в бюджет они  обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем  бюджете.

     В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными  видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут  служить:

  • единый социальный налог;
  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

     Особая  категория налогов – так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Особенность этих налогов состоит в том, что  со дня их введения на территории соответствующих  субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных  НК РФ. 

     2. Функции налогов и их взаимосвязь. 

     Налог – это экономическая категория, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, имеют специфическое общественное назначение: они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства.

     Экономическая сущность налога проявляется через  его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

     В настоящее время в экономической  науке нет единой устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых  налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и  стимулирующую. По мнению других, кроме  фискальной налоги выполняют, по меньшей  мере, еще три функции: распределительную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.

     Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности  одной функции присущи другим функциям.

     Рассмотрим  суть и механизмы проявления налогом  своих функций.

     Фискальная  функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.

     Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства, здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.

     В частности, снижение налоговой нагрузки для российских малых предприятий  при переходе на упрощенную систему  налогообложения и систему налогообложения  в виде единого сельскохозяйственного  налога стимулирует развитие предприятий  данного сектора экономики. Льготы, предоставляемые работодателям  по уплате единого социального налога, побуждают их к использованию  труда инвалидов. Занятие благотворительной  деятельностью дает возможность  гражданам использовать налоговые  вычеты по налогу на доходы физических лиц и т.д.

     Немаловажное  значение в реализации этой функции  имеет и налоговая система  сама по себе: вводя одни налоги и  отменяя другие, государство стимулирует  развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая  развитие других. С помощью налогов  государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных  ее отраслей, структуру и пропорции  общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

     Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая  называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию налога, государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.

     Регулирующая  функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

     Классическим  примером реализации регулирующей функции  налогов может служить введенный  в Германии еще в начале XX в. и  сохранившийся до сих пор налог  на уксусную кислоту. Цель его установления – прекратить расходовать на изготовление уксусной кислоты вино. Из-за этого цена на уксусную кислоту, сделанную из вина, резко возросла, в результате чего производить уксусную кислоту из вина стало невыгодным. Данные меры, предпринятые государством, в свою очередь, подтолкнули производителей к созданию искусственной уксусной кислоты. Денежные поступления от данного налога едва покрывали расходы на его взимание, но регулирующая цель была достигнута. Этот пример подтверждает то, что с помощью регулирующей функции налогов государство может влиять на процессы производства и потребления.

     Благодаря данной функции налога государство  может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и  экологические аспекты жизни  общества.

     Ярким примером является решение с помощью  налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В  частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало  значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована  фискальная функция налога. Таким  образом, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

Информация о работе Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства